Формирование коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка | Попова Елена Валерьевна. Работа №352639. Номер работы: №352639
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка. Описаны основные подходы к развитию речевой деятельности учащихся, представлены эффективные методы и приемы, способствующие созданию условий для активного общения в учебном процессе. Отмечается роль учителя в создании благоприятной атмосферы и использовании коммуникативно-ориентированных заданий. Статья будет полезна учителям начальных классов, методистам и студентам педагогических специальностей.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники, урок русского языка, развитие речи, диалогическая речь, активное общение, начальное образование.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Попова Елена Валерьевна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа №2, Забайкальский край, пгт Первомайский
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка. Описаны основные подходы к развитию речевой деятельности учащихся, представлены эффективные методы и приемы, способствующие созданию условий для активного общения в учебном процессе. Отмечается роль учителя в создании благоприятной атмосферы и использовании коммуникативно-ориентированных заданий. Статья будет полезна учителям начальных классов, методистам и студентам педагогических специальностей.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники, урок русского языка, развитие речи, диалогическая речь, активное общение, начальное образование.
Коммуникативные навыки — это основа успешного взаимодействия в современном обществе. Они включают умение выражать свои мысли, слушать и понимать других, вести диалог. Формирование этих навыков особенно важно в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период дети начинают активно осваивать устную и письменную речь. Уроки русского языка предоставляют широкие возможности для развития коммуникативных компетенций, сочетая обучение грамматике, лексике и культуре речи.
Значение коммуникативных навыков для младших школьников
Коммуникативные навыки способствуют не только освоению языка, но и развитию эмоционального интеллекта, социального взаимодействия, критического мышления. Младшие школьники через коммуникацию учатся:
выражать свои мысли и чувства;
воспринимать и понимать речь других;
выстраивать аргументы в диалоге;
адаптироваться в коллективе.
Развитие этих способностей в начальной школе закладывает основу для успешного обучения в дальнейшем.
Подходы к формированию коммуникативных навыков
Современные педагогические подходы подчеркивают важность активного участия школьников в процессе обучения. На уроках русского языка необходимо сочетать традиционные методы с инновационными:
Диалогический подход. Организация учебного процесса в формате беседы, обсуждения, диалога способствует развитию умения взаимодействовать.
Игровые методы. Ролевые игры, сценки и задания в игровой форме помогают сделать обучение увлекательным и эффективным.
Проблемно-поисковый метод. Решение коммуникативных задач стимулирует творческое мышление.
Эффективные методы и приемы
Работа в парах и группах
Учитель предлагает задания, которые требуют взаимодействия, например, составление диалога или обсуждение прочитанного текста. Работа в парах помогает каждому ребенку включиться в процесс общения.
Использование ситуаций из реальной жизни
Учебные задания должны быть связаны с повседневными ситуациями, чтобы дети могли видеть практическую ценность изучаемого материала. Например, разыгрывание сценок «В магазине», «У врача» развивает умение использовать язык в реальном контексте.
Чтение и обсуждение текста
После чтения текста учащиеся делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, анализируют поступки героев. Это способствует развитию навыков аргументации и формирует умение слушать и выражать собственное мнение.
Творческие задания
Составление рассказов, сказок, написание писем учат детей формулировать свои мысли в письменной форме.
Использование информационных технологий
Обучающие программы, интерактивные задания и видео стимулируют интерес к предмету и повышают мотивацию к обучению.
Роль учителя
Учитель начальных классов играет ключевую роль в формировании коммуникативных навыков. Важно:
создавать атмосферу доверия и открытости;
поддерживать инициативу детей в общении;
развивать терпимость и уважение к чужому мнению.
Педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, подбирать задания, соответствующие их уровню подготовки, и активно использовать похвалу для поддержания мотивации.
Формирование коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка — важная задача, которая требует целенаправленной работы учителя. Использование разнообразных методов и приемов, акцент на диалог и сотрудничество, создание благоприятной атмосферы общения — все это способствует развитию речевых способностей учеников и формированию их коммуникативной компетенции.
Список литературы
Николаева В. А. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник магистратуры.
2018. №5-1 (80). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka
Никончук И. В. Формирование коммуникативно-языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка // Педагогическая наука и практика.
2017. №3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativno-yazykovoy-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka
Султанова Г. М. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Обучение и воспитание: методики и практика.
2016. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole