Название статьи:
Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха и речи | Антонова Наталья Александровна. Работа №344364
Дата публикации:
23.09.2024
Автор:
Антонова Наталья Александровна
Описание:
Аннотация: Статья посвящена особенностям формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха и речи в коррекционной школе. Рассматриваются методы и подходы, применяемые воспитателями для развития речевой и невербальной коммуникации у детей с особыми образовательными потребностями. Описаны примеры практических занятий, направленных на улучшение коммуникативных способностей и взаимодействия с окружающими.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, нарушение слуха, нарушение речи, коррекционная школа, жестовый язык, речевое развитие, социальная адаптация.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И РЕЧИ
Антонова Наталья Александровна, воспитатель
КГОБУ "Ракитненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Аннотация: Статья посвящена особенностям формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха и речи в коррекционной школе. Рассматриваются методы и подходы, применяемые воспитателями для развития речевой и невербальной коммуникации у детей с особыми образовательными потребностями. Описаны примеры практических занятий, направленных на улучшение коммуникативных способностей и взаимодействия с окружающими.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, нарушение слуха, нарушение речи, коррекционная школа, жестовый язык, речевое развитие, социальная адаптация.
Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха и речи — одна из ключевых задач воспитательной работы в коррекционной школе. Эти дети испытывают значительные трудности во взаимодействии с окружающими, что мешает их полноценной социальной адаптации и интеграции в общество. Однако благодаря системной работе воспитателей и применению эффективных методов можно помочь детям с ограничениями слуха и речи развить важные навыки общения, необходимые для их успешного развития и социализации.
Одной из главных задач воспитателей в работе с детьми с нарушениями слуха и речи является создание условий для формирования у детей навыков общения, учитывая их индивидуальные особенности. Важно понимать, что для таких детей характерны не только проблемы с восприятием речи, но и сложности в выражении собственных мыслей, эмоций и потребностей. Поэтому коммуникация должна строиться на комплексном подходе, включающем как развитие речевых навыков, так и освоение невербальных форм общения.
Первостепенной задачей является развитие жестового языка как основного средства общения для детей с нарушениями слуха. Воспитатель должен обучить детей базовым жестам, которые помогут им выражать свои желания и эмоции. Например, простые жесты, такие как "да", "нет", "спасибо", "пожалуйста", должны быть усвоены каждым ребёнком на начальном этапе. В процессе обучения важно использовать наглядные пособия, например, карточки с изображениями жестов, чтобы дети могли ассоциировать конкретные жесты с их значениями.
Одним из эффективных методов формирования коммуникативных навыков является использование интерактивных игр и упражнений. Например, игра "Угадай жест" способствует развитию навыков невербальной коммуникации и улучшению понимания других. В ходе игры один ребёнок показывает жест, а остальные должны угадать его значение. Это не только тренирует навык использования жестов, но и развивает внимательность, что важно для успешного общения.
Не менее значимым аспектом работы с детьми с нарушениями слуха и речи является развитие у них способности понимать окружающих через чтение с губ. Этот навык особенно важен для тех детей, у кого сохранены остатки слуха. Воспитатель может проводить специальные занятия, где дети учатся "читать" по губам короткие фразы и слова. Для этого можно использовать игру "Прочитай, что я сказал", где воспитатель произносит слова без звука, а дети пытаются их повторить. Этот процесс требует терпения и систематичности, но постепенно дети начинают воспринимать информацию визуально, что помогает улучшить коммуникацию с окружающими.
Особое внимание следует уделять развитию речевых навыков у детей с нарушениями речи. Здесь важен индивидуальный подход, так как у каждого ребёнка может быть своя степень сложности с произношением звуков или формированием фраз. Воспитатель должен работать в тесном сотрудничестве с логопедом, чтобы разрабатывать программы, направленные на коррекцию речи. Например, для детей с трудностями в произношении отдельных звуков можно использовать специальные артикуляционные упражнения и игры. Игра "Повтори звук" помогает ребёнку тренировать произношение сложных для него звуков через повторение слов, сопровождаемых наглядными изображениями.
Важным элементом коммуникативного развития является работа над социальными навыками общения. Дети с нарушениями слуха и речи часто испытывают трудности в общении с ровесниками и взрослыми, особенно в новых социальных ситуациях. Поэтому воспитателю необходимо создавать такие условия, где ребёнок сможет активно участвовать в коллективной деятельности, научиться работать в команде и выражать свои мысли. Например, организация ролевых игр, где дети разыгрывают различные социальные сценарии (например, "Поход в магазин" или "Встреча с другом"), помогает детям адаптироваться к реальной жизни, развивать коммуникативные навыки и учиться решать конфликтные ситуации.
Не менее важна работа с эмоциональной сферой детей. Нарушения слуха и речи могут приводить к эмоциональной изоляции, поскольку детям трудно выражать свои чувства и понимать эмоции других. Воспитатель может использовать специальные упражнения для работы с эмоциональной экспрессией. Например, игра "Угадай эмоцию" помогает детям научиться распознавать эмоциональные состояния по мимике и жестам. В ходе игры воспитатель демонстрирует различные эмоции (радость, грусть, злость), а дети должны угадать, что это за эмоция и попытаться её изобразить. Это упражнение помогает детям лучше понимать чувства окружающих и улучшает их способность выражать собственные эмоции.
Для детей с нарушениями слуха и речи также важно развивать навыки самообслуживания и самостоятельности, так как это способствует укреплению уверенности в себе и своей способности взаимодействовать с окружающими. Например, воспитатель может организовывать занятия, где дети учатся самостоятельно одеваться, ухаживать за собой или выполнять простые домашние обязанности. Это помогает детям осознавать свою самостоятельность и учит их взаимодействовать с миром через выполнение практических задач.
Большую роль в формировании коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха и речи играет использование мультимедийных технологий. Современные программы и приложения позволяют создать для детей интерактивные задания, где они могут тренировать речевые навыки, развивать слуховое восприятие и учиться общаться через визуальные образы. Например, существуют программы, которые помогают детям учить новые слова через ассоциации с картинками и жестами. Важно, чтобы воспитатели активно использовали такие ресурсы, чтобы разнообразить процесс обучения и сделать его более увлекательным и доступным для детей.
Таким образом, формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха и речи — это сложный и многоплановый процесс, требующий применения различных методов и индивидуального подхода к каждому ребёнку. Воспитатель играет важнейшую роль в этом процессе, помогая детям освоить как речевые, так и невербальные формы общения. Систематическая работа, включающая жестовый язык, тренировки по чтению с губ, развитие речевых навыков и социального взаимодействия, способствует успешной адаптации детей в обществе, улучшению их качества жизни и развитию уверенности в себе.
Список литературы
Бекетова Е.С. Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Наука и социум. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-narusheniem-sluha
Симкин М. Л., Мальцева И.А. Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-sluha
Филякина Е.А. Особенности формирования коммуникативной деятельности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Вестник науки и образования. 2020. №25-1 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnoy-deyatelnosti-u-mladshih-shkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi
Скачать работу
Антонова Наталья Александровна, воспитатель
КГОБУ "Ракитненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Аннотация: Статья посвящена особенностям формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха и речи в коррекционной школе. Рассматриваются методы и подходы, применяемые воспитателями для развития речевой и невербальной коммуникации у детей с особыми образовательными потребностями. Описаны примеры практических занятий, направленных на улучшение коммуникативных способностей и взаимодействия с окружающими.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, нарушение слуха, нарушение речи, коррекционная школа, жестовый язык, речевое развитие, социальная адаптация.
Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха и речи — одна из ключевых задач воспитательной работы в коррекционной школе. Эти дети испытывают значительные трудности во взаимодействии с окружающими, что мешает их полноценной социальной адаптации и интеграции в общество. Однако благодаря системной работе воспитателей и применению эффективных методов можно помочь детям с ограничениями слуха и речи развить важные навыки общения, необходимые для их успешного развития и социализации.
Одной из главных задач воспитателей в работе с детьми с нарушениями слуха и речи является создание условий для формирования у детей навыков общения, учитывая их индивидуальные особенности. Важно понимать, что для таких детей характерны не только проблемы с восприятием речи, но и сложности в выражении собственных мыслей, эмоций и потребностей. Поэтому коммуникация должна строиться на комплексном подходе, включающем как развитие речевых навыков, так и освоение невербальных форм общения.
Первостепенной задачей является развитие жестового языка как основного средства общения для детей с нарушениями слуха. Воспитатель должен обучить детей базовым жестам, которые помогут им выражать свои желания и эмоции. Например, простые жесты, такие как "да", "нет", "спасибо", "пожалуйста", должны быть усвоены каждым ребёнком на начальном этапе. В процессе обучения важно использовать наглядные пособия, например, карточки с изображениями жестов, чтобы дети могли ассоциировать конкретные жесты с их значениями.
Одним из эффективных методов формирования коммуникативных навыков является использование интерактивных игр и упражнений. Например, игра "Угадай жест" способствует развитию навыков невербальной коммуникации и улучшению понимания других. В ходе игры один ребёнок показывает жест, а остальные должны угадать его значение. Это не только тренирует навык использования жестов, но и развивает внимательность, что важно для успешного общения.
Не менее значимым аспектом работы с детьми с нарушениями слуха и речи является развитие у них способности понимать окружающих через чтение с губ. Этот навык особенно важен для тех детей, у кого сохранены остатки слуха. Воспитатель может проводить специальные занятия, где дети учатся "читать" по губам короткие фразы и слова. Для этого можно использовать игру "Прочитай, что я сказал", где воспитатель произносит слова без звука, а дети пытаются их повторить. Этот процесс требует терпения и систематичности, но постепенно дети начинают воспринимать информацию визуально, что помогает улучшить коммуникацию с окружающими.
Особое внимание следует уделять развитию речевых навыков у детей с нарушениями речи. Здесь важен индивидуальный подход, так как у каждого ребёнка может быть своя степень сложности с произношением звуков или формированием фраз. Воспитатель должен работать в тесном сотрудничестве с логопедом, чтобы разрабатывать программы, направленные на коррекцию речи. Например, для детей с трудностями в произношении отдельных звуков можно использовать специальные артикуляционные упражнения и игры. Игра "Повтори звук" помогает ребёнку тренировать произношение сложных для него звуков через повторение слов, сопровождаемых наглядными изображениями.
Важным элементом коммуникативного развития является работа над социальными навыками общения. Дети с нарушениями слуха и речи часто испытывают трудности в общении с ровесниками и взрослыми, особенно в новых социальных ситуациях. Поэтому воспитателю необходимо создавать такие условия, где ребёнок сможет активно участвовать в коллективной деятельности, научиться работать в команде и выражать свои мысли. Например, организация ролевых игр, где дети разыгрывают различные социальные сценарии (например, "Поход в магазин" или "Встреча с другом"), помогает детям адаптироваться к реальной жизни, развивать коммуникативные навыки и учиться решать конфликтные ситуации.
Не менее важна работа с эмоциональной сферой детей. Нарушения слуха и речи могут приводить к эмоциональной изоляции, поскольку детям трудно выражать свои чувства и понимать эмоции других. Воспитатель может использовать специальные упражнения для работы с эмоциональной экспрессией. Например, игра "Угадай эмоцию" помогает детям научиться распознавать эмоциональные состояния по мимике и жестам. В ходе игры воспитатель демонстрирует различные эмоции (радость, грусть, злость), а дети должны угадать, что это за эмоция и попытаться её изобразить. Это упражнение помогает детям лучше понимать чувства окружающих и улучшает их способность выражать собственные эмоции.
Для детей с нарушениями слуха и речи также важно развивать навыки самообслуживания и самостоятельности, так как это способствует укреплению уверенности в себе и своей способности взаимодействовать с окружающими. Например, воспитатель может организовывать занятия, где дети учатся самостоятельно одеваться, ухаживать за собой или выполнять простые домашние обязанности. Это помогает детям осознавать свою самостоятельность и учит их взаимодействовать с миром через выполнение практических задач.
Большую роль в формировании коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха и речи играет использование мультимедийных технологий. Современные программы и приложения позволяют создать для детей интерактивные задания, где они могут тренировать речевые навыки, развивать слуховое восприятие и учиться общаться через визуальные образы. Например, существуют программы, которые помогают детям учить новые слова через ассоциации с картинками и жестами. Важно, чтобы воспитатели активно использовали такие ресурсы, чтобы разнообразить процесс обучения и сделать его более увлекательным и доступным для детей.
Таким образом, формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха и речи — это сложный и многоплановый процесс, требующий применения различных методов и индивидуального подхода к каждому ребёнку. Воспитатель играет важнейшую роль в этом процессе, помогая детям освоить как речевые, так и невербальные формы общения. Систематическая работа, включающая жестовый язык, тренировки по чтению с губ, развитие речевых навыков и социального взаимодействия, способствует успешной адаптации детей в обществе, улучшению их качества жизни и развитию уверенности в себе.
Список литературы
Бекетова Е.С. Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Наука и социум. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-narusheniem-sluha
Симкин М. Л., Мальцева И.А. Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-sluha
Филякина Е.А. Особенности формирования коммуникативной деятельности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Вестник науки и образования. 2020. №25-1 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnoy-deyatelnosti-u-mladshih-shkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi