Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников в период безотметочного обучения | Сидорова Ольга Викторовна. Работа №353294

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников в условиях безотметочного обучения. Описаны основные подходы к развитию способности детей самостоятельно оценивать свои учебные достижения, корректировать свои действия и принимать ответственность за результаты. Рассмотрены практические методы, которые могут использовать учителя начальных классов для поддержки этого процесса.

Ключевые слова: Контрольно-оценочная самостоятельность, безотметочное обучение, начальная школа, первоклассники, самооценка, педагогические подходы, учебная мотивация.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Сидорова Ольга Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ ООШ д.Старое Мелково, Тверская область д.Старое Мелково

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников в условиях безотметочного обучения. Описаны основные подходы к развитию способности детей самостоятельно оценивать свои учебные достижения, корректировать свои действия и принимать ответственность за результаты. Рассмотрены практические методы, которые могут использовать учителя начальных классов для поддержки этого процесса.

Ключевые слова: Контрольно-оценочная самостоятельность, безотметочное обучение, начальная школа, первоклассники, самооценка, педагогические подходы, учебная мотивация.

 

Безотметочное обучение, применяемое в начальной школе, направлено на создание благоприятной образовательной среды, где первоклассники могут без страха ошибаться, экспериментировать и учиться. Однако отказ от традиционных оценок требует развития у детей навыков самоконтроля и самооценки.

Контрольно-оценочная самостоятельность — это способность ребёнка анализировать свои учебные действия, замечать ошибки и самостоятельно их исправлять. Формирование этой важной компетенции является основой для успешного обучения в будущем.

Особенности контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников

У детей младшего школьного возраста способность к самоконтролю и самооценке только начинает формироваться. В этом возрасте важно:

Обеспечить чёткие и понятные критерии для оценки работы.

Создать доброжелательную атмосферу, где ошибки воспринимаются как естественный этап обучения.

Постепенно развивать навык самостоятельного анализа своих действий.

Задачи учителя в формировании контрольно-оценочной самостоятельности

Развивать у детей навыки самоконтроля.

Учить детей отслеживать выполнение заданий, находить несоответствия и исправлять ошибки.

Формировать положительное отношение к процессу оценки.

Дети должны воспринимать оценку как способ понять, что у них получилось, а над чем нужно ещё поработать.

Создавать условия для самостоятельной работы.

Постепенно увеличивать сложность заданий, которые дети выполняют без помощи взрослых.

Методы формирования контрольно-оценочной самостоятельности

1. Чёткие критерии выполнения заданий

Детям важно понимать, по каким критериям оценивается их работа.

Пример: при выполнении рисунка в тетради дать критерии: «Должно быть аккуратно», «Рисунок должен занимать всю строку».

2. Использование символической оценки

Вместо отметок можно использовать системы символов: звёздочки, улыбки, солнца. Это снижает тревожность детей и делает процесс оценки увлекательным.

3. Самооценка через рефлексию

После выполнения задания предложите детям оценить свою работу.

Пример: «Если ты доволен своей работой, нарисуй зелёный круг. Если хочешь что-то улучшить, нарисуй жёлтый».

4. Портфолио достижений

Создайте для каждого ребёнка личное портфолио, куда он будет собирать свои лучшие работы. Это помогает детям видеть свой прогресс.

5. Парная и групповая оценка

Дети могут оценивать работы друг друга, используя простые критерии. Это развивает ответственность и внимание.

Пример: дать задание в группе проверить аккуратность заполнения таблицы.

6. Игровые формы контроля

Контроль можно интегрировать в игровые задания.

Пример: игра «Найди ошибку»: дети находят и исправляют ошибки в тексте.

7. Обсуждение успехов и трудностей

Регулярно обсуждайте с детьми, что у них получилось, а над чем нужно поработать. Главное — акцент на успехах.

Примеры практических занятий

Табличка успеха

Каждый день дети заполняют табличку:

Что у меня получилось сегодня?

Что я могу сделать лучше завтра?

Рефлексивный круг

В конце недели дети садятся в круг и обсуждают:

Какое задание было самым интересным?

Где я столкнулся с трудностями?

Что мне помогло их преодолеть?

Дерево достижений

На стене класса рисуется дерево, где каждый ребёнок может приклеить листок или цветок за выполненное задание. Это создаёт мотивацию и чувство принадлежности.

Карта успехов

Ученики наклеивают стикеры на карту за каждый выполненный этап работы, двигаясь к конечной цели.

Практическое значение

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности в период безотметочного обучения помогает первоклассникам стать более уверенными в своих силах. Этот навык способствует развитию ответственности за результаты своей работы и готовности исправлять ошибки.

Учителя, используя игровые, символические и рефлексивные подходы, могут создать комфортные условия для развития самостоятельности у детей, что положительно скажется на их успеваемости и мотивации к обучению.

Контрольно-оценочная самостоятельность — это ключевой навык, который необходимо развивать у первоклассников с первых дней обучения. Безотметочная система создаёт благоприятные условия для этого, позволяя детям учиться в атмосфере поддержки и доброжелательности.

Задача учителя — помочь ребёнку понять ценность самоанализа и показать, что ошибки — это шаг на пути к успеху. Систематическая работа над этим навыком закладывает основу для успешного обучения и личностного роста.

 

Список литературы

Лицегевич

Нина Николаевна ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки и творчеств

а. 2018. №12 (36).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-samokontrolya-i-samootsenki-mladshih-shkolnikov

Лутошкина

Виктория Николаевна, Коренева Вера Викторовна Условия формирования контрольно-оценочной самостоятельности в начальной

школе //

Ped.Rev

.. 2019. №4 (26).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-kontrolno-otsenochnoy-samostoyatelnosti-v-nachalnoy-shkole

Мухамадьярова

Гульшат

Рифгатьевна

Формирование и отслеживание метапредметных результатов обучающихся

на первой ступени общего образования // Пермский педагогический журнал.

2016. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-otslezhivanie-metapredmetnyh-rezultatov-obuchayuschihsya-na-pervoy-stupeni-obschego-obrazovaniya

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×