Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности посредством КТД | Людмила Ивановна Емельянова. Работа №313682. Номер работы: №313682
Полученные результаты позволяют говорить о положительной динамике развития уровня коммуникативных УУД в 4 «А» классе. Обучающиеся могут осуществлять обмен информацией, задавать вопросы, высказывать собственное мнение, вступать во взаимодействие, проявлять уважение к собеседнику, осуществлять речевое планирование собственной деятельности, строить высказывания, понятные партнеру по общению. Проведенное исследование показывает, что формирующий эксперимент привел к значимым изменениям по всем показателям. Коллективное творческое дело показало свою эффективность.
Модель формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности посредством коллективного творческого дела
Тематический план формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности посредством коллективного творческого дела на период январь-март2023 года
Тема внеурочного занятия
Содержание
Развиваемый компонент
Подготовка к КТД
«Путешествие в мир профессий»
Предварительная работа: дискуссия обучающихся о значении профессий в жизни человека, об особенностях различных профессий.
взаимопонимание со сверстниками, обмен информацией
умение корректно задавать вопросы, свободно вступать в диалог
Подготовка к КТД
«Путешествие в мир профессий»
Коллективное планирование: обсуждение в группах и коллективное обсуждение идеи и плана проведения КТД, выборы Совета дела, распределение поручений по подготовке к делу между обучающимися. Каждая группа выбирает профессию для создания ее рекламы.
умение убеждать и аргументировать собственное мнение
толерантность в дискуссии
умение приходить к общему решению
умение вступать во взаимодействие для достижения общей цели
умение распределять функции и роли в ходе выполнения КТД
владение монологической и диалогической формой речи
Подготовка к КТД «Путешествие в мир профессий»
Коллективная подготовка: подготовка рекламы различных профессий, творческих заданий участникам других групп, разработка сценария КТД, создание рабочих костюмов и атрибутов.
обмен информацией
умение свободно вступать в диалог
умение приходить к общему решению
умение вступать во взаимодействие для достижения общей цели
умение распределять функции и роли в ходе выполнения КТД
профессий, проведение репетиций, оформление актового зала школы, подготовка приглашений на праздник.
Координация их деятельности Советом дела.
Проведение КТД «Путешествие в мир профессий»
Проведение КТД по разработанному сценарию.
Представление обучающимися результатов выполнения ими творческих поручений. Оказание детьми взаимопомощи.
Сопровождение педагогом коллективной творческой деятельности детей.
Умение оказывать взаимопомощь
Участие в работе группе
Подведение итогов КТД «Путешествие в мир профессий»
Подведение итогов КТД в группах. Коллективный анализ детьми совместной деятельности.
Обсуждение возможностей использования опыта, приобретенного в ходе проведения дела (участие в конкурсе проектов о профессиях, проведение мастер-классов).
оценивание качества своего вклада и каждого участника в общее дело
Умение выражать свои мысли
Владение монологической и диалогической формами речи
Подготовка к КТД «Международный женский день»
Предварительная работа: беседа с детьми о празднике 8 Марта, о поздравлении мам и бабушек с праздником.
Коллективное планирование:
взаимопонимание со сверстниками, обмен информацией
умение корректно задавать вопросы, свободно вступать в диалог
обсуждение в группах и коллективное обсуждение идеи и плана проведения КТД, выборы Совета дела, распределение поручений по подготовке к делу между воспитанниками.
умение убеждать и аргументировать собственное мнение
толерантность в дискуссии
умение приходить к общему решению
умение вступать во взаимодействие для достижения общей цели
умение распределять функции и роли в ходе выполнения КТД
владение монологической и диалогической формой речи
Подготовка к КТД
«Международный женский день»
Коллективная подготовка: создание сценария праздника, определение ведущих, разучивание песен, стихотворений, подготовка подарков мамам и бабушкам, поздравления мальчиков для педагога и девочек, проведение репетиций, оформление актового зала школы, подготовка приглашений на праздник.
умение убеждать и аргументировать собственное мнение
толерантность в дискуссии
умение приходить к общему решению
умение вступать во взаимодействие для достижения общей цели
умение распределять функции и роли в ходе выполнения КТД
владение монологической и диалогической формой речи
Координация их деятельности Советом дела.
обмен информацией
умение свободно вступать в диалог
умение приходить к общему решению
умение вступать во взаимодействие для достижения общей цели
умение распределять функции и роли в ходе выполнения КТД
Проведение КТД
«Международный женский день»
Проведение КТД по разработанному сценарию.
Представление воспитанниками результатов выполнения ими творческих поручений. Оказание детьми взаимопомощи.
Сопровождение педагогом коллективной творческой деятельности детей.
Умение оказывать взаимопомощь
Участие в работе группе
Подведение итогов КТД «Международный женский день»
Подведение итогов КТД в группах. Коллективный анализ детьми совместной деятельности.
Обсуждение возможностей использования опыта, приобретенного в ходе проведения дела (развитие интересных идей на следующий год).
оценивание качества своего вклада и каждого участника в общее дело
Умение выражать свои мысли
Владение монологической и диалогической формами речи
Подготовка к КТД «Друзья природы»
Предварительная работа: дискуссия обучающихся о проблеме загрязнения окружающей среды.
Коллективное планирование: обсуждение идеи и плана проведения КТД, выборы Совета дела, распределение поручений по подготовке к делу между обучающимися.
взаимопонимание со сверстниками, обмен информацией
умение корректно задавать вопросы, свободно вступать в диалог
умение четко выражать свои мысли
Подготовка к КТД «Друзья природы»
Коллективная подготовка: создание плакатов, уборка сквера школы, подготовка фотоотчетов, разработка сценария КТД, придумывание стихотворений об экологии, создание костюмов из бросовых материалов, разучивание песни, проведение репетиций, оформление актового зала школы, подготовка приглашений на праздник.
Координация их деятельности Советом дела.
умение убеждать и аргументировать собственное мнение
толерантность в дискуссии
умение приходить к общему решению
умение вступать во взаимодействие для достижения общей цели
умение распределять функции и роли в ходе выполнения КТД
владение монологической и диалогической формой речи
Проведение КТД «Друзья природы»
Проведение КТД по разработанному сценарию.
Представление воспитанниками результатов выполнения ими творческих поручений. Оказание детьми взаимопомощи.
Сопровождение педагогом коллективной творческой деятельности детей.
Умение оказывать взаимопомощь
Участие в работе группе
Подведение итогов КТД «Друзья природы»
Подведение итогов КТД в группах. Коллективный анализ детьми совместной деятельности.
Обсуждение возможностей использования опыта, приобретенного в ходе проведения дела: участие в конкурсе экологических проектов,созданиесообщества по защите окружающей среды, создание сборника стихотворений и рассказов о сохранении природы.
оценивание качества своего вклада и каждого участника в общее дело
Умение выражать свои мысли
Владение монологической и диалогической формами речи
Согласно разработанной нами модели, процесс формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности посредством коллективного творческого дела основывается в нашем исследовании на личностно-деятельностном, системно-деятельностном подходах к образованию. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, согласно которым личность формируется в деятельности и определяет характер этой деятельности. Личностный компонент подразумевает, что в центре образовательного процесса находится личность учащегося, его потребности, мотивы, особенности интеллекта и другие индивидуально-психологические особенности. Результатами познавательной деятельности являются усвоение предметного содержания, развитие личности. Системно-деятельностный подход положен в основу ФГОС НОО, он представляет собой объединение системного (Б.Г. Ананьев и другие) и деятельностного (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и другие) подходов к образованию.На основе выделенных подходов нами были определены основные принципы, на которых предполагается выстраивать процесс формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности: учет возрастных, личностных особенностей младших школьников; принципы деятельности и системности; гуманизма, опоры на субъектный опыт; активности, сотрудничества;диалогичности, обратной связи.
На контрольном этапе предполагается последовательная реализация следующих КТД в естественных пространственных и временных условиях: «Путешествие в мир профессий», «Международный женский день»,«Друзья природы», «От писателя к читателю».Выбор данных КТД обусловлен возрастными особенностями, интересами детей, социальной направленностью их тематики.
13.03.2023
12-30 –
13-45
14.03.2023
12-30 –
13-45
4«А» класс
4«Б» класс
Тестирование по методике «Дорога к дому» А. Лидерса
Анализ продуктов деятельности детей
Наблюдение
Действия, характеризующие коммуникацию как интериоризацию
3. Итоговый
15-16.03.2023
9-00 – 14-00
4 «А» , 4 «Б» классы
Количественный и качественный анализ полученных данных
В ходе проведения контрольного этапа эксперимента возможны следующие негативные последствия:
– отсутствие у младших школьников мотивации к участию в КТД;
– некачественное выполнение или невыполнение обучающимися предлагаемых ими поручений;
– возникновение конфликтных ситуаций в процессе совместной деятельности детей на этапе коллективной подготовки КТД.
С целью преодоления отсутствия у обучающихся мотивации к участию в КТД предполагается создание игровых ситуаций, обоснование значимости КТД для их личностного развития, создание благоприятных условий для проявления детьми инициативы на всех этапах КТД.С целью преодоления некачественного выполнения или невыполнения обучающимися предлагаемых ими поручений возможно использование методов убеждения, создания воспитывающих ситуаций, направленных на развитие у детей чувства взаимной ответственности за результаты совместной деятельности. Снятию конфликтных ситуаций в процессе совместной деятельности детей будет способствовать формирование у них гуманистической позиции в отношении друг друга, обучение их нормам общения и способам культуросообразного разрешения спорных ситуаций.
Ожидаемые результаты эксперимента:
– обучающиеся в начальной школе овладеют системой о знаний о нормах продуктивного общения и совместной деятельности;
– у младших школьников будет сформировано ценностное отношение и мотивация к общению и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
– обучающиеся овладеют способами эффективного общения и совместной деятельности.
Таким образом, представлена модель формирования коммуникативных УУД у младших школьников. В процессе ее проектирования определены цель и задачи деятельности. Они предполагают формирование у обучающихся действий, характеризующих коммуникацию как взаимодействие, как кооперацию и как интериоризацию. В соответствии с целью и задачами спроектированы виды коллективной творческой деятельности, раскрыты особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на различных этапах в ходе проведения конкретного КТД, определены возможные негативные последствия и методы их преодоления, спрогнозированы ожидаемые результаты.
Цель контрольного этапа опытно-экспериментальной работы: определить эффективность проведенных на формирующем этапе коллективно-творческих дел во внеурочной деятельности. На этапе опытно-экспериментальной работы были повторно проведены диагностические методики «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж. Пиаже), «Совместная сортировка» Г.В. Бурменской, «Дорога к дому» А. Лидерса. В результате проведенных диагностик выявлены следующие уровни сформированности исследуемых показателей на контрольном этапе:
Диагностические результаты, иллюстрирующие уровни сформированности у обучающихся 4-х классов действий, характеризующих коммуникацию как взаимодействие, отражены на рисунке 5.
Анализ полученных данных позволяет констатировать, что высокий уровень сформированности действий, характеризующих коммуникацию как взаимодействие, по методике «Ваза с яблоками» выявлен у 5 обучающихся 4 «А» класса, что на 2 человека больше. Эти испытуемые в полной мере продемонстрировали умение оперативно устанавливать взаимопонимание со сверстниками, отсутствие трудностей в ходе обмена информацией, умение корректно задавать вопросы, свободно вступать в диалог, отсутствие трудностей в процессе общения. Они успешно справились с предлагаемым заданием.
Средний уровень сформированности действий, характеризующих коммуникацию как взаимодействие, по методике «Ваза с яблоками» наблюдается у 21 обучающегося 4«А» класса, что на 2 человека больше. Дети данной группы продемонстрировали недостаточно сформированное умение оперативно устанавливать взаимопонимание со сверстниками, трудности в ходе обмена информацией, недостаточно сформированное умение корректно задавать вопросы, трудности при вступлении в диалог, в процессе общения. В работах этих испытуемых были выявлены отдельные ошибки в выборе цветов, которыми необходимо было раскрасить яблоки, в подписях рисунков.
Низкий уровень сформированности действий, характеризующих коммуникацию как взаимодействие, 4 школьника 4 «А» класса, что на 4 человека меньше. Они проявили неспособность устанавливать взаимопонимание со сверстниками, существенные трудности в ходе обмена информацией, неумение корректно задавать вопросы, неспособность вступать в диалог, существенные трудности в процессе общения.
Данные диагностики были подтверждены в процессе наблюдения во внеурочной деятельности. Большинство детей со средним и низким сформированности действий, характеризующих коммуникацию как взаимодействие, не выражали или редко выражали собственную позицию, не приводили ее обоснование, испытывали трудности при вступлении в диалог и в процессе общения: в формулировании вопросов, ответов на вопросы педагога и сверстников. У этих испытуемых также проявились трудности в установлении взаимопонимания со сверстниками и с педагогом. В процессе групповой работы они часто вступали в конфликт с другими членами группы или отказывались участвовать в совместной деятельности.
Рис. 5. Результаты констатирующей и контрольной диагностики коммуникативных УУД-взаимодействие (учет позиции собеседника) у младших школьников контрольной выборки по модифицированной методике «Ваза с яблоками» Ж. Пиаже (nБ=30,чел., март,2023)
Уровни сформированности у испытуемых исследовались действий, характеризующих коммуникацию как кооперацию, исследовались в ходе тестирования по методике«Совместная сортировка» Г.В. Бурменской. Целью тестирования являлось выявление уровня развития коммуникативных действий у младших школьников в ходе осуществления ими сотрудничества. Исследование по данной методике было организовано в ходе работы испытуемых в парах. Детям был выдан набор картонных фишек из 25 штук различной формы и цвета для дальнейшей сортировки и листы бумаги для отчета. Испытуемым было предложено разложить фишки по цвету и форме на несколько стопок. По окончании работы дети писали на листке бумаги, каким образом они распределяли фишки и обосновывали свою позицию. Успешность выполнения совместной деятельности детей оценивалась по правильной сортировке фишек. При этом учитывались проявление испытуемыми способности приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и находить совместное решение. Полученные результаты представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Результаты констатирующей и контрольной диагностики коммуникативных УУД-кооперация (согласование усилий в процессе организации и осуществление сотрудничества) у младших школьников экспериментальной выборки по методике «Совместная сортировка» Г.В. Бурменской(nА=30,чел., март,2023)
Анализ полученных в ходе тестирования результатов позволяет утверждать, что высокий уровень сформированностидействий, характеризующих коммуникацию как кооперацию, продемонстрировали 8 школьников 4 «А» класса, что на 4 ученика больше. Дети данной группы в полной мере продемонстрировали умение убеждать и аргументировать собственное мнение, толерантность в дискуссии, умение приходить к общему решению, умение вступать во взаимодействие для достижения общей цели. Эти обучающиеся правильно распределили все фишки в соответствующие стопки, корректно объяснили и обосновали свой выбор.
Средний уровень сформированностидействий, характеризующих коммуникацию как кооперацию, выявлен у 20 обучающихся 4 «А» класса, что на 3 ученика больше. Эта группа детей показала недостаточное развитие способности убеждать и аргументировать собственное мнение, недостаточное проявление толерантности в дискуссии, неумение приходить к общему решению, недостаточно развитое умение вступать во взаимодействие для достижения общей цели. Данные испытуемые допустили ошибки в распределении отдельных фишек в соответствующие стопки. Они испытывали трудности в объяснении и обосновании своего выбора.
Низкий уровень сформированностидействий, характеризующих коммуникацию как кооперацию, наблюдается у 2 школьников 4 «А» класса, что на 7 учеников меньше. У этих детей не сформированы способности к убеждению и аргументированию собственного мнения, к проявлению толерантности в дискуссии, умения приходить к общему решению, вступать во взаимодействие для достижения общей цели. Эти дети неправильно распределили фишки в соответствующие стопки, не смогли объяснить и обосновать свой выбор.
Рис. 6. Результаты констатирующей и контрольной диагностики коммуникативных УУД-кооперация (согласование усилий в процессе организации и осуществление сотрудничества) у младших школьников контрольной выборки по методике «Совместная сортировка» Г.В. Бурменской
(nБ=30,чел., март,2023)
Диагностика у младших школьников сформированностидействий, характеризующих коммуникацию как интериоризацию, осуществлялась посредством тестирования по методике «Дорога к дому» А. Лидерса. В ходе диагностики дети работали в парах. Испытуемые находились напротив друг друга за столом, перегороженным ширмой. Одному их детей предлагалась карточка с изображением пути к дому, другому – карточка с ориентирами-точками. Первый ребенок сообщал второму маршрут, который приведет к дому. Второй испытуемый выполнял инструкцию своего партнера. Он имел возможность задавать любые вопросы, но не мог видеть карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети менялись ролями для повторного выполнения задания. При оценивании успешности выполнения данного задания учитывались следующие критерии: продуктивность совместной деятельности (степень сходства нарисованных дорожек с образцами),способность строить понятные для партнера высказывания (точность, последовательность и полнота указания ориентиров траектории дороги),умение получить необходимые сведения от партнера посредством вопросов, способность осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль в совместной деятельности, эмоциональное отношение испытуемых к взаимодействию. Полученные результаты представлены на рисунке 7.
Рис. 7. Результаты констатирующей и контрольной диагностики коммуникативных УУД-интериоризация (строить понятные высказывания, речевые действия) у младших школьников экспериментальной выборки по методике «Дорога к дому»А. Лидерса(nА=30,чел., март,2023)
Анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод, что высокий уровень сформированностидействий, характеризующих коммуникацию как интериоризацию, выявлен у 6 обучающихся 4 «А» класса, что на 1 ученика больше. Испытуемые данной группы в полной мере продемонстрировали продуктивность совместной деятельности, способность строить понятные для партнера высказывания, умение получить необходимые сведения от партнера посредством вопросов, способность осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль в совместной деятельности, позитивное эмоциональное отношение к взаимодействию.В их работах выявлена высокая степень сходства нарисованных дорожек с образцами, точность, последовательность и полнота указания ориентиров траектории дороги.
Средний уровень сформированностидействий, характеризующих коммуникацию как интериоризацию, продемонстрировали 22 школьников 4 «А» класса, что на 4 ученика больше. Эти дети проявили недостаточную продуктивность совместной деятельности, недостаточную способность строить понятные для партнера высказывания. Они испытывали затруднения в ходе получения необходимых сведений от партнера посредством вопросов, в осуществлении взаимопомощи и взаимоконтроля в совместной деятельности. Эти обучающиеся проявили нейтральное эмоциональное отношение к взаимодействию. В работах данных детей выявлено недостаточное сходство нарисованных дорожек с образцами, недостаточные точность, последовательность и полнота указания ориентиров траектории дороги.
Низкий уровень развития сформированностиидействий, характеризующих коммуникацию как интериоризацию, выявлен у 2 обучающихся 4 «А» класса, что на 5 учеников меньше. Эти дети продемонстрировали низкую продуктивность совместной деятельности, неспособность строить понятные для партнера высказывания. Они испытывали существенные затруднения в ходе получения необходимых сведений от партнера посредством вопросов,в осуществлении взаимопомощи и взаимоконтроля в совместной деятельности. Эти обучающиеся проявили негативное эмоциональное отношениек взаимодействию. В работах данных детей выявлено отсутствие сходства нарисованных дорожек с образцами, неточность, непоследовательность и неполнота указания ориентиров траектории дороги.
Рис. 7. Результаты констатирующей и контрольной диагностики коммуникативных УУД-интериоризация (строить понятные высказывания, речевые действия) у младших школьников экспериментальной выборки по методике «Дорога к дому»А. Лидерса(nА=30,чел., март,2023)
Обобщенные результаты развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников по всем методикам представлены на рисунке 8.
Рис. 8. Динамика результатов общего уровня коммуникативных УУД у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
(nА=30,nБ=30,чел., март,2023)
Анализ данных рисунка 8 показывает, что на контрольном этапе 6 школьников 4 «А» класса имеют высокий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, что на 2 человека больше, чем на констатирующем этапе, 21 ученик 4 «А» класса имеют средний уровень на контрольном этапе, что на 3 ученика больше, чем на констатирующем, 3 детей показали низкий уровень на контрольном этапе, что на 5 человек меньше. Обучающиеся с высоким сформированности коммуникативных УУД продемонстрировали высокий уровень их развития по всем или двум диагностируемых критериям. У младших школьников со средним уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий проявился средний уровень сформированности двух или всех критериев. У детей с низким уровнем сформированности коммуникативных УУД выявлен низкий уровень сформированности на двух из рассмотренных критериев.
Результаты в 4 «Б» классе показали, что 5 учеников показали высокий уровень на контрольном этапе, на констатирующем также 5 человек, 20 учеников показали средний уровень на контрольном этапе, что на 1 ученика больше, чем на констатирующем этапе, 5 обучающихся показали низкий уровень на контрольном этапе, что на 1 ученика меньше, чем на констатирующем этапе.
Полученные результаты позволяют говорить о положительной динамике развития уровня коммуникативных УУД в 4 «А» классе. Обучающиеся могут осуществлять обмен информацией, задавать вопросы, высказывать собственное мнение, вступать во взаимодействие для достижения общей цели, проявлять уважение к собеседнику, осуществлять речевое планирование собственной деятельности, строить высказывания, понятные партнеру по общению. Проведенное исследование показывает, что формирующий эксперимент привел к значимым изменениям по всем показателям. Коллективное творческое дело показало свою эффективность.