ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ | Кем Майя Игоревна. Работа №252752
Автор: Кем Майя Игоревна
Задача современной общеобразовательной школы сегодня: согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта школа должна сформировать у учащихся совокупность «универсальных учебных действий» (УУД), коммуникативные универсальные учебные действия входят в их число.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Задача современной общеобразовательной школы сегодня: согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта школа должна сформировать у учащихся совокупность «универсальных учебных действий» (УУД), коммуникативные универсальные учебные действия входят в их число.
Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативную активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей. Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребёнок входит в мир окружающих его людей. Поэтому перед педагогами школ и ставится такая задача – формирования у учащихся коммуникативных УУД. В решении этой задачи особую роль может сыграть выполнение занимательных заданий в процессе освоения учащимися школьных дисциплин и внеурочной деятельности .К сожалению на практике это значение часто недооценивается, и занимательные задания не включены в школьные программы формирования УУД.
Универсальные учебные действия: сущность, значение, классификация
В сегодняшнем информационном мире востребованы те люди, которые способны самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готовы к самостоятельным действиям и принятию решений.
Поэтому важнейшей задачей школы становится формирование у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В современном понимании универсальные учебные действия – это обобщенные действия, «открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [3, с. 6].
А.Г. Асмолов, предлагая уточнить и конкретизировать данное определение, пишет: «Универсальные учебные действия – совокупность способов действий учащегося, а также связанных с ним навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1, с. 4].
М. Пак и А.Н. Лямин говорят об универсальных учебных действиях как о «разносторонних и многофункциональных учебных действиях интегративного характера», считая их «пригодными для достижения образовательных, а также социально-значимых и жизненно важных целей» [1, с. 5]. Формирование таких действий, по мнению ученых, происходит путем сознательного и активного присвоения человеком нового социального опыта.
В психологическом значении универсальные учебные действия – есть «совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [2, с. 14]. Слово «универсальный» в этом определении:
отражает полифункциональность действий – особое качество, обусловливающее возможность их использования в различных жизненных обстоятельствах. Иначе говоря, универсальные действия обеспечивают организацию и регуляцию любой деятельности человека независимо от ее специально-предметного содержания [3, с. 4].
Универсальный характер
учебных действий проявляется также в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного
процесса.
Под словом «учебный» авторами предлагается понимать не столько «приуроченность к обучению», сколько длительность, непрерывность процесса формирования действий на протяжении всей жизни.
И, наконец, само понятие «действие», трактуемое в науке как «проявление человеческой активности» или как «главная структурная единица» деятельности, указывает на высокую степень включенности ребенка в образовательный процесс, превращение его из пассивного «объекта педагогических воздействий» в субъекта учебной деятельности «впитывающей губки» – в «исследователя, конструктора и контролера» своей деятельности.
Предназначение универсальных учебных действий учѐные видят в следующем:
обеспечение преемственности всех ступеней образовательного
процесса;
обеспечение целостного содержания образования;
профилактика школьных трудностей обучающихся.
функциям
универсальных учебных действий относят
:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений,
навыков и компетентностей в любой предметной области [3, с. 8].
А.Г. Асмоловым выделяются четыре основных вида УУД: личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества
–
определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов
–
инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
разрешение конфликтов
–
выявление,
идентификация проблемы,
поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера
–
контроль,
коррекция,
оценка
действий
партнера;
точное
выражение своих мыслей в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
[3,
с. 83].
В контексте исследуемой нами проблемы можно утверждать:
занимательные задания является необходимым компонентом процесса формирования у школьников коммуникативных УУД. Только при условии непосредственного участия детей в различных видах и формах занимательных заданий можно достичь в этом процессе желаемых результатов, соответственно, необходимость еѐ включения в общую программу формирования УУД становится бесспорной. Это заставляет обратиться к характеристикам самих занимательных заданий, определить – какое место отводится ей в современной общеобразовательной школе. В рамках обучения новых стандартов, соответственно колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера (А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова и др.).
Действительно, наблюдения за дошкольниками и первоклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого.
Теоретическими предпосылками многоаспектной природы общения выступают исследования, связанные с современным пониманием коммуникативных потребностей, способностей, свойств и умений, коммуникативной компетентности личности (М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.).
Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др.
В числе способов преодоления разнообразных трудностей учения исследователи называют специальную организацию общения младших школьников. Данной проблемой занимались Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.
Известно, что любая деятельность детей, а также учебная, и их общение со сверстниками, учителями тесно связаны и практически отдельно существовать не могут. От организации общения детей зависит, каким будет результат обучения. Общение зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. На успешность обучения зачастую непосредственно влияет коммуникативная активность, а также множество характеристик коммуникативной деятельности младших школьников. Известно, как язык влияет на развитие ребенка. Только посредствам родного языка ребёнок осваивает окружающий мир, людей.
Ребенок учится отвечать на вопросы взрослого, но важно научить ребенка самому задавать вопросы, быть инициативным, активно высказываться, уметь взаимодействовать, устанавливать с окружающими контакт. Уметь поддерживать доверительные, личностные взаимоотношения. В споре сохранять вежливость, уметь участвовать содержательной беседе.
Включая детей во взаимодействие друг с другом, можно обучить детей общению. Обусловив речевое действие и поведение любой доступной ребенку деятельностью (игровой, практической, познавательной и так далее); уточнив ситуацию общения, создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.
Выпускник начальной школы должен научиться:
разговаривать с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
распределять и выполнять разные роли (лидер, исполнитель, критик и другие) в коллективном решении проблемы, задачи;
вырабатывать и принимать коллективные решения;
предотвращать и преодолевать конфликты;
уважительно относиться к позиции другого;
идти на взаимные поступки;
влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.
Анализ практической образовательной среды показывает, что для развития коммуникативных способностей в начальной школе используются:
-групповые формы организации учебного общения:
-групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах);
-коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);
-групповая работа с использованием современного дидактического оборудования
-взаимопроверка заданий;
-игровые технологии;
-хоровое пение;
-коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов;
-
соревнования команд на уроках физкультуры и другие.
Сформированность коммуникативных учебных действий позволит ученику: быть успешным в учёбе, осваивать новый учебный материал в сотрудничестве с педагогами, одноклассниками, обмениваться имеющимся жизненным опытом.
Условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему,
в которой, происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий. Общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребѐнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.
В педагогике и психологии существует разное понимание занимательных заданий. Их рассматривают со следующих позиций:
— как деятельность, смысл и цель, которой, дать детям определенные знания и навыки; как занимательные задания, предназначенные для обучения (Гольцьюва О, Клиндова Л.) [10,с.228];
— как занимательных заданий, имеющую обучающую цель и требующую соответствующего материала (Тихеева Е.И.) [10,с.228];
— как процесс использования материала занимательных заданий посредством, которого производится обучающее воздействие, способствующее развитию способностей и знаний;
— как единую систему воздействий, направленных на формирование потребностей в знаниях, активного интереса к тому, что может явится их новым источником, а также более совершенных познавательных навыков умений, сенсорных, интеллектуальных, кинетических и др. (Богуславская З.М.);
— как ряд приготовленных операций, включенных в новую задачу (Леонтьев А.Н.) [10,с.228].
Несмотря на некоторые различия, все эти подходы объединяются общими моментами.
Проблема успешности коммуникативной деятельности достаточно разработана педагогической психологией. В педагогических публикациях часто обсуждается учебный процесс с точки зрения раскрытия. Обсуждается реализация его потенциальных возможностей.
Однако методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей (за исключением, вероятно, системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова).
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:
потребность ребенка в общении с
взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
№
Виды коммуникативных
универсальных действий
Содержание коммуникативных
универсальных действий
1.
Коммуникация - взаимодействие
коммуникативные действия, учитывающие позиции собеседника, партнера
2.
Коммуникация - кооперация
Основное содержание это согласованные усилия по достижению цели коллектива
3.
Коммуникация - интериоризация
речевые действия, являющиеся средством общения, передачи информации другим, рефлексия
Коммуникация - взаимодействие:
к
оммуникативные действия учитывает позиции собеседника, партнёр
а в процессе выполнения заданий;
п
реодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях
;
п
онимание возможности различных позиций и точек зрения
;
уважение
иной точки
зрения
;
п
онимание относительности оценок
;
у
чёт разных мнений и умение обосновать собственное
;
2. Коммуникация – кооперация:
умение осуществлять коммуникативные действия;
умение договориться в ситуации конфликта интересов;
умение согласовать действия, осуществляя общую цель;
умение уступать, убеждать;
находить общее решение;
уметь организовывать коллективную работу;
умение осуществлять взаимоконтроль;
умение при обсуждении быть аргументированным;
умение осуществлять взаимопомощь;
умение общаться доброжелательно друг к другу;
3.Коммуникация как условия интериоризации:
коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания
способность строить понятные для партнёра высказывания
умение с помощью взрослых получать необходимые сведения от партнёра по деятельности
речевое планирование и регулирование своих действий
рефлексия своих действий
В процессе проведения экспериментальной работы мною был выделен блок из двух направлений для формирования выбраны следующие универсальные учебные действия:
1. Коммуникация - взаимодействие
учет разных мнений и умение обосновать собственное;
2. Коммуникация - кооперация
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
Особенности и организация занимательных заданий
Реформы сегодняшней системы образования направлены на создание условий для осуществления научной работы в области формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Социальный заказ общества наталкивает педагогическое сообщество на разработку новых методов и моделей образования. Научный интерес формирований коммуникативных учебных компетенций формируется социальным заказом общества.
В стандартах нового поколения выделена проблема применения диагностики сформированности коммуникативных учебных действий. Она предназначена для определения степени овладения младшими школьниками коммуникативными умениями, какого значение занимательных заданий в формировании этих действий? Специфика занимательных заданий заключается в том что их необходимо подобрать, разработать и применить учителю. Характеризуются занимательные задания тем, что они объединены их общих обучающей, а также занимательной задачами. При этом:
учитель учитывает:
цель занимательных заданий – обучение
;
они имею
т занимательное содержание
;
Таким образом, для достижения цели формирования коммуникативных универсальных действий, применение занимательных заданий учитывает связь занимательного и обучающего содержания. Первоначальная роль занимательных заданий заключалась в применение их в образовательном процессе. Учитывались два их начала – занимательного и обучающего. Занимательные задания использовались в процессе повторения и закрепления пройденного материала.
На сегодняшний день важно учитывать, что специфика содержания занимательных заданий открывает богатые перспективы использования этих заданий в учебном процессе. Они могут быть использованы при усвоении нового материала, благодаря соединению в них познавательного и занимательного содержания. Концепция воспитания включает в себя немаловажный принцип, который заключается во взаимном сочетании учебного процесса, занимательной деятельности, свободного общения, и формирование коммуникативных учебных умений.
Задания, направленные на формирование коммуникативных умений в процессе выполнения занимательных заданий сочетается с реализацией обучающих задач. В процессе выполнения заданий у детей формируются, понятия, развивается способность к самоконтролю, анализу ситуации и взаимодействию. Дети учатся согласовывать решения быть гибкими, доброжелательными, учатся принимать коллективные решения. Занимательные задания способствуют развитию воображения. ребенок учится решать проблемные ситуации. создает новые интересные образы, выражает их в творчестве. Ребенок стремится выразить свою позицию, стремится преобразить мир, познавая его. Участие в занимательных заданиях снижает уровень тревожности у ребенка.
Дети приобретают:
способность общаться со сверстниками, взрослыми;
учатся учитывать интерес
ы людей, их
позицию, взгляды;
у
детей формируется нравственно
- волевые качества;
дети осваивают нормы нравственности;
формируется позитивное поведение;
у детей
снижается застенчивость;
повышается инициативность;
Таким образом, у ребенка формируется коммуникационные и организаторские умения. Формирующееся в занимательных заданиях произвольное поведение, имеет важную роль в формировании коммуникативных ууд. Ученики, овладевая коммуникативными умениями, становятся целеустремленными, настойчивыми, инициативными.
Самооценка еще одно немаловажное умение в процессе выполнения заданий. Ребенок, получив положительный результат своей деятельности, испытывает гордость за продукт своей деятельности. Здесь возникает процесс самооценки, ребенок оценивает результат достигнутой цели. Самооценка тесно связана с способностью оказывать влияние на товарища, осуществлять взаимопроверку.
Итак, форма, приемы, и методы применяемые педагогом в работе по формированию коммуникативных компетенций формирует необходимые ребенку качества личности. Младший школьник осваивает правила, нормы поведения. Формирование коммуникативных компетенций требует умение учитывать мотивы соподчинения.
Соблюдение принципов:
наличие жизненной ориентации;
умение взаимодействовать;
самостоятельность;
ситуативность.
Соблюдение приемов:
групповые решения;
координация действий;
совместное изучение информации;
обсуждение;
обмени ролями;
ориентировочная способность.
Формированию коммуникативных компетенций наиболее расположен младший школьный возраст. Особенности данного возраста позволяют в полной мере включить в планирование и использование занимательных заданий на уроках. Предрасположенность данного периода возраста способствует формированию коммуникативных учебных действий.
Дети в полной мере учатся самооценке, самоконтролю. Учатся оценивать друг друга. Учатся общаться. Ведущая роль в концепции определяется коммуникативной компетенцией. Коммуникативная компетенция формирует у ребенка неповторимую индивидуальность, в то же время допускать индивидуальность другого человека. Формируется произвольное поведение.
Появление произвольных психических процессов способствует произвольному практическому применению. Как известно в процессе выполнения занимательных заданий происходит процесс взаимодействия. Если задания носят конкурентный характер, то каждому из участников хочется быть первым. В этот момент случаются ограничивающие правила.
Применение занимательных заданий на уроках имеет общепризнанную цель - в которую включено образовательная и воспитательные задачи. А также предполагают использование занимательного материала, который готовиться учителем. Ученик использует готовое задание, которое включает в себе занимательное обучающее содержание. Главная характеристика занимательных и обучающих задач это их единство.
Появившись впервые в педагогике занимательные задания, характеризовались эмоциональной, динамичной, практической насыщенностью. Они имели богатую речь, наполненную ёмким содержанием, данные задание направлены были направлены на все стороны психики ребенка, содержание и возраст участников определяется направленностью проведения занимательных заданий.
На практике занимательные задания дают возможность закрепить, обобщить и уточнить полученные знания, хотя ведущие педагоги наблюдали значение занимательных заданий в уточнении и закреплении полученных знаний.
Очень важную роль занимательных заданий имеют в знакомстве с практической деятельностью взрослых и другими видами деятельности. Занимательные задания реализуют основной принцип воспитания. Материал усваивается, решая занимательные задачи.
Возрастные особенности младших школьников
активное формирование коммуникативно-речевых действий,
появление произвольной формы общения с взрослыми,
формирование речи как средства передачи информации
осуществляется сотрудничество ребёнка и взрослого
контекстное общение,
взрослый выступает образцом, правилом
становление рефлексии
Рассмотрим основные коммуникативные умения, характерные для младших школьников:
умение слушать – одно из самых важных человеческих умений. Специалисты уверяют, что не умеют слушать примерно восемь школьников из десяти. Умение активно слушать - это одно из опорных коммуникативных умений младших школьников, которое вырабатывается у них процессе учебного общения и включает в свою структуру как речевые умения (восприятие и интерпретация информации), так и умения межличностного общения (не перебивать собеседника, активно реагировать на его информацию по смыслу, дружелюбно относится к недостаткам речи, не проявлять агрессии). Умение активно слушать включает:
восприятие информации от говорящих или самого себя, при котором школьник воздерживается от выражения своих эмоций;
поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» продолжать акт общения;
незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на один шаг вперед».
умение вербализировать свои мысли – не менее сложный способ общения, требующий больших знаний, содержательности, умений заботиться о том, чтобы всегда быть понятным собеседником, следить за ясностью и логичностью высказываний, обдумывать форму изложения своих мыслей, говорить всегда вежливо и дружелюбно, всегда учитывать мнение собеседника, стараться говорить кратко, но выразительно и следить за впечатлением, которое производят слова на собеседника.
Таким образом, для младшего школьного возраста характерны такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации.
Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту.
Формирование коммуникативных УУД идет через групповые и парные формы работы, помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, даёт эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников, создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом.
Работа в паре: заучивание, пересказ, составление план, объяснение, доказательство, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка техники чтения, вычисления, письменные работы, проверка домашнего задания.
Алгоритм работы в паре:
1.Учитель определяет цель.
2.Распределение ролей. (Кто рассказывает и кто слушает)
3.Демонстрация образца у доски (пара детей)
4.Самостоятельная работа. Пересказ в парах.
5.Самоанализ:
С чем справились?
Что было легче всего?
Что вызвало затруднения?
Также в парах можно:
ребята, в паре, выполняют одинаковое задание; сначала задание выполняется самостоятельно каждым, потом выполняется взаимопроверка. Дети показывают друг другу обнаруженные ошибки;
задание школьниками выполняется, исходя из запаса знаний, умений, навыков, по очереди.
Например, у одного ученика имеются карточки с гласными буквами, а у другого — с согласными. Они вдвоём должны составить названное учителем слово: один ставит свои гласные, другой — свой согласные; ребята должны выполнить общее задание. Каждый при этом имеет запас знаний и наглядный материал.
дети парами обмениваются заданиями
,
которые составили дети другой пары. Ученики коллегиально выполняют задания. Можно в случае необходимости обратиться за помощью к составителям задания. По окончании выполнения
авторы выполняют проверку. В конце дети могут оценить качество заданий (сложные, трудные, оригинальные и т. п.).
Работа в группе.
Алгоритм работы в группе:
создаётся учебная мотивация,
активизация познавательного интереса,
стремление к успеху, признанию,
повышение самооценки, снижение неуверенности,
умение самостоятельно способности оценивать свою работу,
умение коммуницировать
и действовать согласованно с товарищами.
Для выполнения задания дети объединяются в группы. Желательно чтобы количество участников в группе было одинаковым для того, чтобы занятия могли проходить в форме соревнования нескольких команд. Соревнования команд актуализируют у младших школьников желание победить, и стимулирует интерес к выполнению заданий. Формирование групп происходит по - разному.
К примеру, группа может составляться педагогом учетом различного уровня коммуникативных умений членов рабочей группы. Сами дети создают группы, учитывая дружбу, схожесть интересов. Поэтому учителю можно предлагать детям самостоятельно формировать малые и большие группы.
Распределение ролей в группе детей по собственному желанию следующим образом:
учитель сам говорит, кто и что делает
действия в группе каждого участника могут меняться в любой момент выполнения задания
дети самостоятельно, учитывая интересы участников группы
- распределяю
т роли
Этапы проведения групповой работы:
Первый этап:
подготовка группы к заданию
;
постановка цели задания
;
постановка проблемной ситуации
;
представление инструкции выполнения задания
;
получение материала для задания
.
Второй этап:
ознакомление с источниками
;
разработка плана работы
;
распределение ролей в группах
;
выполнение самого задания
;
подведение итогов по каждому члену группы
;
подведение итогов по общему заданию
.
Третий этап
На данном этапе учитель устанавливает минимальные правила для работы конкретной группы (каждый член группы принимает участие в обсуждении результатов; в разговоре нужно быть сдержанным, доброжелательным; речь должна содержать сжатую информацию)
Рефлексия:
результаты достижения поставленной цели
анализируем выполнение задач
обобщаем выводы
сообщаем результаты работы
Рефлексия - сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.
Желательно, вначале, вместе с детьми, установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Например:
убедись, что в разговоре участвует каждый;
говори спокойно и ясно;
говори только по делу.
Из всего вышесказанного следует, что проблема применения занимательных заданий для формирования коммуникативных ууд весьма актуальна для работы учителя. От уровня сформированности данных умений зависит качество обучения школьников. Коммуникативность детей способствует результативности обучения. Социализация и развитие личности зависит также во многом от этого.
Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий школьников в процессе
уыполнения занимательных заданий
На уроках русского языка.
С целью формирования УУД на уроках русского языка детям были предложены:
Занимательные задания, которые ребята выполняли устно:
начать, продолжить, или закончить рассказ к уже имеющемуся началу, середине, концу;
придумайте рассказ по иллюстрации к сказке (рассказу, стихотворению);
нарисуйте устную картину к отрывку из сказки (рассказа, стихотворения);
расскажите сказку (рассказ, стихотворение), как ваши любимые персонажи;
продемонстрируйте разные эмоции в диалоге к заданной теме драматизации (страх, удивление, возмущение, негодование);
придумайте новую сказку со знакомыми персонажами;
придумайте и расскажите в нескольких предложениях новую тему урока;
Задания, которые ребята выполняли письменно:
придумайте загадку;
сочините стихотворение на заданную тему;
напишите поздравление, пожелание, письмо;
подберите рифму;
составьте текст рекламного буклета;
составьте текст
,
пригласительного билета на праздник.
Таким образом, важнейшие личные качества человека такие как: сопереживание, сочувствие, способность оценить свою деятельность и работу товарища. Проявляя тактичность, внимательность, доброе отношение к другому ученику, ребята приобретают опыт сотрудничества
Командное принятие решений и умению учеников работать в группе позволяет учителю назначить сильного ученика руководителем рабочей группы. В другом случае слабого ученика. Таким образом, работа становится продуктивной и дает возможность:
научить учеников самоконтролю и адекватной оценки одноклассников;
снизить тревожность у слабых и робких детей;
попробовать свои силы любому ученику из класса;
учителю использовать различные виды деятельности, вовлекать детей с помощью дополнительных мотивов;
Для того что бы ребенок мог равноправно участвовать в познавательном процессе. Как только ребенок пришел в школу. Ребенку необходимо учить работать в группе. Ему необходимо научится работать в паре. Такая работа будет являться переходом к участию в групповой работе. Такая работа предусматривает активную речевую деятельность. Обучается спрашивать, задавать вопросы:
Все ли думают так же как я?
Все ли внимательно слушали друг друга?
Правильно ли я сделал выбор?
Что у нас получилось – что нет?
Почему что-то не получилось?
Расскажи
,
как ты думаешь?
Расскажи
,
что нужно сделать для успешной работы?
Умение слышать и слушать, что в результате помогает ребенку самостоятельно оценивать свои результаты. Формируя коммуникативные учебные действия, ученики осваивают правила общения и речи:
-речь должна быть отчетливой и громкой;
-ответ должен быть полным и законченным предложением;
-аргументы должны быть короткими и точными;
-при ответе или обсуждение не отходи от «темы»;
-когда хочешь высказаться – дай знать;
-когда говорит другой – слушай внимательно;
-мнение любого обсуждаем, но не осуждаем;
Такая работа (паре, четверке) помогает ученикам успешно закреплять учебный материал. На начальном этапе выявлять возможные проблемы в усвоение материала. Пути решения и возможность устранить эти проблемы, проверить уровень знаний и систематизировать их. Дети способны сами оценить свои успехи и свои навыки обучения других. Навыки культурного общения, нормы культуры формируют умение построения отношений с товарищами, взрослыми.
Работая в группе, в детях формируется определенные качества. Чувство коллективизма, ответственности в коллективе, толерантности и доброжелательных отношений друг к другу. Групповая работа, поддержка товарищей создает чувство защищенности. Дети робкие и тревожные учатся преодолевать страх. Возникновение между детьми доброжелательных отношений и формирование универсальных коммуникативных действий обеспечивает участие ребят в играх и упражнениях такого рода.
На уроках математики.
В формировании коммуникативных умений в программе обучения математике и математики начальной школы неразрывно существуют несколько путей реализации школьной программы. Это тесно связанные и одновременно зависимые друг от друга. Умение использовать устную математическую, а так же пользоваться всем набором взаимосвязей грамотных и эффективных.
К ним относятся задания:
придумать задачи по карточкам
составление сообщений (математических правил различных видов)
составление по карточкам примеров, задач
объяснение по карточкам способов сложения, вычитания, умножения, деления.
проведение математических эстафет с исправлением ошибок по предыдущему заданию и выполнению следующего.
Например, математическое лото (учитель готовит большие и маленькие карты на 4-5 подгрупп. Маленькие карточки – содержат задания, большие - ответы к заданиям. Карточки раздаются играющим. Задания зачитывает учитель, дети письменно или устно выполняют решения. Та группа, которая нашла правильный ответ, закрывает его маленькой карточкой. Тот кто раньше всех закрыл все клетки, выиграл.
Задания по изучению новой темы:
1.Заранее заготовленные учителем карточки с одним или тремя заданиями по количеству учеников в классе, раздаются по парам. Желательно чтобы в карточке с 3 заданиями присутствовали, задания содержали три уровня сложности (простой, средней, и повышенной сложности). Работа в паре осуществляется по принципу «ученик - учитель», каждый из партнеров применяет на себя одну из ролей.
2.Решение задач из обеих карточек, каждый из учеников решает самостоятельно.
3. Проводиться взаимопроверка (учитель повторно объясняет, если решение не правильное)
4.Обмен карточками, повторение поставленной задачи. (учитель повторно объясняет если решение не правильное)
5.Работа считается завершенной после полного усвоения материала учениками. В конце проводиться оценивание работы друг друга и подведение уроков.
6.Изучение нового материала - состав числа, сложение и вычитание в пределах 20, таблица умножения, таблица деления ( задание проводиться «ученик –учитель»). Работа заключается во включение детей в начале в роль учителя или ученика, затем наоборот. Меняясь ролями ребята очень быстро запоминают новый материал.
На уроках литературы.
Ученики начальной школы на уроках литературного чтения учатся высказываться по любой обсуждаемой теме, учатся принимать участие в дискуссиях, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения при этом имея достаточно словарный запас. Большое значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения, имеют следующие направления:
от простого к сложному;
речевая направленность;
личностная направленность;
выполнение коммуникативных задач (восприятие, запоминание, описание, характеристика, объяснение;
смена предметов, проблем, партнеров и условий общения.
Соблюдая данные принципы, создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Учитель выполняет роль, помощника, развивает идею ученика, поддерживает и помогает.
На уроках литературного чтения формируется следующие коммуникативные действия:
дискуссия;
выступление;
представление (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, слова).
Целью дискуссии является научить детей говорить раскрепощено, свободно высказывая своё мнение. Занимательные задания на уроках литературного чтения направлены на:
речевые упражнения (выбор правильного ответа, изложение текста, ответы на вопросы - задания);
упражнения – ассоциации ( поиск рифмы, придумывание загадок, сравнение их с другими загадками);
диспут (какой герой нравится больше, предположи о чем рассказ, что значит это слово );
рассказ по картинке, рисунку, карточкам
Целью выступления является умение составлять небольшие выступления, умение придерживаться заданной темы:
составление тавтограмм;
сочинение синквейнов;
задания на анализ и синтез;
задания на сравнение героев, природы, событий.
Инсценирование, как средство снятия страха перед выступлением, сначала дети объединяются в коллективы, потом в группы и только в конце выступление становится индивидуальным;
на этом уровне ребенок учиться пользоваться коммуникативными средствами общения, тембр, громкость голоса, манера общения, жесты и мимика.
В итоге ученик способен адекватно ситуации дискутировать, владеть средствами общения, уметь задавать вопросы, выступить с небольшой речью придерживаясь данной темы, соблюдать структуру текста
Целью уровня представления (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, слова) является умение подготовить представление задания используя задания творческой и проблемной направленности.
Занимательные задания совместно – последовательных направленностей (индивидуальные задания, затем коллективные задания) в процессе их выполнения дети, делятся личными идеями, объединяя их в общее, единое целое, например составление характеристики литературного персонажа.
-занимательные задания совместно – последоват
ельная направленность (сочинение сказок,
рассказов, стихотворений, загадок. Задание общее выполняется пошагово. Например
,
составление «Цветных рассказов»
-занимательные задания на принятие коллективных решений:
1.Ученик должен придумать несколько вариантов решения заданий.
2.Ученики в парах обсуждают варианты решения заданий, предложенные каждым и выбирают из них лучшее.
3.Ученики, объединенные в группы, вновь обсуждают и выбирают более удачные.
4.Один ученик от группы аргументирует принятое решение по выбору варианта.
5. Учитель обобщает решения в группах, выписывает их на доске
6. Коллективное голосование.
В занимательных заданиях слово выступает в роли живого существа (дети ищут способы ассоциативного значения и смысла слова: лексическое в толковом словаре, происхождение в слово в этимологическом словаре, однокоренные слова, слова синонимы, слова антонимы, слова во фразеологическом словаре, рифмы, слова в рисунках, картинах, в собственных сказках, стихотворениях, загадках, рассказах)
Таким образом, к концу начальной школы дети умеют:
задавать вопросы;
умеют обосновывать утверждения и мнения;
аргументировано высказывать свое мнение;
участвовать в дискуссии;
слушать других внимательно;
уметь представлять коллективную работу и работу в группе, паре;
говорить громко, отчетливо, коротко и точно;
обращаться к аудитории;
вступать в контакт с окружающими;
сопереживать;
организовывать общение;
решать конфликтные ситуации;
На уроках изобразительного искусства.
Занимательные задания на уроках изобразительного искусства можно рассматривать как формирующих одну из коммуникативных универсальных учебных действий. В основу положено желание ребенка проявляет вступать в контакт с окружающими, находить и решать проблемы.
Занимательные задания на уроках изобразительной деятельности ориентированы на парную, групповую деятельность. Направлены на развитие активности, ответственности, принятие решений, способствует проявлению непроизвольного интереса. Формирует положительную мотивацию, желание активно участвовать в занимательных заданиях и учебе. Вовлекаются даже пассивные дети.
Помимо развития фантазии и воображения задания помогают формировать коммуникативные умения.
Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. А также умение быть ответственным, уметь решать проблемы, находить коллективные способы их решения. Формируют коммуникативные универсальные учебные действия. К ним относят занимательные задания:
«Художественное изображение звуков» (Учитель включает фонограмму. Звучат звуки природы, крики животных, шум города. Дети в группах выбирают, какой из звуков они будут изображать на листе, для изображения можно использовать краски, фломастеры, пластилин. Обратить внимание детей, что изображение должно занимать всю поверхность листа.
«Волшебные краски.» (Детям предлагаются образцы изображений цветов. Показ сопровождается музыкой. Музыка – отрывки из произведений классиков. Дети в группе принимают решение, каким будет изображение, каким оно будет цветом, будет ли это изображение цветов в природе, вазе, букете, на одежде и т.д. Задание направлено на развитие воображения и фантазии.)
«Портрет друга »На первом этапе дети делятся парами. Каждый должен придумать описание и рассказать, какой у товарища нос, прическа, глаза, форма лица, какого он роста, телосложения. Можно описать характер товарища, манеру общения, стиль одежды. Желательно описание записать. В дальнейшем это описание поможет нарисовать портрет. На втором этапе дети рисуют портреты товарищей. На третьем этапе дети рисуют по
письменному описанию соседа. Работа может занять несколько уроков изобразительного искусства. В конце задания дети рассматривают, сравнивают, обсуждают полученные изображения.
«Моя любимая природа» Детям предлагается рисунки, картины, слайды с изображением природы. Дети слушают произведения классической музыки. Каждая группа принимает решение, какое изображение природы она будет выполнять. Предварительно на уроках литературного чтения дети читали художественные произведения о природе. Детям предлагается обобщить весь опыт знакомства с природой в изобразительном искусстве, художественных произведениях и классической музыки. Выбрать тему коллективной работы. Работа выполняется в стиле пластилинографии. Учитель знакомит детей со способами изображения с помощью пластилина, работа выполняется в течение нескольких уроков. По окончанию работы проводиться конкурс и выставка.
« Животный мир» Работ в течение учебного года делается несколько. Перед выполнением работы необходимо провести экскурсию, познакомиться с животными, затем на уроках окружающего и литературного чтения послушать рассказы, воспоминания о животных, птицах. Работа выполняется в технике пластилинографии. Дети распределяются на группы по 3-5 человек, выполняют работу на листе А3. Обратить внимание детей на цветовое решение природы, животных. Животные должны контрастировать с природой, более яркими оттенками. Дети сами распределяют роли для выполнения работы.
«Растительный мир», «Городской ландшафт», «Деревенский ландшафт», Работ в течение учебного года делается несколько. Проводятся сезонные экскурсии. Предварительно дети знакомятся с работами художников. Картины ландшафтов, строительные объекты, дома, достопримечательности, рисунки людей, животных. Детям предлагается нарисовать акварелью, гуашью, выполнить работу в технике пластилинографии, или в технике аппликации. Изображение должно
содержать в себе природу, дома, животных, здание школы, людей. Задание выполняется группами по три, пять человек, в течение нескольких уроков. В конце проводиться конкурс, выставка.
Занимательные задания могут сформировать у школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Включенные в программу обучения, задания могут обеспечить возможность неформального, содержательного, плодотворного общения ребят друг с другом. Приобретение опыта помогает детям осуществить свободный выбор образовательной области, изучить и заниматься именно тем делом, которое более всего отвечает его интересам и наклонностям, научить способам коллективного взаимодействия. Создание для детей благоприятной атмосферы общения. Непосредственно на занятиях, организуя сотрудничество и взаимодействие в течение исполнения задания, осуществляется во время работы в парах и малых группах. Результаты эксперимента позволили сделать вывод: организация работы на уроках с применением занимательных заданий парами, в группах и других видах коллективной работы, успешно формирует коммуникативные универсальные учебные действия. Создавая проблемные ситуации, учитель ставит перед детьми общие цели и задачи, которые способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Этому же способствует атмосфера занимательного задания.
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что при формировании коммуникативных универсальных действий необходимо последовательно и поэтапно применять занимательные задания.
Продуктивное применение занимательных заданий и формирование коммуникативных УУД должно обеспечить развития личности ребенка. Именно занимательные задания помогают создать необходимые условия для разностороннего развития ребенка, получения им социального опыта, воспитания навыков коммуникации и сотрудничества. Перед каждым учителем встает вопрос формирования коммуникативных действий. Для решения данной проблемы учитель:
использует различные формы взаимодействия (работа в парах, групповая работа в больших и малых группах, коллективная работа).
подбирает занимательные задания
использует различные формы совместных занятий
(упражнения, игры, репетиции, тренинги, мастер-классы и другие формы проведения занимательных заданий)
привлекает детей
в различные виды деятельности
.
Создавая необходимые условия, чтобы все дети смогли не только проявить себя, но и, учась сотрудничать и взаимодействовать ребёнок:
Имеет способность разрешать конфликты;
Чувствует себя полноправным членом коллектива
;
Организовывает доброжелательное
взаимодействие
с собеседником;
Знает правила,
нормы
, необходимые при общении с окружающими
Умеет эмоционально соп
ереживать, внимательно слушать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. — Харьков, 1997.- с.45.
Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – c.272.
Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 – c.446.
Выготский Л.С. Психология познания/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1977.- c.127.
Газман О.С. В школу — с игрой/О.С. Газман. — М.: Просвещение, 1991.- c.334
Занъко С.Ф.Игра и ученье /С.Ф.Занько.-М.:Просвещение, 1992.-с.226
Минкин Е.М. От игры к знаниям /Е.М. Минкин. — М.:Просвещение, 1983.- c.254.
Мухина В.С. Возрастная психология /В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998.- c.228.
Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. /Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995.- c.324.
Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. — М.: РПА, 1996.- c.80.
Ушаков, Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах /Н.Н.Ушаков. – М. – Просвещение, 1986. –c. 83.
Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1979.- c.25.
Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Казанск. Гос. ун-т, 1996. – 568 с.
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действияначальной школе. От действия к мысли [Текст] / А.Г. Асмолов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).
Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. –2008. – №3. – С.13-16.
Асмолов, А.Г. «Формирование универсальных действий: от действия
к
мысли» [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. – М.: просвещение, 2010.– 159 c.
Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М., 2002. – 202 с.
Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству [Текст] / Д.Б. Богоявленская.
– М., 1981. – 147 с.Богачева, Г. Г.
Вульфов, Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания [Текст] / Б.З. Вульфов // Педагогика. – 1992. – № 5/6. – С.45-49.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
[Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
Е.Н. Землянская // Начальная школа. – М., 2005. №9. – С.10.
Ильенков, Э.В. О «специфике» искусства [Текст] / Э.В.Ильенков // Вопросы философии. — 2005. — № 5. — С.132-144.
Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности [Текст] / В.Е. Клочко. – Томск, 2005. – 164 с.
Князева, Т.Н. Некоторые аспекты проблемы преемственности обучения на I и II ступенях школьного образования [Текст] / Т.Н. Князева // Педагогическое обозрение. – 2003. – №4. – С.9-10.
Коджаспирова,
Г.М.
Педагогический
словарь
[Текст]
/
Г.
М.
Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров // для студ. высш. и сред. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
Лазаренко, А.В. Интерактивные формы внеурочной деятельности как средство развития коммуникативных учебных действий у младших школьников [Текст] / А.В. Лазаренко, Н.В. Абрамовских // Материалы VII Международной студенческой электронной науч. конф. «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.scienceforum.ru/
.
Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей
руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / В.А. Мижериков. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 544 с.
Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс].
URL:
http://didacts.ru/termin/
.
Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники:
тематический словарь справочник: учебное пособие [Электронная версия].
Орѐл: ОГУ, 2010. – 289 с. – URL:
http://science_philosophy.academic.ru/
Новикова
,
Н.А. Рабочая программа «Радуга» [Текст] / Н.А. Новикова // МБОУ «CОШ №27» [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.school27-perm.ru/
.
Педагогическая энциклопедия. Т.1 / под ред. А. Г. Калашникова. [Текст] — М.: Работник просвещения, 1929. – 193 с.
Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии
системе образования / Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия»,
Проект "Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности" [Электронная ресурс]. – URL:
http://festival.1september.ru/
.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений/ – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
Пушкарева Т. Г., Трифонова Ю. А. Содержание, структура социальной компетентности и ее диагностика // Гуманитарные научные исследования. — Ноябрь 2012. — № 11 [Электронный ресурс]. URL:
Разумова, Н. П. Развитие социальной компетентности школьников в образовательном процессе учреждения дополнительного образования. / Н. П. Разумова. URL:
www.omsk.edu.ru/_august/2007
формирования универсальных учебных действий // Авторский инновационный проект [Текст] / Е.В. Рыбакова – 2014. URL:
http://pandia.ru/text/
.
Рубина, Ю.И. «Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью» [Текст] / Ю.И. Рубина. – Орел: ОГУ – 1965.– 240 с.
Рыбина, О. В. Современные исследования социальных проблем //
Народное образование. Педагогика. – Выпуск № 3 – 012ГРНТИ:14 — [Электронный ресурс]. URL:
http://cyberleninka.ru/
.
Семѐнова, М. А. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013. [Электронный ресурс]. URL:
https://sibac.info/
. Дата обращения: 4.11.2016.
Статья Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), – №3. – 2012. [Электронный ресурс]. URL:
Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.3 [Текст] / Сост. В.А. Сухомлинский, О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская, – М.: Педагогика, 1981. – 640 с.
Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / Сост. В.А. Сухомлинский, С. Соловейчик, – М.: Политическая литература, 1982. – 270с.
Учурова, С. А. Групповая работа как способ развития социальной компетентности учащихся: Автореферат дисс.канд.пед. наук. [Текст] / С. А. Учурова. — Екатеринбург, 2007. — 24 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
Федеральный закон «Об образовании в РФ». – 0-13 Москва: Проспект, 2014. – 160 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронная версия] Пояснительная записка
URL
:
http
://
mou
-
etirken
.
ippk
.
ru
/
.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронная версия] // Приложение к Приказу Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного)
общего
образования».URL:
http://минобрнауки.рф/документы/
.
Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст] / А.В. Хуторской. — М., 2008. – 270 с.
Чуланова, Н.А. Нормативный контекст определения «познавательные универсальные учебные действия» // Современные проблемы науки и образования [Текст] / Н.А. Чуланова, Т. Н. Черняева –
2014. – №6; URL: www.science-education.ru/. Дата обращения: 06.06.2016.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. – М., 1996. – 27 с.
Баев, И.М. Играем на уроках русского языка/И.М.Баев. — М.:Просвещение, 1989.- c.113.