Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка | Могилева Раиса Кирилловна. Работа №343779. Номер работы: №343779

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка. Описаны основные подходы, методы и приемы, способствующие развитию у детей навыков устной и письменной речи. Рассматриваются возможности интеграции коммуникативных заданий в образовательный процесс, что способствует развитию речи, логического мышления и способности к самовыражению у младших школьников.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники, русский язык, устная речь, письменная речь, диалог, коммуникация, педагогика.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Могилева Раиса Кирилловна,

учитель МБОУ "Харатиргенская начальная школа-детский сад"

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка. Описаны основные подходы, методы и приемы, способствующие развитию у детей навыков устной и письменной речи. Рассматриваются возможности интеграции коммуникативных заданий в образовательный процесс, что способствует развитию речи, логического мышления и способности к самовыражению у младших школьников.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники, русский язык, устная речь, письменная речь, диалог, коммуникация, педагогика.

 

В современном образовательном процессе развитие коммуникативных навыков у младших школьников становится важной задачей. Способность эффективно общаться — это неотъемлемая часть успешной социализации ребенка. Уроки русского языка играют ключевую роль в формировании этих навыков, поскольку они связаны с развитием речи, как устной, так и письменной. Учитель русского языка должен создавать условия, при которых учащиеся смогут не только овладеть орфографией и грамматикой, но и научатся выражать свои мысли, вести диалоги и участвовать в коллективной работе.

Коммуникативные навыки включают умение слушать, говорить, задавать вопросы, правильно формулировать мысли и адекватно воспринимать обратную связь. Это важные аспекты, которые оказывают влияние на общий образовательный процесс, так как помогают младшим школьникам лучше понимать предметный материал, развивать логическое мышление и навыки самоорганизации.

Коммуникативные навыки в младшем школьном возрасте закладывают основы для дальнейшего успешного обучения и межличностных взаимодействий. Основные задачи формирования коммуникативных навыков у школьников включают:

- Развитие устной речи. Умение правильно и ясно излагать свои мысли - важный элемент образовательного процесса. Это помогает детям участвовать в дискуссиях, рассказывать свои истории и взаимодействовать с учителем и сверстниками.

- Развитие навыков диалога. Учащиеся должны уметь вести диалог, корректно задавать вопросы, аргументировать свою позицию и реагировать на мнение собеседника.

- Формирование письменной речи. Навыки письма и составления текстов помогают младшим школьникам фиксировать свои мысли, логично излагать их в письменной форме.

- Социализация. Коммуникативные навыки способствуют успешной адаптации ребенка в коллективе, помогают лучше понимать окружающих, поддерживать позитивные отношения с учителями и одноклассниками.

Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка требует комплексного подхода, интеграции различных методик и активного взаимодействия между учениками.

На уроках русского языка учитель может использовать разнообразные методы и приемы, способствующие развитию коммуникативных способностей у младших школьников.

1. Диалогическая речь. Развитие диалогической речи включает формирование умений вести беседу, обмениваться мнениями, задавать и отвечать на вопросы. Для этого на уроках русского языка можно использовать следующие приемы:

- Ролевая игра. Учитель предлагает ученикам разыгрывать различные ситуации, в которых они должны вести диалог. Это может быть игра в магазин, путешествие или обсуждение проблемных ситуаций.

- Парное обсуждение. Ученики делятся на пары и обсуждают предложенную тему, что развивает навыки взаимодействия и работы в команде.

- Круглый стол. В рамках обсуждения темы урока дети участвуют в диалоге, обмениваясь своими мыслями и предложениями, учатся слушать друг друга.

2. Упражнения на развитие монологической речи. Монологическая речь развивает способность ребенка формулировать и последовательно излагать свои мысли. Для этого на уроках русского языка можно использовать такие приемы:

- Рассказ по картинке. Учитель предлагает детям описать изображение, отвечая на вопросы: кто изображен, что происходит и почему.

- Пересказ текста. Чтение и пересказ литературных произведений помогает развивать речь, тренирует память и структурное мышление.

- Творческое сочинение. Задания на написание коротких сочинений или эссе по определенной теме развивают навыки самостоятельного мышления и формулирования идей.

3. Работа в группах. Групповая работа способствует развитию навыков общения и сотрудничества. Учащиеся учатся работать вместе, делиться идеями, обсуждать и принимать решения. Это может быть как подготовка презентации, так и совместное обсуждение литературного произведения или выполнения орфографического задания.

4. Развитие письменной речи. Письменная речь требует четкой структуры и логики. Для ее развития учитель может использовать следующие приемы:

- Написание сочинений. Ученики учатся формулировать свои мысли, придерживаться структуры текста, соблюдать логику изложения.

- Диктанты и изложения. Эти виды работы помогают школьникам фиксировать информацию, концентрироваться на правописании и развитии навыков грамотного письма.

Для успешного формирования коммуникативных навыков у младших школьников необходимо учитывать следующие принципы:

Осознанность. Учитель должен помогать детям осознавать важность правильной и четкой речи, как устной, так и письменной.

Постепенность. Коммуникативные навыки развиваются поэтапно, начиная с простых упражнений и переходя к более сложным формам общения.

Мотивирующий подход. Важно создавать условия, при которых дети будут заинтересованы в общении, участвовать в диалогах и активно выражать свои мысли.

Личностно ориентированный подход. Учителю следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, помогая ему развиваться в своем темпе.

В заключение отметим, что формирование коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка — это важный аспект образовательного процесса, способствующий их успешной социализации и развитию. Коммуникативные умения помогают детям не только грамотно излагать свои мысли, но и взаимодействовать с окружающими, участвовать в коллективной работе, развивать свою устную и письменную речь. В этом процессе ключевую роль играет учитель, который организует учебный процесс с учетом методических приемов и форм работы, направленных на развитие речи и коммуникативных способностей.

 

Список литературы

 

Карабанова, О. А. Коммуникативная деятельность в начальной школе — Екатеринбург: Урал. ун-т, 2017.

Ладыженская

, Т. А. Уроки развития речи в школе — Москва: Просвещение, 2018.

Кузнецова, Л. В. Методы обучения русскому языку в начальных классах — Моск

ва: ВЛАДОС, 2019.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×