Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование коммуникативных навыков у ребенка с РАС | Плитка Любовь Борисовна. Работа №350211

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Описаны особенности развития детей с РАС, влияющие на их способность к установлению социальных контактов и вербальному общению. Особое внимание уделяется роли педагога-психолога в создании эффективной образовательной среды, которая способствует развитию коммуникативных навыков и облегчает социальную адаптацию детей с аутизмом. Предлагаются эффективные методы и приемы, направленные на поддержание позитивной мотивации к общению и постепенное развитие речевых и неречевых форм коммуникации.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, дети с РАС, социальная адаптация, педагог-психолог, вербальное общение, методики коррекции, мотивация к общению.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У РЕБЕНКА С РАС

 

Плитка Любовь Борисовна, педагог-психолог

МБДОУ детский сад № 31 «Солнышко» станицы Березанской муниципального образования Выселковский район

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Описаны особенности развития детей с РАС, влияющие на их способность к установлению социальных контактов и вербальному общению. Особое внимание уделяется роли педагога-психолога в создании эффективной образовательной среды, которая способствует развитию коммуникативных навыков и облегчает социальную адаптацию детей с аутизмом. Предлагаются эффективные методы и приемы, направленные на поддержание позитивной мотивации к общению и постепенное развитие речевых и неречевых форм коммуникации.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, дети с РАС, социальная адаптация, педагог-психолог, вербальное общение, методики коррекции, мотивация к общению.

 

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет собой сложную задачу, требующую специального подхода. Коммуникация — это базовая потребность, необходимая для интеграции в общество, поэтому одной из приоритетных задач педагога-психолога является обучение ребенка с РАС навыкам общения, которые помогут ему адаптироваться в социальном окружении. Дети с аутизмом сталкиваются с трудностями в установлении контакта, в проявлении вербальных и невербальных сигналов и в понимании эмоциональных реакций других. Поэтому работа по развитию их коммуникативных способностей требует учета особенностей восприятия и поведения ребенка, использования индивидуального подхода и постепенного введения новых форм взаимодействия.

Одной из особенностей детей с РАС является затруднение в интерпретации социальных знаков и трудности в понимании эмоций окружающих. Эти дети нередко имеют ограниченный диапазон невербальных сигналов и жестов, что затрудняет их способность к выражению собственного эмоционального состояния и восприятию эмоций других людей. В процессе формирования коммуникативных навыков педагог-психолог создает ситуации, в которых ребенок учится улавливать эмоции, развивает навыки активного слушания и реагирования на собеседника. Начальным этапом является работа над зрительным контактом и обучением пониманию элементарных невербальных жестов. Упражнения, направленные на установление зрительного контакта, помогают ребенку научиться концентрироваться на партнере по общению, что является основой для дальнейшего взаимодействия.

Для формирования мотивации к общению важно, чтобы педагог-психолог создавал такие условия, в которых ребенок с РАС мог бы ощутить потребность в установлении контакта. Дети с аутизмом часто избегают общения и стараются находиться в изоляции, что препятствует их социальному развитию. По этой причине педагогу важно использовать стимулирующие методы, направленные на повышение интереса к взаимодействию. Одним из подходов является использование игр, которые вызывают у ребенка интерес и побуждают его к участию. В игровой среде ребенок с РАС получает возможность познакомиться с базовыми коммуникативными навыками, такими как обмен репликами, имитация действий и выражение простых эмоций. Постепенное усложнение задач в игре помогает детям перейти от пассивного наблюдения к активному участию и осознанию значимости коммуникации.

Особое значение для детей с РАС имеет обучение речевым формам общения, так как многие из них имеют трудности с вербализацией мыслей и чувств. Педагог-психолог помогает ребенку овладеть речевыми навыками, начиная с простых слов и фраз, постепенно расширяя их до более сложных конструкций. Важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку и понимание, что создает у него уверенность в себе и желание делиться своими мыслями. На начальном этапе коррекционной работы могут использоваться альтернативные средства коммуникации, такие как карточки с изображениями и жесты, которые помогают ребенку выразить свои желания и потребности. Это особенно важно для детей, имеющих задержку речевого развития, так как альтернативные способы общения служат промежуточным этапом перед развитием вербальных навыков.

Параллельно с вербальными формами общения педагог-психолог работает над развитием эмоционального интеллекта, так как понимание эмоций является основой успешной коммуникации. Дети с аутизмом часто испытывают трудности в интерпретации выражений лиц и эмоциональных реакций, что может вызывать у них непонимание и замкнутость. Для обучения детей пониманию эмоций педагог может использовать карточки с изображениями лиц, на которых отображены различные эмоциональные состояния. Обсуждение этих изображений помогает ребенку различать эмоции, узнавать их в реальной жизни и учиться адекватно реагировать. Со временем ребенок осваивает понимание элементарных социальных сигналов и может применять полученные навыки в повседневной жизни.

Еще одним важным направлением работы является развитие навыков саморегуляции, которые помогают ребенку с РАС лучше контролировать свои эмоции и реагировать на ситуации. Дети с аутизмом часто сталкиваются с трудностями в управлении своими чувствами, особенно если сталкиваются с неожиданными событиями или оказываются в непривычной обстановке. Педагог-психолог помогает ребенку научиться распознавать свое эмоциональное состояние и предлагает стратегии для его контроля, такие как глубокое дыхание или физические упражнения. Эти методы помогают ребенку находиться в более комфортном эмоциональном состоянии, что делает процесс общения более естественным и свободным.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков у ребенка с РАС требует комплексного и постепенного подхода, который учитывает его индивидуальные особенности и потребности. Педагог-психолог, используя методы игрового и эмоционально-сенсорного воздействия, создает условия для развития речевых и неречевых форм общения, помогает ребенку преодолеть трудности и адаптироваться к социальному окружению. Работа над зрительным контактом, развитием навыков саморегуляции, вербальными и невербальными средствами коммуникации формирует у детей с РАС базовые умения, необходимые для успешного общения и социальной адаптации. Психологическое сопровождение детей с РАС, направленное на развитие их коммуникативных способностей, способствует не только их успешному обучению, но и их эмоциональному благополучию, что является важным условием для их полноценного развития и интеграции в общество.

 

Список литературы

1. Русакова Г. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра с помощью карточек PECS / Г. В. Русакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 375-379.

2. Хатунцева Е. А. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра / Е. А. Хатунцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 310-312.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×