Формирование контрольно - оценочной самостоятельности у первоклассников в период безотметочного обучения | Небыкова Ольга Васильевна. Работа №342056
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников в условиях безотметочного обучения. Описывается значение контрольно-оценочной самостоятельности для развития у школьников навыков самооценки и саморегуляции. В статье представлены методы и стратегии, которые помогают учащимся начальных классов осваивать навыки самооценивания своей работы, а также роль учителя в этом процессе.
Ключевые слова: контрольно-оценочная самостоятельность, первоклассники, безотметочное обучение, самооценка, саморегуляция.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Небыкова Ольга Васильевна, учитель начальных классов
МКОУ «Чилековская средняя школа»
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников в условиях безотметочного обучения. Описывается значение контрольно-оценочной самостоятельности для развития у школьников навыков самооценки и саморегуляции. В статье представлены методы и стратегии, которые помогают учащимся начальных классов осваивать навыки самооценивания своей работы, а также роль учителя в этом процессе.
Ключевые слова: контрольно-оценочная самостоятельность, первоклассники, безотметочное обучение, самооценка, саморегуляция.
Современное образовательное пространство стремится к тому, чтобы ученики не только усваивали знания, но и развивали важные личностные и учебные навыки. Одним из ключевых направлений в этом процессе является формирование контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников. В условиях безотметочного обучения, где оценка знаний и умений учеников осуществляется без выставления традиционных оценок, акцент переносится на развитие навыков самооценки и саморегуляции.
Контрольно-оценочная самостоятельность — это способность учащихся самостоятельно контролировать и оценивать свои учебные достижения, а также регулировать свои действия в процессе обучения. Включает в себя умение анализировать выполненные задания, оценивать качество работы, устанавливать цели и планировать дальнейшие действия.
Развитие этих навыков особенно важно на начальном этапе обучения, так как формирует у ребенка основы саморегуляции и самооценки, что способствует лучшему пониманию учебного материала и повышению мотивации к обучению.
В условиях безотметочного обучения, когда традиционные оценки заменены на качественные отзывы и рекомендации, контрольно-оценочная самостоятельность становится центральным элементом образовательного процесса. Учащиеся должны научиться самостоятельно оценивать свои достижения, определять зоны роста и ставить перед собой цели для дальнейшего развития. Это способствует более глубокому восприятию материала и улучшает учебные результаты.
Одним из эффективных методов является внедрение самопроверочных заданий, которые позволяют учащимся самостоятельно проверять и оценивать свою работу. Это могут быть специальные рубрики с критериям оценки, которые учащиеся заполняют после выполнения задания. Такие рубрики помогают детям понять, какие аспекты работы требуют улучшения и как можно их улучшить.
Пример самопроверочного задания: после выполнения задания по математике, учащиеся используют самопроверочную таблицу, чтобы сравнить свои ответы с образцом и определить, где были сделаны ошибки.
Портфолио — это сборник работ учащихся, который позволяет отслеживать их прогресс и достижения на протяжении учебного года. Учащиеся могут регулярно добавлять свои работы, описывать свои усилия и достижения, а также устанавливать цели для дальнейшего развития. Портфолио служит инструментом для самооценки и саморегуляции, а также помогает учителю понять, как учащийся воспринимает свой прогресс.
Пример использования портфолио: учащиеся ведут «портфолио успехов», где собирают свои работы, описания достижений и цели на следующий период. Учитель периодически обсуждает с детьми их портфолио, помогая им анализировать успехи и ставить новые цели.
Рефлексивные упражнения направлены на развитие у учащихся способности осмысливать свои действия и результаты. Это могут быть вопросы, которые помогают детям анализировать, что получилось хорошо, что можно улучшить и какие шаги следует предпринять для улучшения работы.
Пример рефлексивного упражнения: после выполнения проекта по окружающему миру, учитель задает вопросы: «Что ты узнал нового?», «Что было сложно?», «Как ты можешь улучшить свою работу в будущем?».
Игровые методы и интерактивные задания могут быть полезны для формирования контрольно-оценочной самостоятельности. Игры, которые требуют от учащихся анализа и оценки своих действий, помогают им развивать необходимые навыки в увлекательной и доступной форме.
Пример игры: игра «Кто быстрее найдет ошибку?», где учащиеся работают в группах, проверяют друг друга и обсуждают найденные ошибки. Это развивает навыки самоконтроля и критического мышления.
Учитель играет ключевую роль в создании поддерживающей и мотивирующей образовательной среды, где учащиеся могут свободно выражать свои мысли и чувства относительно своей работы. Важно, чтобы учитель поощрял учащихся за их усилия и давал конструктивную обратную связь, способствующую развитию самостоятельности.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников в условиях безотметочного обучения имеет множество преимуществ:
Развитие самостоятельности: учащиеся учатся принимать ответственнос
ть за свою учебную деятельность и улучшать свои результаты.
Улучшение учебных результатов: развитие навыков самооценки и саморегу
ляции помогает учащимся более эффективно осваивать учебный материал.
Внедрение методов формирования контрольно-оценочной самостоятельности может столкнуться с рядом вызовов:
Необходимость дополнительной подготовки учителей: успешное внедрение данных методов требует от учителей дополнительных навыков и знаний.
Разные уровни готовности учащихся: не все дети могут сразу адаптироватьс
я к новым методам, что требует индивидуального подхода и дополнительных усилий.
В заключение, формирование контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников в условиях безотметочного обучения представляет собой важный аспект образовательного процесса. Это помогает учащимся развивать навыки самооценки и саморегуляции, что способствует более глубокому пониманию учебного материала и повышению мотивации к обучению. Использование различных методов и стратегий, таких как самопроверочные задания, портфолио, рефлексивные упражнения и игровые технологии, а также активная роль учителя в поддержке и обучении, являются ключевыми факторами для успешного внедрения этих методов в учебный процесс.
Список литературы
Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка [Текст] / А.Б. Воронцов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2019. –№ 5. – С. 21-31.
Енжевская
М.В.Формирование
конт
рольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях
безотметочной
системы [Текст] / М.В.
Енжевская
// Человек и образование. – 2014. – № 2. – С. 112-118.