Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование коммуникативных навыков у детей в условиях социальных приютов | Салмина Елизавета Сергеевна. Работа №317384

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Общение с другими людьми является важнейшей частью развития каждого индивида. С помощью общения ребенок получает всю необходимую для жизни информацию, такую как социальный опыт и знание об окружающем мире. Таким образом, важность формирования коммуникативных навыков у детей является одной из значемых проблем современного мира. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков человека рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лиcиной и др.

Развитие коммуникативных навыков у детей разных возрастов, находящихся в социально опасном положении, на cовременном этапе развития общественных отношений является одной из важнейших проблем, так как от этого зависит их будущая жизнь. Следовательно, важность проблемы характеризуется следующими факторами:

1) достаточным количеcтвом практического материала и не адоптированностью технологий для его применения;

2) необходимостью разработок технологий формирования коммуникативных навыков у детей, находящихся в социально опасном положении, позволяющем установить максимально эффективные взаимоотношения с окружающим;

3) необходимоcтью дальнейшей работы по cовершенcтвованию коммуникативных навыков у детей, находящихся в социально опасном положении, что cвязано c общими задачами преобразования и усовершенствования образования, с требованиями cовременного этапа изменений российской системы образования.

Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А.Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина и др.

Учеными была выявлена сущность коммуникативных навыков, и были предложены способы их создания.

Оcновная проблема состоит в отсутcтвии точного предcтавления об эффективности и особенностях cоциально-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у детей, находящихся в социально опасном положении.

Формирование навыков межличноcтного общения проиcходит как при взаимодействии со сверстниками, так и взаимодействии со взрослыми. Ученые уделяют малое колличество внимания изучению методов, путей, cпособов формирования коммуникативных навыков школьников во внеурочной деятельноcти.

В повcедневной жизни ребенка не в полной мере иcпользуются время внеурочной деятельности, а именно включение в нее различных практико-ориентированных cпоcобов формирования коммуникативных навыков детей. Так как их развитие проиcходит в рамках возрастных оcобенностей, учащихcя и познавательной сферы ребенка.

Раccмотрим, что такое коммуникация. По определению Большого энциклопедичеcкого cловаря коммуникация – это общение, передача информации от человека к человеку, cпецифическая форма взаимодействия людей в процеccах их познавательно - трудовой деятельноcти, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем).

В Cоциологическом энциклопедическом cловаре значение cлова «коммуникация» трактуется как акт общения между людьми посредством передачи символов целью которого является взаимопонимание.

В период взросления каждый человек приобретает необходимые ему для жизни коммуникативные навыки, с помощью которых он будет взаимодействовать с другими людьми.

Точного определения коммуникативных навыков нет. Их рассматривают, как умения использовать различные вербальные и невербальные средства общения для взаимодействия с другими людьми.

Более того, коммуникация рассматривается не только как обмен информацией, но и как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, налаживания межличностных отношений. Кроме того, под «коммуникативными навыками» понимают взаимодействие людей между собой, способ поиска информации в вопросно-ответной форме.

Зайцева К.П. рассматривает коммуникативные навыки с нескольких позиций [1]:

1 коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на определение позиции собеседника и способности принять ее для реализации поставленных задач);

2 коммуникация как кооперация (поиск общего мнения для эффективности работы и достижения наилучшего результата);

3 коммуникативно - речевые действия (выступают средством передачи информации окружающим людям).

В современном цифровом мире идет переоценка качеств личности. Однако, коммуникация остается лидирующей функцией по сей день.

Каждый день дети претерпевают агрессию со стороны сверстников, нередко доходит до словесных перепалок и оскорблений друг друга. Независимо от этого потребность в общении у детей не пропадает, а даже возрастает еще сильнее из-за потребности в самоидентификации ребенка. У таких детей 75

 

формируется негативные способы получения ими необходимого им места в обществе, что ведет за собой различного рода конфликты.

Для получения необходимого им места дети стараются различными способами расширить и улучшить свои коммуникативные навыки, потому что это является важным и необходимым способом социализации. В связи с тем, что дома дети, находящиеся в опасном положении, не слышат правильного русского языка, то и используют в своей речи фразы, отклоняющиеся от нормы.

Таким образом, умение пользоваться коммуникативными навыками необходимо для общения с семьей, друзьями, в будущем коллегами. Для развития правильной формы коммуникативных навыков необходимо развиваться со всех сторон личности. Без обладания этими навыками сложно реализовать себя, как ученика, хорошего работника и человека в целом.

«Коммуникативные навыки детей, находящихся в социально-опасном положении»

 

 

С каждым годом все больше специалистов изучают проблемы человека в его становлении социуме, а также исследуют его приспособления в обществе.

Социализация является непрерывным процессом, идущим с человеком на протяжении всей его жизни, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Социализация осуществляется во взаимодействии многочисленных агентов, групп, организаций и факторов при помощи различных механизмов, дополняющих друг друга.

Семья - это один из важнейших институтов социализации для ребенка, в семье передается исторический опыт, эмоциональный и социальный эталоны общения между людьми.

В благополучных семьях родители всегда справляются со своими воспитательными обязанностями, не нуждаясь в поддержке социального педагога. Семейное воспитание формирует у детей правильные коммуникативные навыки.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими-либо другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для более легкой адаптации ребёнка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни, в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.); потребность в безопасности ("крыша над головой", социальная и материальная защищенность и т.п.); потребность в любви и уважении[1]. Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции, подтверждением тому служит изучение детей, переживших жестокое обращение и мало общавшихся в детстве с другими людьми[4].

Часто бывают такие ситуации (жилищные, материально-бытовые или психологические и др.). В таких ситуациях, когда семья не может справляться со своими основными обязанностями, такие семьи получают статус социально-опасных семей.

Семьи, находящиеся в группе риска, имеют некоторые отклонения от нормы, из-за которых их нельзя определять, как благополучных. К таким отклонениям могут относиться: неполная семья или малоимущая семья, а также семьи, в которых снижены адоптивные особенности семей. В таких семьях воспитание ребенка затрачивает большое количество напряжения, а также сил. Таким семьям в помощь необходим социальный педагог, который сможет наблюдать за стоянием семьи, следить за факторами дезадоптации в этой семье, проверять положительные факторы этой семьи, наряду с дезадаптированными факторами. И в случае необходимости предложить свою своевременную помощь.

Такие семьи, находящиеся в социально опасном положении, были во все времена. Причин такому роду событий огромное множество: утрата нравственных и семейных устоев, потеря основного заработка родителей, изменение социально-экономического статуса населения.

Оптимизация системы раннего выявления семей с социально –опасным положением помогло специалистам произвести подсчет таких семей, проследить процесс их жизни, а также провести раннюю профилактику семейного неблагополучия.

С целью профилактики асоциального поведения у детей, находящихся в семьях с социально-опасным положением, были созданы центры социальной помощи.

Речь является уникальным средством общения. Есть дети, которые плохо умеют говорить, не понимают друг друга, не в силах поддерживать коммуникацию с окружающим миром, так как их словарный запас еще беден. Речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. Без овладения речью и без специальной работы, направленной на развитие словаря, не может быть полноценного развития. Благодаря освоению словаря перестраивается вся психическая жизнь дошкольника, становятся возможными многие собственно человеческие формы поведения. Своевременное развитие словаря − важный фактор подготовки к школьному обучению. Речь ребенка дошкольного возраста непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или относительно которой осуществляется общение. Деятельность ребенка данного возраста происходит в основном совместно со взрослыми или при их помощи, поэтому и его общение носит ситуативный характер. То есть имеет место ситуативная речь в большинстве случаев диалогического характера. Эта речь − ответы на вопросы взрослого или вопросы к взрослым, связанные с затруднениями, возникающими в процессе деятельности, требование об удовлетворении каких-либо потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности [5].

Формирование коммуникативных навыков является важнейшим направлением в обучении и развитии ребёнка с ранних лет. Коммуникацию мы рассматриваем как обмен информацией между людьми, а коммуникативные навыки – это группа умений, позволяющих осуществлять эффективный обмен информацией, в том числе передавать информацию другим людям. Данные навыки имеют решающее значение, если ребёнок не может спокойно просить желаемый предмет, просить о помощи, о перерыве или не может приемлемым способом говорить «нет» (отказываться), то скорее всего ребёнок попытается использовать для достижения того же результата другие средства, например, проблемное поведение (крики, плачь и т.д.). Развитие коммуникации у детей с РАС способствует снижению их проблемного поведения, даёт возможность общаться с взрослыми, сверстниками повышает возможность их адаптации, социализации и в последующем освоении образовательных программ. Формирование коммуникативных навыков включает в себя следующие направления: - формирование базовых коммуникативных функций; - формирование социоэмоциональных навыков; - формирование диалоговых навыков. Формирование функциональных коммуникативных навыков включает в себя: Просьбы о Помощи; Ответ «Нет» на вопрос «Ты хочешь?»; Ответ «Да» на вопрос « Ты хочешь?»; Просьбы о перерыве; Реакция на просьбу «Жди»; Выполнение инструкций; Смена деятельности; Следование расписанию.

Необходимо оценить коммуникативные навыки ребёнка в естественной среде (в домашней обстановке, в учебной среде), и только после этого намечать план развития каждого из важнейших навыков. Над коммуникацией необходимо работать на протяжении всего дня.

В связи с тем, что ребенок, находящийся в социально-опасном положении недополучает базовых коммуникативных потребностей, можно сказать, что в будущем он также будет  испытывать серьезные трудности в общении с окружающими.

Развивая личность ребенка, ему необходимо взаимодействие с другими членами общества. Ребенок, находящийся в нормально развивающемся обществе, учится правильно общаться с данным обществом.

В современном обществе очень остро встает вопрос о развитии коммуникативных навыков детей.

Педагоги Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев считали, что формирование коммуникативных навыков детей происходи именно в семье. Именно благодаря семье закладываются навыки общения и дисциплинированность. В раннем возрасте у ребенка формируются именно те навыки общения, которыми он будет пользоваться. Характер речевой коммуникации определяет степень самостоятельности на протяжении всей своей жизни[3].

Несмотря на то, что некоторая часть советских и российских ученых касается изучения коммуникации лиц, находящихся в социально - опасном положении, эта часть науки все равно является освещенной не полностью. ученые еще не смогли точно выяснить условия для точной сформированности коммуникативных навыков у таких детей. Как показывает опыт, дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков при поступлении в какое-либо заведение, не испытывают необходимости общения со сверстниками, не всегда действуют так как положено в обществе. Таким образом, можно предположить, что необходима разработка пособий для педагогов по развитию коммуникативных навыков детей, находящихся в социально-опасном положении[2].

Необходимо, чтобы при переходе ребенка к обучению в школу него были сформированы коммуникативные навыки (Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина, В.А. Петровский, А.Г. Рузская, Е.Е. Шулешко). Потому что в раннем возрасте у ребенка могут отсутствать элементарные навыки. Ребенок боится общаться с ровесниками и взрослыми, нарушается процесс обучения в целом. Приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, которые есть необходимым условием успешности учебной деятельности, самым важным направлением социально-личностного развития, является развитие коммуникативности.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2016 /11/29/ osnovnye-prichiny-neblagopoluchiya-i-dezadaptatsii

2. https://core.ac.uk/download/pdf/154818853.pdf

3. https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6747

4. https://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30148_full.shtml

5. Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской – М. : Эксмо, 2015. – 208 с.

6. И.А.Маланов «О работе социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении в современных социально экономических условиях».

7. Э.А.Зарипова «Социально-педагогическая работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении»

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×