Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения" | Мой кабинет. Работа №352309

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье будут указаны теоритическме основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

Планируемые результаты формирования коммуникативных УУД выпускника начальной школы.

Педагогический опыт формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения.Развитие коммуникативных УУД средствами литературного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………….3

Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения..………………………………4

1.1. Становление коммуникативной компетентности младших школьников …………………4

1.2. Планируемые результаты по формированию коммуникативных УУД выпускника начальной школы. . ..…………5

Глава II. Педагогический опыт по формированию коммуникативных УУД на уроках литературного чтения …………7

2.1. Развитие коммуникативных УУД средствами литературного чтения……. ……………………………………….. 7 2.2. Практические задания на уроках литературного чтения , формирующие коммуникативные УУД…………..8

Заключение (выводы по главам)………………………………….10

Литература………………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

В настоящее время важнейшим показателем является наличие у ребёнка внутренней мотивации, которое оказывает наибольшее влияние на его образование, поэтому в образовательном процессе необходимо формировать у него потребность учиться и вести коммуникацию [2]

Коммуникативные способности, навыки, опыт конструктивного взаимодействия являются необходимой основой для дальнейшего интеллектуального роста в условиях современной школы.

Мы живём в такое время , когда современные дети ограничены в общении; игры, совместная деятельность, сотрудничество со сверстниками часто недоступны для младших школьников. Большинство младших школьников не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов, в деятельности детских общественных организаций, поэтому не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, опыт лидерства и работы в команде, сотрудничестве и взаимопомощи.

В книге «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»под редакцией А.Г. Асмолова [2] указывается, что «уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далёк от желаемого. Это побуждает считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования [2,стр.117] и ставит перед начальной школой задачу развития коммуникативных способностей, формирование навыков общения, расширение опыта конструктивного взаимодействия каждого младшего школьника.

Поэтому проблеме формирования коммуникативных УУД уделяется большое внимание в стандарте второго поколения и значит, проблема актуальна на сегодняшний день.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.

Традиционно первое место в ряду школьных предметов по формированию коммуникативной компетентности занимают уроки литературного чтения. Они приводят к развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи).

Тем самым введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Эти результаты позволят младшему школьнику ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

В связи с этим выделена следующая цель работы:

выявить особенности формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения.

В связи с целью сформированы следующие задачи:

1)определить теоретические основы формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения;

возможности формирования коммуникативных УУД;

2)раскрыть педагогические условия, способствующие эффективному применению разнообразных форм организации учебной деятельности в процессе формирования коммуникативных УУД младших школьников.

 

 

Глава I. «Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»

 

«Становление коммуникативной компетентности младших школьников

»

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевым целями общего образования, можно выделить 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный , коммуникативный.

На протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками. К коммуникативным УУД относятся: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ; -разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; -управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ученый-психолог А. Г. Асмолов обращает внимание: «Важнейшим критерием усвоения коммуникативных универсальных учебных действий является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения)». [4, с. 140]

Принципы коммуникативной направленности обучения: -речевая направленность ( обучение через общение) ; -функциональность ( отвечают ,воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют) ; -ситуативность (ролевая организация учебного процесса ); -новизна- новизна речевых ситуаций ( смена предмета общения, проблемы обсуждения речевого партнёра, условий общения); -принцип по «нарастающей» от простого к сложному; -личностная ориентация общения ( речь всегда индивидуальна).

Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуаций, т.е. благоприятных условий для активного общения. Роль учителя- направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.[3,с.78-83]

Выпускник должен пройти 3 уровня сформированности устной коммуникативной компетентности: -обсуждение и дискуссия; -небольшие выступления; -презентации.

 

1.2 «Планируемые результаты по формированию коммуникативных УУД выпускников начальной школы»

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. – Имеет первоначальные навыки работы в группе. –Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель. Функции участников, способ взаимодействия. –Понимает смысл простого текста, знает и может применять первоначальные способы поиска информации. –Умеет осуществлять поиск информации. –Проявляет широкую любознательность , задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений. –Умеет задавать учебные вопросы. –Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации. –Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим. –Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою. –Владеет способами разрешения конфликтов. – Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами родного языка.

Чтобы достичь планируемых результатов, необходимо использовать различные формы и методы.

-Ученик может решать коммуникативные задачи , адекватно используя имеющиеся у него языковые средства (просьба, отказ, поздравление, доказательство и т.д.) -Умеет презентовать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ. –Умеет использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; при этом соблюдает нормы информационной избирательности, этики и этикета. –Ученик умеет вести диалог, учитывая разные мнения: умеет договариваться и приходить к общему решению, умение задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании, умеет доказательно формулировать собственное мнение. –Ученик активно участвует в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, умеет договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе, умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. – Ученик проявляет готовность к решению конфликта посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, стремится к координации различных позиций при работе в паре [4]

 

Глава II «Педагогический опыт по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе»

 

2.1 «Развитие коммуникативных УУД средствами литературного чтения»

Развитие коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. Поэтому педагогу ежедневно создавать условия , связанные с внедрением сотрудничества в обучение.

В ситуациях коллективного взаимодействия , которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнёра, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми.

В учебниках по литературному чтению для 1-4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всём их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов. Много юмористических, шутливых текстов. Авторы учебников пытаются разбудить в ребёнке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. Ученики размышляют , что им нравится в людях и что не нравится.

В учебниках предусмотрены задания, обучающие работать с чужим текстом: анализ текста по типу, стилю или жанру :определение темы, идеи текста, придумывание заголовка; анализ структуры текста, составление его плана; анализ средств связи между частями текста, между предложениями; сжатие и расширение текста; преобразование (редактирование); написание ответов на вопросы, составление текстов малых жанров и сочинений на предложенные темы, связанные с изучаемым материалом.

Литературное чтение - осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивающая освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы , развитие эстетического восприятия.

2.2 «Практические задания на уроках литературного чтения, формирующие коммуникативные УУД»

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения способствуют развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Совершенствование коммуникативных действий на уроках литературного чтения способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные умения, как слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Учащиеся приобщаются к особой, характерной для искусства, форме коммуникации – они вступают в «диалог» с автором через текст. Любая работа по формированию коммуникативных умений и навыков школьников начинается с установления и принятия всеми детьми правил, позволяющих сделать общение эффективным: -любое мнение ценно, -ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания, -дай другому возможность сказать, не перебивай, -обращение начинай с имени [1,с.41-55]

Для достижения поставленных целей могут быть использованы следующие методические приёмы: тение по ролям. Подготовка к чтению по ролям проходит в следующей последовательности : знакомство с текстом, общая проверка восприятия; определение количества действующих лиц , чтение текста про себя, обозначение принадлежности реплик действующим лицам и авторских слов; анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц, интонация слов героев. Выбор чтецов и первое чтение по ролям, подведение итогов , оценка работы. Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением , в котором имеются диалоги. В предметной линии учебников авторов Л.Ф.Климановой , В.Г.Горецкого таких произведений много. Например, К.И.Чуковский «Федорино горе», В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел», Н.Носов «На горке» . В учебниках 2 класса даётся памятка -«Как подготовиться к чтению по ролям». Дети с удовольствием выполняют эту работу. Эта форма работы в дальнейшем помогает готовиться к различным творческим проектам, инсценировкам, литературно-музыкальным композициям. Дети чувствуют себя намного уверенней, их речь выразительна и эмоциональна.

-Постановка вопросов по изучаемому произведению. Их назначение в том, чтобы направить внимание на такую особенность художественной детали произведения, которая может остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства школьников, чтобы способствовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями. –« Почему автор посвятил это стихотворение девочке Наташе?» (А.Л.Барто «Мы не заметили жука» ) -« Что ты можешь сказать о поступках ребят ? Что ты им посоветуешь?» ( Н.Носов « Затейники» ) -« Как автору удаётся показать, что лебёдушка была хорошей матерью? Как поэт относится к ней?» (С.Есенин «Лебёдушка»).

Ситуация формирования речевых умений.Участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках. Например, в рассказе Н.Носова «Живая шляпа»: перечитай эпизод рассказа, который тебе показался самым напряжённым, убеди своих слушателей , что ты прав; - В.Осеева «Почему?» -Было ли тебе когда-нибудь стыдно за то , что ты подвёл маму? Помог ли тебе этот рассказ подумать о своих поступках?»

Владение монологической речью (умение находить монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах ). В учебниках часто встречаются такие задания, как подготовь рассказ, опиши, объясни, обоснуй, соотнеси. –Например, составь рассказ о том ,как потерялся щенок (С.В.Михалков «Мой щенок» ) -Составь рассказ о книге , используя слова из рабочей тетради ( А.Л.Барто «Вовка- добрая душа» ). Большое значение имеет работа над пересказом, обучение которому начинается с 1 класса. Рассказ от первого лица ( Г.Х.Андерсен « Принцесса на горошине»). Словесное творчество (игра «Рифма», придумай свою считалку, загадку) Изменение сказочной развязки, придумать другое окончание рассказа. Написать сочинение о своём друге, подобрать пословицы о дружбе . Таким образом, уроки литературного чтения – хорошая «платформа» для развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных , значительно повышает качество образования.

 

 

 

 

Заключение

Решая первую задачу можно сказать, что особое внимание в программе универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный вид УУД имеет огромное значение в образовательном процессе. Во-первых они влияют на учебную успешность. Во- вторых, от них зависит процесс адаптации ребёнка в школе. В-третьих коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности благополучия его взрослой жизни. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом , на котором будут расти и развиваться школьники.

Решая вторую задачу можно сказать, что важным средством достижения этой цели являются уроки литературного чтения, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Введение комплекса специально организованных упражнений на уроках литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов.

 

 

 

 

Список литературы

1.Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» М: Просвещение, 2010

2.Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, М: Просвещение , 2012

3. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно воспитательной деятельности./ К.П. Зайцева // Начальная школа. - 2011, №4. - С. 78 – 83

4. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/formirovanie-universalnih-uchebnih-deystviy-mladshih-shkolnikov-313925.html

 

5.Закон Российской Федерации об образовании

 

6. Концепция модернизации Российского образования на 2016-2020 годы

7.Климанова Л.Ф., «Методические рекомендации к учебникам по литературному чтению 1-4 класс» Москва «Просвещение» 2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×