"Формирование культурных ценностей через русские народные сказки у детей дошкольного возраста" | Мой кабинет. Работа №354292
Сказки знакомят детей с родной культурой. Русские народные сказки отражают представления русского народа о добре и зле, отношениях между людьми. В них описаны уникальные волшебные существа, герои. Они учат детей настоящей дружбе, любви к семье борьбе с пороками, знакомят с основами морали и человеческими ценностями. Сказки учат ценить друг друга и дорожить своей семьёй.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе:
«Формирование культурных ценностей через русские народные сказки у детей дошкольного возраста»
Образовательная область: речевое развитие.
Участники: Воспитатель и дети подготовительной группы.
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: Интегрированное.
Цель: Формирование у детей нравственных качеств.
Задачи:
1. Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, эпизодам, загадкам
2. Развивающие: Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль. Развивать выразительность и темп речи, делать выводы.
3. Воспитательные: Воспитывать интерес к сказкам, дружеские отношения между детьми и взрослыми.
Материалы и оборудование: Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.
Методы:
Словесные: Сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; загадывание загадок.
Наглядные: Демонстрация, просмотр иллюстраций.
Практические: моделирование сказки; поисковые действия; дидактические игры; оздоровительные технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, мимическое упражнение).
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к ним; перессказ сказок; дидактическая игра: «Узнай, из какой сказки герой». Рисование и лепка героев из сказок. Просмотр мультфильмов и русских народных сказок. Беседы о героях сказки.
Предполагаемый результат:
Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
Овладевает способностью рассказывать сказки высказываться.
Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.
Ход занятия:
Дети встают со стульев, становятся в круг.
Воспитатель: Ребята прежде, чем нам начать наше путешествие мы с вами разбудим наш язычок.
Артикуляционная гимнастика: «Часики»
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости.
Придумано кем – то
Просто и мудро.
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
Дети: - Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Основная часть:
Воспитатель: - Сегодня я хочу пригласить вас ребята в сказочное путешествие, А куда? Вы сами догадаетесь. (Звучит музыка) «В гостях у сказки»
- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
- Почему вы их любите? (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Организационный момент:
Стук в дверь. Воспитатель заносит посылку (книга запечатанная)
Воспитатель: - Ребята посмотрите, к нам пришла по почте посылка. Давайте посмотрим, что это?
Дети: Это книга!
Воспитатель: - Посмотрите, какая книга красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).
- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои мнения).
- Вместо страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, посмотрим. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. Для нас задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как же нам туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок? Я делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки.
Игра «Назови сказки»
: Д
ети передают клубочек друг другу,
наматывая нить и называя сказку
.
Воспитатель:
- Посмотрите, какой получился клубок! Этот клубок ук
ажет нам путь в страну сказок.
Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, по
моги, в Страну сказок приведи!»
(клубочек покатился к сундучку)
. На сундуке лежит страница от книги (голубого цвета), на ней задание.
Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.
2.
Сказка «Соня и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Сонечка. Пошла Соня одна в лес и
заблудилась. Шла
она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли
в лес
. Зашла Соня в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла
спать на самую маленькую кровать
. Вернулись во
лки из лесу и давай возмущаться
, что кто-то хозяйничал в их доме.
Кто ел кашу, сидел на их стульях.
Соня услышала шум, выпрыгнула в окно и
убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.
Как называется эта сказка?
Молодцы! (Три медведя)
Воспитатель: - Вот и нашлась одна страница! Какого цвета? (красная)
Воспитатель: - Клубочек, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Надо их расколдовать, узнать героев, из какой они сказки?
3. Надо собрать картинки «Иван царевич и серый волк; По щучьему велению; Три поросёнка. Крылатый, мохнатый да масленый». Дети называют сказку и героев. Вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого).
Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».
Воспитатель: - Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).
Воспитатель: - Здесь еще одно письмо, на конверте написано: «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки).
4. Игра «Помогите!».
Нам надо назвать тех, кому нужна помощь, назвать название сказки. Как можно помочь нашим героям?
«Помогите, Петушок подавился! (Петушок и бобовое зёрнышко). «Помогите! Я сломал домик зверей!» (Медведь сказка Теремок).
«Помогите! Я превратился в козленочка!» (Иванушка сказка Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
«Помогите, у меня оторвался хвост!» (Волк сказка Лисичка сестричка и серый волк)
«Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)
Воспитатель:
- Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (Желтого)
Наши герои вам, говорят спасибо!
- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!
5. Игра: «Мяч добрых дел». - Я буду бросать вам мяч и называть недобрые дела, а вы, поймав его должны сказать наоборот.
1. обижать - жалеть - 2. ссориться - мириться
3. толкать – обнимать - 4. сломать – починить
5. грустить - радоваться - 6. лгать – говорить правду
7. плакать - смеяться - 8. отбирать – отдавать
9. грубить - извиняться - 10. ненавидеть – любить.
Воспитатель: - Какие вы молодцы! Сколько замечательных, добрых дел вы знаете. Вот ещё одна страница нашлась. Какого она цвета? (синего).
Воспитатель:
- Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).
– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят"
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Маша и медведь» - А какая Маша в этой сказке? (Умная, хитрая). Ребята вы молодцы. Вот и еще страницу книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого).
- А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)
6. - Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга)
3. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)
4. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)
Воспитатель:
- Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)
- У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый.
- Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей).
Дети: - Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок закроем глаза и скажем волшебные слова: снип – снап-снурре. Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
• удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны - (снип-снап-снурри)
• лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами(снип-снап-снурри)
• весело, улыбаясь, хлопая в ладоши(снип-снап-снурри).
(Дети выполняют вместе с воспитателем)
Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Теперь мы с вами будем ее читать! Верить в сказку – это счастье.
Баба Яга прислала подарок вам за старание, за любовь к русским народным сказкам. (раскраски; конфеты).
Заключение:
Воспитатель: - Чему нас учат сказки?
Дети: Ценить друзей, помогать друг другу.
Воспитатель: - Какие бывают сказки?
Дети: - Волшебные, бытовые, о животных.
Воспитатель: - Ребята вам понравилось наше занятие? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев.