Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка | Жукова Елена Борисовна. Работа №345485. Номер работы: №345485

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается вопрос формирования коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка. Коммуникативные навыки являются важной частью общего развития ребенка и включают в себя способность эффективно общаться, слушать и выражать свои мысли в устной и письменной форме. Особое внимание уделяется различным методам и приемам, которые можно применять на уроках для развития этих навыков: групповые задания, диалоги, дискуссии, использование игр и творческих заданий. Эти методы способствуют не только развитию речи, но и формированию социальной компетентности учеников.

          Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники, уроки русского языка, развитие речи, диалог, групповая работа, взаимодействие.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Жукова Елена Борисовна, учитель начальных классов

ГБОУ города Москвы «Школа № 1494»

 

Аннотация: В статье рассматривается вопрос формирования коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка. Коммуникативные навыки являются важной частью общего развития ребенка и включают в себя способность эффективно общаться, слушать и выражать свои мысли в устной и письменной форме. Особое внимание уделяется различным методам и приемам, которые можно применять на уроках для развития этих навыков: групповые задания, диалоги, дискуссии, использование игр и творческих заданий. Эти методы способствуют не только развитию речи, но и формированию социальной компетентности учеников.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники, уроки русского языка, развитие речи, диалог, групповая работа, взаимодействие.

 

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников является важной задачей начальной школы, поскольку речь — это основной инструмент, с помощью которого дети учатся общаться, выражать свои мысли и понимать других. На уроках русского языка особенно важно уделять внимание развитию этих навыков, так как именно здесь дети получают первые систематизированные знания о языке, учатся использовать его как средство общения и познания мира. В то же время, формирование коммуникативных навыков — это не только работа над лексикой и грамматикой, но и развитие умения выстраивать диалог, понимать собеседника, уважать чужое мнение.

Одной из ключевых целей преподавания русского языка в начальной школе является развитие у детей способности ясно и точно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Для этого учителю необходимо использовать разнообразные методы и приемы, которые помогают детям активно включаться в учебный процесс, учат их не только слушать, но и слышать друг друга, взаимодействовать в коллективе и грамотно строить свои высказывания.

Одним из эффективных способов формирования коммуникативных навыков является групповая работа. Работа в парах или небольших группах позволяет детям учиться сотрудничать, делиться идеями, обсуждать проблемы и совместно искать решения. Например, учитель может предложить ученикам обсудить текст, прочитанный на уроке, задать вопросы по содержанию или предложить пофантазировать на тему продолжения рассказа. Такое взаимодействие помогает детям развивать не только умение выражать свои мысли, но и навыки аргументации, уважения к чужой точке зрения, что очень важно для формирования коммуникативной компетентности.

Диалогические формы работы также занимают важное место в развитии коммуникативных навыков. Учитель может организовать диалоги между учениками на основе изучаемого материала: например, предложить разыграть сценку по мотивам сказки или текста, обсуждаемого на уроке, или же провести «интервью» с героем произведения. Подобные задания помогают детям осваивать различные речевые модели, учат гибкости мышления, развивают креативность и уверенность в себе. Важно, чтобы учитель создавал дружелюбную и поддерживающую атмосферу, где дети не боятся ошибаться и пробовать новое.

Не менее полезным для развития коммуникативных навыков является проведение дискуссий и обсуждений. В начальной школе можно начинать с простых тем, близких и понятных детям, таких как «Любимые игры», «Как мы проводим каникулы» или «Почему важно помогать другим». Обсуждение таких тем помогает детям учиться высказывать и обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы, отвечать на них, слушать других и корректно вести спор. Важно при этом соблюдать принцип «равных возможностей»: каждый ребенок должен иметь возможность высказаться и быть услышанным.

Игровые методы обучения также способствуют развитию коммуникативных навыков. Например, можно проводить такие игры, как «Испорченный телефон», где дети учатся передавать информацию четко и последовательно, или «Кто я?», где участникам необходимо задавать вопросы и делать выводы на основе ответов других. Эти игры развивают внимание, умение формулировать вопросы и ответы, а также помогают детям лучше понимать логику построения высказываний и научиться выражать свои мысли более точно.

Творческие задания, такие как сочинение рассказов, стихов или составление диалогов, помогают детям развивать письменную речь. Такие задания побуждают детей проявлять воображение, использовать изученные речевые конструкции и разрабатывать собственные сюжеты. Например, можно предложить детям написать письмо другу, сочинить сказку на заданную тему или продолжить историю, начатую учителем. Такие задания развивают не только навыки письменной речи, но и творческое мышление, что особенно важно для формирования коммуникативных навыков в целом.

Кроме того, необходимо уделять внимание развитию у детей умения слушать. Многие дети испытывают трудности с восприятием информации на слух, что мешает им правильно реагировать на реплики собеседников и полноценно участвовать в общении. Для развития этого навыка можно использовать специальные упражнения на аудирование, задавать вопросы по прочитанным текстам или проводить игры, требующие внимательного слушания и последующего выполнения действий. Например, можно предложить детям «загадку на слух», которую они должны решить, выслушав указания учителя или товарища.

Важно отметить, что формирование коммуникативных навыков невозможно без создания благоприятной психологической атмосферы в классе. Учитель должен быть внимателен к каждому ребенку, поощрять его активность, помогать справляться с неуверенностью и страхом ошибиться. Для этого необходимо применять методы поощрения, поддерживать положительные эмоции и создавать ситуации успеха, где каждый ребенок может почувствовать себя компетентным и значимым.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка — это сложный и многогранный процесс, который требует от учителя применения разнообразных методов и подходов. Групповые задания, диалоги, обсуждения, игры и творческие задания помогают детям развивать умение выражать свои мысли, слушать и понимать других, а также учат взаимодействовать в коллективе. Важно, чтобы каждый ученик чувствовал себя вовлеченным в процесс и имел возможность проявить себя. Только в условиях активного взаимодействия и поддержки со стороны учителя можно эффективно развивать коммуникативные навыки, которые станут основой для дальнейшего успешного обучения и социального взаимодействия детей.

 

Список литературы

 

Николаева В.А.

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка

// Вестник магистратуры. 2018. №5-1 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 01.10.2024).

Фастунова

Л.В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через групповые формы работы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-

kompetentsii-mladshih-shkolnikov-cherez-gruppovye-formy-raboty (дата обращения: 01.10.2024).

Шитикова

, С. В. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка / С. В.

Шитикова

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109415/ (дата обращения: 01.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×