Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка». | Надежда Николаевна Курыгина. Работа №349431

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Эта работа раскрывает понятие «коммуникативные умения младших школьников», содержит описание методов исследования  уровня сформированности данных умений, предлагает разнообразные приёмы и упражнения для уроков русского языка, направленные на формирование коммуникативных умений, а так же материал для консультаций родителей по данному вопросу.

«Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка».

 

Очень важная задача в формировании коммуникативных умений в начальных классов – это обучение школьников выражению собственных мыслей.

Учителя начальных классов должны с первых шагов развивать у детей коммуникативную компетентность, приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным по языку высказываниям. Борьба с пустословием, с неорганизованной речью, с повторениями, расплывчатостью выбираемых языковых средств – задача трудная.

Коммуникативная компетентность учащихся начальной школы — это способность взаимодействовать с людьми, работать в группе и коллективе.

Коммуникативный подход обеспечивает формирование и развитие готовности к общению, сохранение этикетных норм, умение жить в обществе, проявлять интеллектуальные, познавательные и творческие способности.

Развитие коммуникативной компетентности начинается с умения устанавливать контакт с партнёром по общению. Поэтому действенным методом в овладении коммуникативными компетенциями являются диалоги.

 

Коммуникативная компетентность включает в себя:

Говорение,

Чтение,

Слушание,

Письмо,

Понимание информации.

В процессе работы по формированию коммуникативной компетентности ученики овладевают следующими коммуникативными умениями:

-вступать в предметную дискуссию;

-понять точку зрения другого;

-оценить достоинства, недостатки действий и суждений своих одноклассников;

-согласовывать разные точки зрения.

Основой коммуникативного сотрудничества является формирование умения слушать. С первого класса обращаю внимание на ситуацию, когда большинство детей не могут повторить просьбу учителя, адресованную им в устной форме, либо повторить высказывания товарища. Исследование таких ситуаций позволяет учащимся понять ответ на вопрос «Зачем надо слушать?» На основании этого формируется представление о позиции «слушатель».

Формирование позиции «понимающий» происходит тогда, когда автор высказывания не соглашается с тем, как его поняли другие дети. На этом этапе вводится терминология «Правильно ли я тебя понял (а)…». Происходит процесс сравнения мнения каждого «понимающего» с мнением «автора». Процесс заканчивается тремя вариантами результата:

Я думал (а) так же, как и автор высказывания, поэтому я согласен.

Я думал (а) так же, как автор, но у меня есть, что дополнить.

Я думаю по-другому, поэтому я не согласен. Чтобы увидеть мнение каждого ребёнка, неоднократно задаю вопрос: «С чем не согласны?».

Ситуации, когда возникают разные мнения по одному и тому же вопросу, позволяет формировать у учащихся представление о позиции «критик», учит согласовывать эти мнения, чтобы получить результат решения общей проблемы. Таким образом, применение коммуникативного сотрудничества на уроках способствует тому, что у каждого ученика формируется понимание позиций «автор», «слушатель», «понимающий», «критик».  

хочу рассмотреть подробно работу по формированию  коммуникативных действий на уроках русского языка, так как главнейшей целью изучения предмета «Русский язык» в начальной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Обучение школьников умению свободно и связно выражать свои мысли и пользоваться разнообразными языковыми средствами для создания устных и письменных монологических высказываний является конечной целью всей системы обучения русскому языку в школе. Эта работа начинается с первого дня пребывания ребёнка в школе и ведётся на каждом уроке.

   Работа строится с учётом следующих принципов:

принцип личностно-ориентированного стиля общения с обучающимися; принцип эмоционального комфорта;

принцип вариативности;

принцип сотрудничества;

принцип поэтапного развития.

 

Учебный процесс строится  так, чтобы на уроке осуществлялось непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становились бы активными субъектами собственного учения. А моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать. Это меняет в глазах детей смысл и значение учебной деятельности. В решении этой проблемы помогают такие формы организации: фронтальная работа в кругу, работа в парах постоянного (статичные пары) и сменного состава, групповая работа. При этом очень важными  являются такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер). Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Класс

Формы обучения

Коммуникативные учебные действия

I-IV

Пары смешанного и постоянного состава: игры «Карусель», «Разведчики», «Змейка». Фронтальная работа в кругу

Умение слышать и слушать, работать в едином темпе, ориентироваться в различных условиях, не бояться публично высказываться; задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; контролировать свои действия и партнёра; вступать в диалог

II-IV

Пары постоянного состава – взаимопроверка, взаимооценка. Групповые игровые задания

Умение оценивать свою работу и работу соседа, умение прислушиваться к мнению других, умение слаженно работать в быстром темпе в команде с товарищами, т.е. осознать чувство ответственности за свои действия в группе

III-IV

Групповые задания при обобщении и закреплении знаний

Начало формирования делового диалога и критического мышления, обсуждение плана выполнения действия и принятие коллективного решения; чувства доброжелательности друг к другу, умение оценить успех или неуспех своей команды

III-IV

Групповые задания при решении проблемы на уроках изучения нового материала

Умение высказывать своё мнение и отстаивать его; уважать мнение членов группы; умение анализировать свою работу в группе, т.е. начало формирования процесса рефлексии. Чувство взаимопомощи и взаимоуважения

   

       Данные формы организации учебной деятельности позволяют создавать на уроке ситуацию успеха для учащихся и поддерживать их интерес к учёбе, а это способствует снижению у учащихся уровня тревожности, что ведёт к формированию адекватной самооценки и созданию дружеской атмосферы в классе. Создаётся возможность организовать при решении проблемного вопроса ситуацию поиска, при котором начинают формироваться навыки сотрудничества и нормализуются межличностные отношения в коллективе, что очень важно для успешного обучения в дальнейшем.

Личностно-ориентированный подход позволяет  активно внедрять в практику игровые технологии, метод проектов, проблемно-диалогическое обучение, средства ИКТ.

       С самых первых уроков большое внимание необходимо уделять развитию речи обучающихся. Для решения этой задачи   в учебнике представлена система работы над правильным произношением (орфоэпией), отрабатываются навыки интонирования, организуются наблюдения над звукописью, даются скороговорки в целях исправления дефектов произношения, обращается внимание на образные средства языка, на речевой этикет. На разминках, орфоэпических минутках, на этапе актуализации субъективных знаний учитель проводит языковые игры, повышающие мотивацию обучения школьников, позволяющие сделать уроки живыми, интересными, познавательными.  Очень важная роль в развитии коммуникативных навыков отводится разным видам творческих работ: изложение с предварительным прогнозированием текста, изложение с элементами сочинения по трём типам речи, диктант с дополнением, реставрация, творческое списывание, творческий диктант, работа с текстом.             В качестве сквозных на любом этапе урока проводятся упражнения,  направленные: 1) на обогащение словарного запаса обучающихся; 2) на развитие интуиции и «чувства» языка; 3) на развитие эстетических критериев выбора лексики; 4) на соблюдение норм литературного языка; 5) на развитие грамматического строя речи; 6) на развитие монологической и диалогической речи.  По каждому из направлений требуется последовательная кропотливая работа.      

 

Условия формирования коммуникативных умений:

Выделение времени на обдумывание ответов.

Внимание педагога и учеников на каждый ответ их товарищей.

Поддержка всех высказываний, независимо от того, верны они или нет.

Атмосфера доброжелательности и уважения в общении.

 

Вывод

В результате младшие школьники приобретают коммуникативно значимые качества личности: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выстраивать и поддерживать диалог, получают навыки общения в паре и в группе, учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают своё мнение. Такая система работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность. Полезность данной работы очевидна и потому необходимо продолжить работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий  и в дальнейшем.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×