Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников в период безотметочного обучения | Сидорова Ольга Викторовна. Работа №353294
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников в условиях безотметочного обучения. Описаны основные подходы к развитию способности детей самостоятельно оценивать свои учебные достижения, корректировать свои действия и принимать ответственность за результаты. Рассмотрены практические методы, которые могут использовать учителя начальных классов для поддержки этого процесса.
Ключевые слова: Контрольно-оценочная самостоятельность, безотметочное обучение, начальная школа, первоклассники, самооценка, педагогические подходы, учебная мотивация.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Сидорова Ольга Викторовна, учитель начальных классов
МБОУ ООШ д.Старое Мелково, Тверская область д.Старое Мелково
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников в условиях безотметочного обучения. Описаны основные подходы к развитию способности детей самостоятельно оценивать свои учебные достижения, корректировать свои действия и принимать ответственность за результаты. Рассмотрены практические методы, которые могут использовать учителя начальных классов для поддержки этого процесса.
Ключевые слова: Контрольно-оценочная самостоятельность, безотметочное обучение, начальная школа, первоклассники, самооценка, педагогические подходы, учебная мотивация.
Безотметочное обучение, применяемое в начальной школе, направлено на создание благоприятной образовательной среды, где первоклассники могут без страха ошибаться, экспериментировать и учиться. Однако отказ от традиционных оценок требует развития у детей навыков самоконтроля и самооценки.
Контрольно-оценочная самостоятельность — это способность ребёнка анализировать свои учебные действия, замечать ошибки и самостоятельно их исправлять. Формирование этой важной компетенции является основой для успешного обучения в будущем.
Особенности контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников
У детей младшего школьного возраста способность к самоконтролю и самооценке только начинает формироваться. В этом возрасте важно:
Обеспечить чёткие и понятные критерии для оценки работы.
Создать доброжелательную атмосферу, где ошибки воспринимаются как естественный этап обучения.
Постепенно развивать навык самостоятельного анализа своих действий.
Задачи учителя в формировании контрольно-оценочной самостоятельности
Развивать у детей навыки самоконтроля.
Учить детей отслеживать выполнение заданий, находить несоответствия и исправлять ошибки.
Формировать положительное отношение к процессу оценки.
Дети должны воспринимать оценку как способ понять, что у них получилось, а над чем нужно ещё поработать.
Создавать условия для самостоятельной работы.
Постепенно увеличивать сложность заданий, которые дети выполняют без помощи взрослых.
Методы формирования контрольно-оценочной самостоятельности
1. Чёткие критерии выполнения заданий
Детям важно понимать, по каким критериям оценивается их работа.
Пример: при выполнении рисунка в тетради дать критерии: «Должно быть аккуратно», «Рисунок должен занимать всю строку».
2. Использование символической оценки
Вместо отметок можно использовать системы символов: звёздочки, улыбки, солнца. Это снижает тревожность детей и делает процесс оценки увлекательным.
3. Самооценка через рефлексию
После выполнения задания предложите детям оценить свою работу.
Пример: «Если ты доволен своей работой, нарисуй зелёный круг. Если хочешь что-то улучшить, нарисуй жёлтый».
4. Портфолио достижений
Создайте для каждого ребёнка личное портфолио, куда он будет собирать свои лучшие работы. Это помогает детям видеть свой прогресс.
5. Парная и групповая оценка
Дети могут оценивать работы друг друга, используя простые критерии. Это развивает ответственность и внимание.
Пример: дать задание в группе проверить аккуратность заполнения таблицы.
6. Игровые формы контроля
Контроль можно интегрировать в игровые задания.
Пример: игра «Найди ошибку»: дети находят и исправляют ошибки в тексте.
7. Обсуждение успехов и трудностей
Регулярно обсуждайте с детьми, что у них получилось, а над чем нужно поработать. Главное — акцент на успехах.
Примеры практических занятий
Табличка успеха
Каждый день дети заполняют табличку:
Что у меня получилось сегодня?
Что я могу сделать лучше завтра?
Рефлексивный круг
В конце недели дети садятся в круг и обсуждают:
Какое задание было самым интересным?
Где я столкнулся с трудностями?
Что мне помогло их преодолеть?
Дерево достижений
На стене класса рисуется дерево, где каждый ребёнок может приклеить листок или цветок за выполненное задание. Это создаёт мотивацию и чувство принадлежности.
Карта успехов
Ученики наклеивают стикеры на карту за каждый выполненный этап работы, двигаясь к конечной цели.
Практическое значение
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности в период безотметочного обучения помогает первоклассникам стать более уверенными в своих силах. Этот навык способствует развитию ответственности за результаты своей работы и готовности исправлять ошибки.
Учителя, используя игровые, символические и рефлексивные подходы, могут создать комфортные условия для развития самостоятельности у детей, что положительно скажется на их успеваемости и мотивации к обучению.
Контрольно-оценочная самостоятельность — это ключевой навык, который необходимо развивать у первоклассников с первых дней обучения. Безотметочная система создаёт благоприятные условия для этого, позволяя детям учиться в атмосфере поддержки и доброжелательности.
Задача учителя — помочь ребёнку понять ценность самоанализа и показать, что ошибки — это шаг на пути к успеху. Систематическая работа над этим навыком закладывает основу для успешного обучения и личностного роста.
Список литературы
Лицегевич
Нина Николаевна ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки и творчеств
а. 2018. №12 (36).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-samokontrolya-i-samootsenki-mladshih-shkolnikov
Лутошкина
Виктория Николаевна, Коренева Вера Викторовна Условия формирования контрольно-оценочной самостоятельности в начальной
школе //
Ped.Rev
.. 2019. №4 (26).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-kontrolno-otsenochnoy-samostoyatelnosti-v-nachalnoy-shkole
Мухамадьярова
Гульшат
Рифгатьевна
Формирование и отслеживание метапредметных результатов обучающихся
на первой ступени общего образования // Пермский педагогический журнал.
2016. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-otslezhivanie-metapredmetnyh-rezultatov-obuchayuschihsya-na-pervoy-stupeni-obschego-obrazovaniya