Формирование коммуникативных умений на уроках математики | Свинцов Виктор Николаевич. Работа №351610. Номер работы: №351610
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования коммуникативных умений учащихся в процессе изучения математики. Оценка и развитие таких навыков необходимы для повышения эффективности учебного процесса, поскольку успешная коммуникация способствует лучшему усвоению знаний и развитию критического мышления. Особое внимание уделено методам и подходам, которые учитель может использовать на уроках математики для формирования у школьников навыков общения, сотрудничества и аргументации. В статье описаны формы работы, такие как дискуссии, презентации, работа в группах и использование технологий для развития навыков командной работы и публичных выступлений.
Ключевые слова: коммуникативные умения, математика, аргументация, работа в группе, критическое мышление, активные методы обучения, презентации.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Свинцов Виктор Николаевич учитель
ГБОУ средняя школа № 704 Московского района
Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования коммуникативных умений учащихся в процессе изучения математики. Оценка и развитие таких навыков необходимы для повышения эффективности учебного процесса, поскольку успешная коммуникация способствует лучшему усвоению знаний и развитию критического мышления. Особое внимание уделено методам и подходам, которые учитель может использовать на уроках математики для формирования у школьников навыков общения, сотрудничества и аргументации. В статье описаны формы работы, такие как дискуссии, презентации, работа в группах и использование технологий для развития навыков командной работы и публичных выступлений.
Ключевые слова: коммуникативные умения, математика, аргументация, работа в группе, критическое мышление, активные методы обучения, презентации.
Математика традиционно воспринимается как предмет, где ученики должны решать задачи, строить доказательства и работать с абстрактными понятиями. Однако в последние десятилетия образовательный процесс претерпел значительные изменения, и математика стала важным инструментом развития не только логического, но и коммуникативного интеллекта. Формирование коммуникативных умений — это одна из ключевых задач современного образования, так как умение эффективно общаться, работать в группе, аргументировать свою точку зрения становится важным для успеха в любой профессиональной области.
Несмотря на то что математика часто ассоциируется с индивидуальной работой и решением задач, коммуникативные навыки, такие как умение объяснить, обсудить, представить результаты, являются не менее важными. Овладение этими навыками способствует не только лучшему освоению предмета, но и подготовке учащихся к более сложным задачам в жизни и профессии.
Коммуникативные умения охватывают широкий спектр навыков: от способности слушать и понимать собеседника до умения выразительно говорить и аргументировать свою позицию. В контексте математики эти навыки приобретают особое значение, поскольку математические рассуждения часто требуют точности в объяснениях и умения представить свой мыслительный процесс в доступной форме. Коммуникативные умения на уроках математики включают:
Аргументацию: способность доказывать свои утверждения, логически объяснять шаги решения задач.
Взаимодействие в группах: умение работать в команде, обсуждать задачи, делиться идеями и решать проблемы совместно.
Презентацию решений: способность ясно и убедительно представить решение задачи или теоретическое положение, используя доступный язык и наглядные материалы.
Обсуждение и критика решений: умение слушать и конструктивно критиковать решения других, что способствует развитию критического мышления и улучшению понимания материала.
Таким образом, уроки математики становятся не только площадкой для развития логического мышления, но и важным инструментом для формирования коммуникативных навыков, которые необходимы для успешного общения в профессиональной и личной жизни.
Методы и подходы к формированию коммуникативных умений на уроках математики
Существует множество методов и подходов, которые позволяют эффективно развивать коммуникативные умения учащихся на уроках математики. Рассмотрим некоторые из них.
1. Групповая работа
Групповая работа является важным инструментом для развития коммуникативных умений, так как она способствует взаимодействию между учащимися. При выполнении задач в группах учащиеся учат друг друга, объясняют решения и аргументируют свои подходы. Важно, чтобы каждый участник группы вносил свой вклад в решение задачи, это способствует развитию навыков сотрудничества и коллективной ответственности.
Пример: Учитель может предложить задачу, в которой каждому ученику в группе будет нужно решить подзадачу, связанную с общей проблемой. После этого учащиеся должны обсудить свои решения и выработать совместное решение задачи.
2. Презентация решений
Представление решения задачи перед классом или в малых группах — это важный этап формирования коммуникативных умений. Ученикам важно не только правильно решить задачу, но и уметь четко, логично и доступно изложить свои рассуждения. Это помогает не только лучше усвоить материал, но и развивает уверенность в себе, а также умение работать с аудиторией.
Пример: После выполнения задачи на доске учащийся должен представить свое решение, объясняя, какие шаги он предпринял, и отвечать на вопросы одноклассников. Учитель может также предложить задачу, решение которой имеет несколько способов, и ученики должны выбрать наиболее удобный и логичный подход, объяснив его другим.
3. Дискуссии и дебаты
Дискуссии и дебаты являются отличным методом для развития аргументации и критического мышления. На уроках математики они могут быть использованы для обсуждения различных методов решения задачи, теорем и математических концепций.
Пример: Учитель может предложить тему для дебатов, например: «Что важнее — скорость вычислений или точность решений?» или «Следует ли использовать графическое представление данных в математике?» Учащиеся должны обосновать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства.
4. Использование информационных технологий
Современные информационные технологии могут стать важным инструментом в формировании коммуникативных умений на уроках математики. Программные средства, такие как интерактивные доски, математические приложения и онлайн-платформы, позволяют ученикам работать вместе, обсуждать результаты и представлять решения с использованием различных средств визуализации.
Пример: Учащиеся могут использовать программы типа GeoGebra или Microsoft Math для совместной работы над задачей, создания графиков и моделей, которые затем будут обсуждаться и презентоваться в классе.
5. Обратная связь и критика
Конструктивная критика и обратная связь играют важную роль в процессе обучения. Когда ученики получают возможность высказывать свои идеи и аргументы, а также оценивать работу других, это способствует развитию их коммуникативных умений. Важно, чтобы критика была направлена на улучшение работы, а не на демотивацию учащихся.
Пример: После выполнения задачи в группах или индивидуально, учащиеся могут обсудить решения друг друга, предложив улучшения или альтернативные подходы. Это развивает как умение слушать, так и навыки конструктивной критики.
В заключение можно отметить, что формирование коммуникативных умений на уроках математики является важной составляющей современного образовательного процесса. Математика, будучи дисциплиной, требующей логического и системного подхода, не исключает необходимости в развитии умений эффективно взаимодействовать, аргументировать свою точку зрения и работать в группе. Использование активных методов обучения, таких как групповая работа, презентации, дебаты и использование информационных технологий, способствует формированию у учащихся этих важных навыков. В результате учащиеся не только получают знания в области математики, но и развивают свои коммуникативные способности, что является важным аспектом их общей подготовки к жизни и карьере.
Список литературы
Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества/М: центр «Педагогический поиск», 20
20
. — 144с.
Вершинина З., Горбатенко Т., Шагинян О. Развиваем математическое мышление // Математика. — 2019. — № 23. — С.27–32., № 22. — С.20–24., № 20. — С. 6–13., № 24. — С.19–23.
Денищева
, Л.О. Теория и методика обучения математике в школе: Учебное пособие / Л.О.
Денищева
, А.Е. Захарова, И. Зубарева. - М.: Бином. - 2014. - 247 с.