Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников. Правила сервировки. | Крылова Марина Анатольевна. Работа №325188

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников. Правила сервировки. Культура питания в дошкольном учреждении - наука, необходимая в современной жизни. Ребенок учиться не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами. Сервировка стола - дело ответственное и увлекательное. Для детей важно, чтобы все было ярко и оригинально. На столе должны быть скатерти, салфетки, пд каждый прибор, порционно нарезаный хлеб, обязательно бумажные салфетки в салфетницах.

«Столовый этикет дошкольников»

Культура питания в дошкольном учреждении — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Культура поведения за столом начинается с сервировки. Хорошая сервировка играет большую роль для развития аппетита ребенка и закрепления культурных навыков.

Сервировка стола в детском саду – процесс довольно ответственный и увлекательный. Для детей важно, чтобы все было ярко и оригинально.

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей неосознанное желание быть аккуратными. На столах даже самых маленьких детей – скатерти или салфетки под каждый прибор, порционно нарезанный хлеб, обязательно бумажные салфетки в салфетницах, красиво и правильно расположенные столовые приборы, тарелки с ярким рисунком, удобные красивые кружки.

Детский сад – особое место для ребенка. В этом учреждении малышу прививают коммуникативные навыки и манеры, что находит отражение в сервировке детского стола.

В отличии от домашнего обеда и детского торжества, работники детского сада не могут позволить себе вольностей в сервировке. В каждом детском саду существует строгий регламент приема пищи.

Однако стол можно преобразить, добавив свежие нотки в оформление.

«Формирование КГН за столом»

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются.

Детей I младшей (2-3 года) группы учат:

Самостоятельно мыть руки перед едой и насухо вытирать их полотенцем

Опрятно есть, держа ложку в правой руке

Вытирать рот салфеткой после еды

Благодарить после еды

Детей II младшей группы (3-4 года) учат:

Самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытирать полотенцем и вешать его на место

Правильно пользоваться столовыми приборами

Кушать аккуратно, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом

Детей средней (4-5 лет) и старшей (5-6 лет) групп учат:

Брать пищу небольшими порциями

Есть тихо

Правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом)

Сидеть с прямой спиной

Аккуратно составлять посуду после еды

Относить за собой часть посуды

Дети подготовительной группы (6-7 лет)

Закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом – не кладут локти на стол, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользоваться столовыми приборами.

Сервировка стола для I и II младших групп

Маленькие дети еще только осваивают навыки

приема пищи с помощью приборов, поэтому

сервировка стола для них должна соответствовать

определенным правилам:

Посуда должна быть яркой и красочной.

Тарелки и приборы должны быть легкими, чтобы

ребенку было удобно кушать.

На детском столе для младшей группы не

предусмотрены стеклянные стаканы и вилки.

Вместо них кладут обычные чашки и ложки.

Лучше использовать десертную посуду.

Суп подают в стандартных тарелках.

Приборы складывают в конвертики из салфеток.

На столе обязательно присутствует хлебница.

В центре стола салфетница с салфетками

Можно использовать клеенчатые скатерти с мультяшным рисунком или яркие салфетки . В группах раннего возраста детей докармливают.

Стол для средней группы

Дети в этой группе уже могут пользоваться вилками, полноценными супницами и обычными столовыми приборами. Тарелки ставят на крупные, плотные салфетки с рисунком. В этом возрасте дети уже могут сами накрывать на стол по наглядной схеме дежурных.

Сервировка для старшей группы

Дети в этом возрасте уже могут полноценно пользоваться всеми приборами для приема пищи. К ранее выставленным тарелкам и приборам, добавляются ножи для еды и масла.

Нож ложится с правой стороны рядом с ложкой, а вилка с левой. Теперь дети могут самостоятельно делать бутерброды.

Печенье, пряники, пирожки, булочки, хлеб – ставим на середину стола в хлебницах. Хлеб должен быть нарезан на небольшие кусочки 20-25гр. Кусков должно быть

больше

чем детей. Каждый может взять столько сколько хочет.

Такие блюда как мясные и рыбные котлеты, рыба, творожники, омлет, запеканка даем в неразрезанном виде (это возбуждает аппетит)

Ставится блюдце под салат

Общие рекомендации по сервировке стола.

1. Никакой пластиковой посуды;

2. Убедитесь, что все столовые приборы целые, без сколов, вилки, ножи, ложки не погнуты

3. Избегайте разнобоя, столы должны быть сервированы одинаково

4. Обращайте внимание на эстетику – из красивой посуды приятнее есть.

Существует определенный алгоритм сервировки стола

Сначала ставится салфетница

Затем горячий напиток (чтобы успел остыть)

После этого выкладываются столовые приборы согласно возрасту

Завершение этапа еды

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство.

Дежурство по столовой это одна из форм организации труда дeтей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.

Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и понимание необходимости своей работы для всех.

Во время организации и дежурства – мы формируем у детей ответственность за порученное дело, привычки к систематическому выполнению обязанностей.

Воспитать эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

Дежурство по столовой организуется со II младшей группой во второй половине года.

Малыши привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простые поручения:

Правильно поставить стульчики к столам, на середину хлебницу с хлебом, стакан с салфетками

Давая поручения детям 3-4 лет, педагог воспитывает у них умения выполнения нескольких трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например сначала детей учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. После того как малыш освоит эти действия, его учат расставлять тарелки.

На первоначальных этапах привития навыков дежурства используются такие приемы, как накрывание столов вместе с ребенком, в дальнейшем с незначительной помощью воспитателя, а также дидактической игры «Накроем стол для кукол», «Маша обедает», «День рождение мишки», «Кормление кукол».

В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы: напомнить, что чашки следует брать за ручки, хлебницу нести двумя руками.

Перед ребенком дежурным ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на столы. Вымыв руки с мылом, надев фартук и колпачок – ребенок помогает раздавать ложки, ставит хлебницы, стакан с салфетками, заранее приготовленными взрослыми на раздаче. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально- положительное отношение к нему. Стремится к созданию спокойной обстановки, приходит на помощь.

В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, назначается двое дежурных, которые полностью накрывают на столы: раздают индивидуальные салфетки, ложки, вилки, ставят хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные на раздаточном столе. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками.

Воспитатель подчеркивает, насколько ребенок проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных необходима, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.

В старшей группе на дежурство по столовой назначается так же по два ребёнка. Дежурные заходят пораньше (быстро переодеваются), моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол посудой, заранее приготовленной помощником воспитателя на раздаточном столе, в соответствии с числом детей. Процесс обязательно контролируется взрослым.

Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на край стола, чашку относит на раздаточный стол как и в средней группе. При этом важно понаблюдать, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали беспорядка.

Дежурные должны после еды убрать салфетницы, хлебницы, помочь убрать ложки и вилки, смести щеточкой крошки со стола.

Дети благодарят дежурных за оказанную помощь. Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, даёт соответствующую оценку, поощряет детей.

В подготовительной группе дети- дежурные договариваются между собой о выполнении дежурства. Выбирая двух дежурных. В уголке дежурства ставится фото или картинка ребенка, который дежурит в этот день.

А сейчас мы покажем образец проведения дежурства по столовой в подготовительной группе.

Таким образом – задача педагогов детского сада – обучение детей культуре питания начиная с 1 младшей группы и заканчивая выпускниками детского сада, так как дошкольный возраст – самый благоприятный для усвоения культурных традиций питания, формирования вкусов, пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирования принципов правильного питания.

«Памятка»

«Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом»

 

1. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении.

2. Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с раннего возраста. Воспитатель должен учить детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот.

3. Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка:

Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

Обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им правила этикета, необходимость их соблюдения.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×