"Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с РАС посредством игры" | Матвеева Ксения Ринатовна. Работа №330094
Основная цель проведения родительского собрания: повышение компетентности родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях.
Основные задачи родительского собрания:
Формировать навыки и умения проведения игр с детьми в домашних условиях и организации домашнего досуга;
Ознакомить родителей основным способам и приёмам игры с аутичным;
Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе общения с ребенком;
Расширять контакт между педагогами и родителями.
Родительское собрание в общеобразовательном учреждении МБДОУ детский сад № 80 «Аист».
27 апреля было проведено родительское собрание, на котором я выступала с темой «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с ранним детским аутизмом посредством игровой деятельности».
Основная цель проведения родительского собрания: повышение компетентности родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях.
Основные задачи родительского собрания:
Формировать навыки и умения проведения игр с детьми в домашних условиях и организации домашнего досуга;
Ознакомить родителей основным способам и приёмам игры с аутичным;
Совершенствовать формы родительского взаимодействи
я в процессе общения с ребенком;
Расширять
контакт между педагогами и родителями
.
Текст выступления:
Как и все дети, каждый ребенок с расстройством аутистического спектра обладает яркой индивидуальностью. Во многом такие дети даже более самобытны, т.к. развитие их личности в меньшей степени зависит от социальных норм. На практике это означает, что то, что хорошо работает с одним аутичным ребенком, не оказывает никакого воздействия на другого. Те подходы, о которых мы будем говорить на нашем занятии, тем не менее, подходят для работы с большинством аутичных детей. Скорее всего, вы сами поймете, что лучше всего подойдет именно вашему малышу, просто доверьтесь своей интуиции.
Аутичные дети со временем начинают реагировать на взрослых, которые пытаются взаимодействовать с ними через игровые подходы.
Когда ребенок с большим интересом будет обращаться к вам, а не к своим традиционным занятиям, вам будет гораздо легче научить его чему-нибудь. Совместная интенсивная игра, лучше, чем любое другое занятие, помогает развить умение соблюдать очередность и совместное внимание. Найдите то, что представляет интерес для вашего ребенка и поддержите его. Присоединяйтесь к его занятиям в той форме, в которой он вам это позволит.
Пусть на первых порах он диктует правила, по которым будет строиться ваша игра, но вы вполне можете осторожно пытаться привнести в нее что-то новое, если он позволит. Если ребенок полностью поглощен своим занятием, едва ли он будет пытаться бегать по потолку или стараться выскочить в окошко, особенно если вы рядом и также как он увлечены вашей общей игрой. Подойдите к процессу с фантазией, выйдите за рамки привычных представлений об игровом процессе, позвольте себе стать немного волшебником – не одно, так другое обязательно заинтересует вашего ребенка.
Например, ребенок катает машинку вперед – назад: как расширить эти действия и включиться взрослому? (можно начать строить дорогу для машинки или толкайте свою машинку, повторяя движения ребенка). Ребенок кружится вокруг себя (присоединяйтесь к кружению).
Так, например, Сара Ньюмен дает следующие рекомендации для лучшего понимания окружающих аутичным ребенком:
Обращаясь к ребенку говорить просто и
ясно. Не употреблять сложных конструкций, употреблять только ключевые слова.
Речь
взрослого должна укладываться в
рамки понимания ребенка и
в то же время чуть-чуть выходить за её пределы. То есть, адаптировать свою речь по мере развития возможностей детей.
Следить за тем, ч
тобы ваше выражение лица и
интонация совпадали со словами.
Во время разговора с ребёнком использовать естественные жесты, что облегчит ему понимание.
Немедленно отвечать на любое «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дать ребенку понять, что коммуникация всегда действенна.
Встречать любые попытки общения похвалой, ободрением.
«Переводите» соо
бщение ребенка на язык слов.
Для лучшего понимания происходящего вокруг, необходимо постоянно сообщать ребенку о событиях повседневной жизни.
Читать книги и обсуждать сюжет и героев.
Играть с ребенком — это источник развития речи и общения.
Следует помнить, что коммуникативные навыки как база для гармоничного развития личности наиболее успешно формируются в случае предоставления ребенку возможности обучения взаимодействию на собственном опыте при поддержке ближайшего окружения и специалистов. Сформированная среда по своим параметрам должна быть максимально приближена к естественной.
Дети – аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур и заниматься каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты. Большинство людей нуждаются в уединении и дети с аутизмом не исключение. Можно сделать ему какой-нибудь «тайный» уголок – место, где он может оставаться наедине со своими мыслями и ему никто не будет мешать.
Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором.
Игры, которые вы можете использовать с ребенком дома:
1. Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: «Пора спать» и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: «снять одежду», «надеть пижаму», «почистить зубы», «умыться», «сходить в туалет», «пойти спать» и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать «пора спать» и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но, это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия «гулять», «кушать», «читать», «рисовать».
2. Дети с аутизмом обычно боятся воды. Необходимо предлагать ему игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.
3. Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.
4. Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.
5. Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.
6. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.
7. Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей пазла необходимо увеличивать.
8. Еще одно упражнение на моторику. Разложите в ряд одинаковые предметы, и пусть ребенок перевернет их.
9. Танцуйте. Можно танцевать дома или найти подходящий кружок для коллективных занятий.
10. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.
Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений, к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя. И самое главное правило – такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой…