Формирование коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка | Могилева Раиса Кирилловна. Работа №343779. Номер работы: №343779
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка. Описаны основные подходы, методы и приемы, способствующие развитию у детей навыков устной и письменной речи. Рассматриваются возможности интеграции коммуникативных заданий в образовательный процесс, что способствует развитию речи, логического мышления и способности к самовыражению у младших школьников.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники, русский язык, устная речь, письменная речь, диалог, коммуникация, педагогика.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Могилева Раиса Кирилловна,
учитель МБОУ "Харатиргенская начальная школа-детский сад"
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка. Описаны основные подходы, методы и приемы, способствующие развитию у детей навыков устной и письменной речи. Рассматриваются возможности интеграции коммуникативных заданий в образовательный процесс, что способствует развитию речи, логического мышления и способности к самовыражению у младших школьников.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники, русский язык, устная речь, письменная речь, диалог, коммуникация, педагогика.
В современном образовательном процессе развитие коммуникативных навыков у младших школьников становится важной задачей. Способность эффективно общаться — это неотъемлемая часть успешной социализации ребенка. Уроки русского языка играют ключевую роль в формировании этих навыков, поскольку они связаны с развитием речи, как устной, так и письменной. Учитель русского языка должен создавать условия, при которых учащиеся смогут не только овладеть орфографией и грамматикой, но и научатся выражать свои мысли, вести диалоги и участвовать в коллективной работе.
Коммуникативные навыки включают умение слушать, говорить, задавать вопросы, правильно формулировать мысли и адекватно воспринимать обратную связь. Это важные аспекты, которые оказывают влияние на общий образовательный процесс, так как помогают младшим школьникам лучше понимать предметный материал, развивать логическое мышление и навыки самоорганизации.
Коммуникативные навыки в младшем школьном возрасте закладывают основы для дальнейшего успешного обучения и межличностных взаимодействий. Основные задачи формирования коммуникативных навыков у школьников включают:
- Развитие устной речи. Умение правильно и ясно излагать свои мысли - важный элемент образовательного процесса. Это помогает детям участвовать в дискуссиях, рассказывать свои истории и взаимодействовать с учителем и сверстниками.
- Развитие навыков диалога. Учащиеся должны уметь вести диалог, корректно задавать вопросы, аргументировать свою позицию и реагировать на мнение собеседника.
- Формирование письменной речи. Навыки письма и составления текстов помогают младшим школьникам фиксировать свои мысли, логично излагать их в письменной форме.
- Социализация. Коммуникативные навыки способствуют успешной адаптации ребенка в коллективе, помогают лучше понимать окружающих, поддерживать позитивные отношения с учителями и одноклассниками.
Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка требует комплексного подхода, интеграции различных методик и активного взаимодействия между учениками.
На уроках русского языка учитель может использовать разнообразные методы и приемы, способствующие развитию коммуникативных способностей у младших школьников.
1. Диалогическая речь. Развитие диалогической речи включает формирование умений вести беседу, обмениваться мнениями, задавать и отвечать на вопросы. Для этого на уроках русского языка можно использовать следующие приемы:
- Ролевая игра. Учитель предлагает ученикам разыгрывать различные ситуации, в которых они должны вести диалог. Это может быть игра в магазин, путешествие или обсуждение проблемных ситуаций.
- Парное обсуждение. Ученики делятся на пары и обсуждают предложенную тему, что развивает навыки взаимодействия и работы в команде.
- Круглый стол. В рамках обсуждения темы урока дети участвуют в диалоге, обмениваясь своими мыслями и предложениями, учатся слушать друг друга.
2. Упражнения на развитие монологической речи. Монологическая речь развивает способность ребенка формулировать и последовательно излагать свои мысли. Для этого на уроках русского языка можно использовать такие приемы:
- Рассказ по картинке. Учитель предлагает детям описать изображение, отвечая на вопросы: кто изображен, что происходит и почему.
- Пересказ текста. Чтение и пересказ литературных произведений помогает развивать речь, тренирует память и структурное мышление.
- Творческое сочинение. Задания на написание коротких сочинений или эссе по определенной теме развивают навыки самостоятельного мышления и формулирования идей.
3. Работа в группах. Групповая работа способствует развитию навыков общения и сотрудничества. Учащиеся учатся работать вместе, делиться идеями, обсуждать и принимать решения. Это может быть как подготовка презентации, так и совместное обсуждение литературного произведения или выполнения орфографического задания.
4. Развитие письменной речи. Письменная речь требует четкой структуры и логики. Для ее развития учитель может использовать следующие приемы:
- Написание сочинений. Ученики учатся формулировать свои мысли, придерживаться структуры текста, соблюдать логику изложения.
- Диктанты и изложения. Эти виды работы помогают школьникам фиксировать информацию, концентрироваться на правописании и развитии навыков грамотного письма.
Для успешного формирования коммуникативных навыков у младших школьников необходимо учитывать следующие принципы:
Осознанность. Учитель должен помогать детям осознавать важность правильной и четкой речи, как устной, так и письменной.
Постепенность. Коммуникативные навыки развиваются поэтапно, начиная с простых упражнений и переходя к более сложным формам общения.
Мотивирующий подход. Важно создавать условия, при которых дети будут заинтересованы в общении, участвовать в диалогах и активно выражать свои мысли.
Личностно ориентированный подход. Учителю следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, помогая ему развиваться в своем темпе.
В заключение отметим, что формирование коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка — это важный аспект образовательного процесса, способствующий их успешной социализации и развитию. Коммуникативные умения помогают детям не только грамотно излагать свои мысли, но и взаимодействовать с окружающими, участвовать в коллективной работе, развивать свою устную и письменную речь. В этом процессе ключевую роль играет учитель, который организует учебный процесс с учетом методических приемов и форм работы, направленных на развитие речи и коммуникативных способностей.
Список литературы
Карабанова, О. А. Коммуникативная деятельность в начальной школе — Екатеринбург: Урал. ун-т, 2017.
Ладыженская
, Т. А. Уроки развития речи в школе — Москва: Просвещение, 2018.
Кузнецова, Л. В. Методы обучения русскому языку в начальных классах — Моск
ва: ВЛАДОС, 2019.