Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста | Баранникова Татьяна Сергеевна . Работа №338999

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья подчеркивает важность развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и предлагает использовать сюжетно-ролевые игры как эффективный инструмент для этого. Автор отмечает, что такие игры способствуют развитию эмпатии, навыков активного общения, сотрудничества и решения конфликтов, а также способствуют развитию воображения и креативности. В статье также предлагаются практические методики использования сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков у детей.

 

Ключевые слова: коммуникативные умения, сюжетно-ролевые игры, эмпатия, воображение.

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Баранникова Татьяна Сергеевна, воспитатель

МАДОУ 515 «Галактика»

 

Аннотация. Статья подчеркивает важность развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и предлагает использовать сюжетно-ролевые игры как эффективный инструмент для этого. Автор отмечает, что такие игры способствуют развитию эмпатии, навыков активного общения, сотрудничества и решения конфликтов, а также способствуют развитию воображения и креативности. В статье также предлагаются практические методики использования сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков у детей.

Ключевые слова: коммуникативные умения, сюжетно-ролевые игры, эмпатия, воображение.

 

Коммуникативные умения являются одним из ключевых аспектов развития ребенка старшего дошкольного возраста. Они позволяют детям эффективно взаимодействовать с окружающими, выражать свои мысли и чувства, строить отношения с другими людьми. Важность коммуникативных навыков неоспорима, поэтому многие родители и воспитатели активно используют сюжетно-ролевые игры для их формирования.

Сюжетно-ролевые игры представляют собой фантастический мир, где дети могут стать кем угодно: врачами, поварами, полицейскими или принцессами. Играя такие роли, они учатся эмпатии, слушанию других людей и анализу социальной информации. Каждая роль требует определенных коммуникативных навыков – общение со сверстниками или взрослыми персонажами игры. Такие игры способствуют развитию языка и логического мышления детей, а также помогают им осознать свои желания и потребности.

Формирование коммуникативных умений через сюжетно-ролевые игры имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, это интересная и захватывающая форма обучения для детей. Они получают возможность воплощать свои фантазии и создавать новые миры.

Во-вторых, такие игры помогают улучшить самооценку и самовыражение детей. Они находятся в центре внимания и ощущают свое значение для группы или коллектива.

В результате систематического использования сюжетно-ролевых игр можно достичь значительного прогресса в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Это не только способствует успешной адаптации ребенка в будущем обществе, но и формирует его положительное отношение к обучению и самостоятельности.

Во время сюжетно-ролевых игр дети развивают навыки активного общения, такие как донесение своих мыслей, чувств и желаний другими людьми. Они учатся использовать различные формы невербальной коммуникации, такие как жесты, мимика, интонация голоса и т. д. Дети также улучшают свои навыки слушания и понимания других людей, обучаясь внимательно слушать высказывания других детей и реагировать на них адекватно.

Кроме того, сюжетно-ролевые игры способствуют развитию способности к сотрудничеству и коллективному обсуждению идей. Дети учатся принимать решения вместе с другими, договариваться, делиться ролями и отстаивать свою точку зрения. Они также развивают навыки эмпатии и сопереживания, научившись понимать, как действия и слова могут влиять на других людей.

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей, которая может быть успешно осуществлена через сюжетно-ролевые игры. Одной из ключевых составляющих коммуникации является эмпатия, способность понять и воспринять чувства и эмоции других людей. Сюжетно-ролевые игры позволяют детям развивать свою эмпатию, а также социальную компетентность.

Такие игры учат детей выражать свои мысли и чувства, а также слушать и понимать других. В процессе игры дети учатся общаться, сотрудничать, находить компромиссы и решать конфликты. Они понимают, что каждый участник игры имеет свои интересы и мнения, важно учитывать их и находить общие решения.

Сюжетно-ролевые игры также способствуют развитию воображения и креативности у детей. Они могут придумывать сценарии, создавать собственные персонажи и истории. Это помогает детям развивать свою фантазию и творческое мышление.

Практические методики использования сюжетно-ролевых игр, которые помогут развить коммуникативные навыки у детей.

Первый метод – игры-драматизации. В ходе таких игр детям предлагается воплотить различные роли, исполнять диалоги и решать ситуационные задачи. Важно, чтобы игра была связана с реальной жизнью, например, игры в магазин, врачей, учителей. Такие игры помогают детям освоить навыки общения, аргументации, выражения своих мыслей и чувств.

Второй метод – игры на развитие эмпатии. Это игры, направленные на развитие способности сопереживать другим людям. Детям предлагается вживаться в роль другого человека и понимать его эмоции и потребности. Например, игры, где дети играют роль животных или персонажей сказок, помогают развить способность к эмпатии и сочувствию.

Третий метод – сюжетно-ролевые игры на развитие речи. В ходе таких игр дети учатся правильно и грамотно выражать свои мысли, обратить внимание на артикуляцию, интонацию и ритм речи. Для этого можно использовать игры-постановки, где дети воплощают историю из сказки или создают свой собственный сюжет, развивая при этом речевые навыки.

Четвертый метод – игры на развитие активного слушания. Детям предлагается слушать и понимать рассказы и истории, а затем вживаться в роль слушателя и рассказывать о том, что они услышали. Игры такого типа развивают внимание, память, умение слушать и анализировать информацию.

Все эти методики развивают коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации, игры на развитие эмпатии, игры на развитие речи и игры на развитие активного слушания – это лишь несколько примеров практических методик, которые помогут детям сформировать навыки коммуникации и успешно взаимодействовать с окружающими людьми.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. В процессе игры они активно используют язык, развивают эмоциональную сферу и учатся социализироваться. Воспитатели могут использовать сюжетно-ролевые игры в своей работе для достижения различных целей, связанных с развитием коммуникативных навыков у детей.

 

 

Список литературы

Баряева, Л.Б. Учим детей, общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: Учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева. – СанктПетербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. - 144 с.

Громова, Е.Б. Формирование навыков общения со сверстниками у дошкольников // Воспитатель ДОУ. - № 5. - 2010. - 15-20 с.

Кобякова, Г.Н. Особенности формирования коммуникативной деятельности дошкольника / Г.Н. Кобякова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2008. - № 1. - 305-309 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×