Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование культуры поведения у старших дошкольников. Воспитание вежливости. | Немакина Мария Владимировна. Работа №328334

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Старший дошкольный возраст играет особую роль в процессе воспитания культуры поведения, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников.В своей статье я рассматриваю воспитание культуры поведения в аспекте воспитания вежливости детей и знаний этикета. В качестве цели своей работы я ставлю изучение теоретических основ и практическую проверку возможностей создания педагогических условий организации игровой деятельности как средства воспитания вежливости детей старшего дошкольного возраста.

Формирование культуры поведения у дошкольников. Воспитание вежливости.

Введение

Культура поведения - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом культуры поведения являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Дошкольное детство - важнейший период в культурном становлении личности. Воспитание культуры поведения происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с культурными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи. Актуальность. Старший дошкольный возраст играет особую роль в процессе воспитания культуры поведения, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников. Ребенок в этом возрасте усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо». Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе. Культура поведения - характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, ФЭМП, физическому развитию, иностранному языку, музыке. В своей работе я хотела бы рассмотреть воспитание культуры поведения в аспекте воспитания вежливости детей и знаний этикета. Учитывая тему, в качестве цели своей работы я ставлю изучение теоретических основ и практическую проверку возможностей создания педагогических условий организации игровой деятельности как средства воспитания вежливости детей старшего дошкольного возраста.

Эффективность воспитания вежливости у старших дошкольников обусловлена такой организацией работы, которая включит в себя:

1. Систематизацию и расширение знаний о проявлениях вежливости на специально организованных занятиях  и в бытовых ситуациях.

2. Постоянное  проявление  вежливости  в  процессе  общения воспитателя с детьми и взрослыми.

3. Обогащение и активизация словаря формулами речевого этикета в разных видах деятельности.

Задачи:

        1.Определить содержание понятия «вежливость» и установить её роль в развитии  личности дошкольника.

         2.Выявить методы, способствующие воспитанию вежливости у старших дошкольников.

         3.Разработать и экспериментально проверить содержание педагогических воздействий, направленных на воспитание вежливости у старших дошкольников.

  Методы исследования:

1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

         2.Наблюдение.

         3. Беседа.

         4. Решение проблемных ситуаций.

         5. Анализ планов воспитательно-образовательной работы

воспитателей.

 

 

 

 

Психолого-педагогическое обоснование вопроса воспитания вежливости у дошкольников.

В литературе аспект вежливости рассматривается в контексте культуры поведения. Вежливость, согласно словарю по этике, определяется так: «Моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими».

По мнению Н.И. Формановской, Б.В.Бушелевой и др.,   вежливость – это проявление уважения, это – готовность  оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление – речевой этикет – неотъемлемый элемент вежливости. Собственно, правила вежливости  составляют основу любого этикета.

         В сборнике правил светской жизни и этикета «Хороший тон», изданном в 1889 году, так определяется значение вежливости:

         «Вежливость есть искусство выражать внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или иному лицу.

         Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно.

         Вежливость дает много и ровно ничего не стоит. Это самый дешевый из всех товаров. Самое скромное из изящных искусств – вежливость – вместе с тем так полезна и доставляет столько удовольствия, что её почти можно поставить в ряд искусств, возвышающих душу человека».

         И.Н.Курочкина в своих работах, посвященных проблемам этикета, рассматривает разные компоненты вежливости: речь, тон, корректность.

 В частности, она указывает на то, что вежливая речь: выразительная, с отсутствием грубых выражений является одной из характеристик воспитанного человека. Сила слова, по мнению И.П.Павлова, равносильна силе совершенного поступка. Последствия слова порою трудно исправить, как и последствия поступка. Выражая в словах свои мысли, чувства, человек выражает и своё отношение к окружающим – чувство доверия и уважения. В человеке ценится не только умение хорошо говорить, но и способность внимательно слушать, поэтому вежливый человек никогда не будет перебивать собеседника.

         Важен и тон. От того, как сказано самое обычное слово, оно может показаться вежливым или неприятным. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком, является вежливость. Меняются обстоятельства – меняются оттенки вежливости. Корректность – несколько подчеркнутая, официальная вежливость, иногда чуть суховатая; учтивость – вежливость почтительная, например, по отношению к старшим или женщине; любезность – вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому; в деликатности вежливость сочетается с особой мягкостью, тонкостью в понимании людей.

Б.В.Бушелева указывает на то, что обязательным компонентом вежливости является знание приличий.

Это подтверждает и этимология слова, которая восходит к корню «вед»- ведать, знать. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает приличия, - это условные и общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Приличия регламентируют поведение людей в наиболее типичных ситуациях общения. В них закреплены принятые в том или ином обществе способы приветствия, обращения друг к другу, формулы благодарности и извинений. Надо, чтобы дети не видели в приличиях пустые условности, а понимали их глубокий внутренний смысл. Писатель Б.Агапов в книге «Ты не один на свете» пишет по этому поводу: « Важно не то, сидят ли люди на полу, на циновках или на стульях и в креслах, многократно кланяются при входе или пожимают руку, снимают обувь или снимают шляпу… Важно то, что они ведут себя строго определённым образом и тем самым показывают, что уважают общность, равноправность людей, выраженную в принятых законах вежливости, а, следовательно, уважают и тех, с кем им довелось встретится и совместно пребывать».

Разные жизненные обстоятельства традиционно связаны с определёнными нормами приличного и неприличного. Поэтому, как считает Б.В.Бушелева, надо знакомить детей с этим. Необходимо, чтобы они знали как вести себя среди родных и близких, в кругу товарищей, соседей, друзей, а позднее в школе.

Вежливость является одним из компонентов культуры общения, которая в свою очередь является неотъемлемой частью общей культуры человека.

По мнению Е.Ю.Яницкой, культура общения – это уровень нравственного развития человека, выражающий его взаимоотношения, в основе которого лежат нормы общественных отношений общества (гуманное, чуткое отношение к людям), проявляется в вежливости и  тактичности, главным средством выражения которых, является культура речи.

С.В.Петерина культуру общения рассматривает, как один из необходимых компонентов культуры поведения. Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предусматривает умение не только действовать нужным  образом, но и воздерживаться от неуместных в  данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

И.Н.Курочкина словесные (вербальные) формы вежливых отношений между людьми определяет как речевой этикет, изучение которого необходимо начинать в дошкольном детстве.

В процессе  воспитания и обучения ребёнок усваивает моральные знания – это обобщенный опыт людей, который закрепляется в определённых правилах и передаётся из поколения в поколение. Как отмечает С.А.Козлова, и правило и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл, правило может быть единичным, относящимся к определённой ситуации: правило благодарить человека за оказанную им помощь. Норма носит обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения, и конкретизируется в правилах. Например, быть вежливым по отношению к другим людям.

На основе изложенного, воспитание вежливости, как части культуры поведения, а, следовательно, и общей культуры человека, мы видим

в умении выражать свои мысли и желания, пользуясь формулами речевого этикета,

в умении устанавливать положительные контакты,

вести бесконфликтное общение,

в умении изменять внешнюю сторону общения (проявление сочувствия, внимания к сверстникам и взрослым) в зависимости от ситуации.

   В дошкольном возрасте у детей особую значимость приобретают проблемы развития их коммуникативных способностей, их ситуативной ориентации и соответствующего выбора языковых средств, способствующих установлению доброжелательных взаимоотношений. В работах, посвящённых воспитанию культуры общения у дошкольников, доказано, что наиболее благоприятным периодом для этого является старший дошкольный возраст. У старших дошкольников начинают проявляться волевые процессы, являющиеся основой воспитания у них целенаправленного поведения в общении с окружающими (А.В.Запорожец, Л.И. Божович, Д.Б.Эльконин). Дети уже имеют опыт социальных отношений, их привычки становятся более осознанными, так как у детей развивается анализирующая деятельность коры головного мозга, благодаря чему они легче осмысливают требования, которые предъявляются к их поведению. Умеют правильно оценивать свои действия и поступки в соответствии с этими действиями. Это даёт основание предполагать возможность воспитания вежливости, основанной на доброжелательном, чутком отношении к окружающим, что обеспечивает связь внешней культуры с внутренней культурой. Возрастающая потребность детей старшего дошкольного возраста в общении, в основе которого лежит сопереживание (основа тактичности), взаимопонимание (основа вежливости), свидетельствуют о воспитательной возможности формирования этих составных компонентов культуры общения (Е.И.Кульчицкая, Л.Ф.Островская). 

Воспитание культуры общения, а соответственно и вежливости должно проходить через мир эмоций и чувств. О том, что связано с чувствами, лучше запоминается, воспринимается и сохраняется, так как чувства возникают на основе переживаний, пережитое не проходит бесследно. Если чувств нет, человек не может быть истинно доброжелательным по отношению к окружающим. Поэтому важно также, какие чувства  побуждают людей к тем или иным поступкам. Чувства как бы регулируют поведение личности, особенно в детском возрасте. Действия и поступки, совершенные ребёнком при соблюдении им правил общественного поведения, впервые начинают вызывать у него эмоциональные состояния: радость, удовлетворение при совершении достойных – «хороших» поступков и чувство смущения, неловкости, вины при совершении недостойных – «нехороших» поступков. Поэтому при воспитании вежливости у дошкольников необходимо влиять на чувства детей, развивать их. А.С.Макаренко говорил о том, что, если мы не воспитываем человеческие чувства, значит, мы ничего не воспитываем.

 

Обобщая выше сказанное можно сделать вывод о том, что

вежливость помогает дошкольнику развивать общение со сверстниками и взрослыми,

способствует развитию коммуникативных способностей ребёнка.

воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, мы тем самым формируем культуру поведения детей, а, следовательно, закладываем основу для формирования общей культуры человека. 

В  педагогической литературе (исследования Н.Е. Богуславской, С.В.Петериной, В.Г.Нечаевой, Н.А. Носковой, В.И.Логиновой и др.)  рассматривается ряд методов и приёмов воспитания вежливости:

культура и этикет воспитателя;

разъяснение, напоминание, показ;

оценка действий и поступков;

упражнения;

поручения;

контроль над выполнением правил;

этические беседы;

решение проблемных ситуаций;

игры и игровые приёмы, игры-инсценировки, игры-занятия;

чтение художественных произведений;

Исследователи    приводят   конкретные    примеры    по    особенностям

использования  данных  методов.

 Разъяснения, напоминание, показ – один из основных приёмов воспитания у детей вежливости. Показ в сочетании со словом вносит конкретность в восприятие требований.

         Как считают авторы, знакомить детей с нормами поведения – не значит постоянно морализировать и читать им нотации. Показ и разъяснения не должны превращаться в нудное натаскивание, а совершаться в обычных естественных условиях, вытекающие  из жизненных ситуаций.

         Ещё в 20-ых годах прошлого века, такие педагоги, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.М.Горький выступали против тенденциозности, морализирования в воспитании детей, за расширение духовного мира детей, обучение их пониманию окружающего мира. Н.К.Крупская доказывала, что детям нужно показывать современных людей, их радости и горе, их переживания.

Чтобы дети смогли осознать требования взрослых полезно оценивать их поступки. Похвала и порицание, как полюсные оценки, помогают им отличать хорошее от дурного. Оценочное воздействие выглядит для ребёнка конкретным: оно показывает его поступки с нравственных позиций, заставляя испытывать либо удовольствие и желание поступать так же, либо неловкость, стыд за некрасивое поведение: «Ты вёл себя некрасиво. Мне пришлось краснеть за тебя». Главное, чтобы любое замечание было тактично, будило совесть ребёнка. Необходимо учитывать, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между знанием и опытом в силу их возрастных и психологических  особенностей.

На это указывал А.С. Макаренко, говоря, что между пониманием ребёнка, как нужно поступать, и привычным способом поведения «есть маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом».

«Заполнить опытом» - это значит постоянно упражнять ребёнка в выполнении правил поведения. Если воспитатель постоянно следит за выполнением правил поведения, не допускает даже малейших отклонений, то вскоре они становятся нормой для всех детей.

Упражнение. То или иное действие многократно повторяется. При этом следует добиваться осознания ребёнком необходимости и разумности такого действия.

 Приучение. Детям задают образец поведения и затем контролируют точность выполнения того или иного правила.             

         Решение проблемных ситуаций приближает детей к реальным жизненным условиям. Так, дети, оказываясь перед выбором, например, как поздороваться с взрослым человеком «привет» или «здравствуйте», решают эту проблему самостоятельно.

         Поощрение. Побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в результате его нравственного потенциала.

         Пример для подражания позволяет детям копировать соответствующие образцы поведения.

         Чтение художественных произведений  помогает более осознанному пониманию поведенческих правил. Жизненная или сказочная история создаёт эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Беседа помогает выяснить, знают и понимают ли дети нормы и правила поведения.

         Игровые приёмы, знакомые потешки, поговорки, меткие сравнения  из любимых художественных произведений, используемые воспитателем, помогают формированию правил вежливого поведения.

         Е.Ю. Яницкая предлагает следующие методы и приёмы:

· этические беседы;

·личностные  беседы, которые в  процессе общения с педагогом у большинства детей вызывают особый интерес;

·во время проведения упражнений в соблюдении правил культуры поведения использовать такие приёмы, как: показ, объяснение, поощрение, напоминание в виде вопроса и в виде замечания, контроль, оценка;

·приёмы, поддерживающие уверенность в умении ребёнка проявлять культуру общения: «Я знаю, ты умеешь правильно обращаться с просьбой»;

·приёмы сдерживания эффективны при индивидуальных беседах, они вызывают у ребёнка желание придерживаться норм и правил культуры общения («Подумай, хватит ли у тебя терпения выслушать собеседника до конца»);

·приёмы, показывающие интересную, хорошую перспективу: «Ты поздороваешься первым с ребятами, и им будет приятно».

С.А.Козлова предлагает «методику предвосхищения». Суть её

 заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребёнка. Например: «Сейчас мы с тобой пойдём к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он тебе в ответ обязательно улыбнётся, ему нравятся воспитанные дети».

         Воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, необходимо  постоянно использовать различные организаторские формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты, реальные и специально организованные ситуации.

         Также необходимым условием для воспитания вежливости является   создание в группе атмосферы доброжелательности и сотрудничества.

         Б.В.Бушелева, З.Н.Вербанец указывают на то, что, на культуру поведения ребёнка влияет общение со сверстниками, благодаря которому воспитание культуры поведения происходит естественно и целенаправленно. Поэтому одним из средств воспитания вежливости является общение детей друг с другом. Следовательно, по мнению авторов,  при организации педагогического процесса целесообразно поощрять воздействие на товарищей тех воспитанников, которые овладели формами вежливости.

         Исследования Л.В.Артемовой указывают, что дети старшего дошкольного возраста при наличии осознанных знаний о тех или иных правилах поведения могут тактично направлять поведение сверстников в процессе общения.

  

 

Выводы:

Таким  образом,  на  основании   анализа   психолого-педагогической

литературы можно сделать вывод, что важным средством воспитания вежливости является правильная организация общения детей дошкольного возраста с взрослыми и со сверстниками.

Правильная организация процесса общения включает в себя соблюдение следующих педагогических условий:

высокая культура воспитателя;

проведение целенаправленных занятий по формированию у детей представлений о вежливости;

создание ситуаций, в которых дети упражняются в закреплении и практической реализации полученных представлений;

воспитатель создаёт в группе атмосферу доброжелательности,

сотрудничества;

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Организация опытно-педагогической работы.

Работа по воспитанию вежливого поведения и этикета проводилась в рамках МБДОУ д/с № 52 группа старшего возраста № 6 «Смешарики» .

Работа велась в рамках проекта «Азбука вежливости». Продолжительность проекта 3 недели.

Цель:

Формирование у детей положительных качеств характера, мотивировать детей на совершение добрых дел.

Задачи проекта:

1. Познакомить с понятиями «вежливость», «доброта» «этикет». Пробудить интерес к полученным знаниям.

2. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).

3. Развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», эмоциях человека. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.

4. Воспитывать культуру общения, доброту, отзывчивость, желание сделать что-то для других людей, животных. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

Этапы реализации:

1 этап - подготовительный:

 Знакомство родителей с темой, целью и задачами нашего проекта. Сбор информации. Планирование педпроцесса с детьми, родителями.

 2 этап – основной:

 На основном этапе проводится работа по подбору информации, изготовление пособий, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, проведение НОД, бесед, игр, с/р игр, слушание песен.

3этап – заключительный:

 Обобщающий: систематизация материала.

План реализации проекта совместно с детьми:

На подготовительном этапе познакомились с книгой Л.Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости» и феей Здрасте. Весь цикл бесед, игр и занятий проходил в ключе данной книги с «участием» образа главной героини феи Здрасте (вязаная кукла-фея).

Тема

Цель

Беседа-введение «Что такое вежливость», «Что такое волшебное слово»

Рассказать детям о том, что такое вежливость, вежливые слова. Учить говорить друг другу вежливые слова. Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам.

Беседа «Что такое этикет». Зачем мы говорим «Здравствуйте», обычные и необычные способы приветствия.

Дать детям понятие «этикет». Пофантазировать на тему необычных приветствий.

Чтение рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово». Обсуждение пословиц и поговорок о вежливости.

Показать детям, что необходимо быть вежливым. Учить детей выражать свои чувства добрыми словами, формирование навыков вежливого общения.

Рассматривание картинок из серии «Уроки вежливости»: «В автобусе».

Закрепление правил поведения в общественном транспорте.

Обсуждение по картинкам из серии «Уроки вежливости» по темам: «Приятного аппетита» и «После вкусного обеда». Аппликация «Сервировка стола»

Дать детям представление о правилах поведения за столом. Формирование навыков соблюдения правил и личной гигиены. Закрепить знания о правилах сервировки в аппликации.

Чтение и обсуждение рассказа Валентины Осеевой «Сыновья».

Дать детям информацию о необходимости делать добрые поступки не только по отношению к близким людям, но и к окружающим людям.

 Дидактические игры: «Похвали друга», «Хорошо или плохо», «Назови друга ласково», «Вежливо или не вежливо»

Дать детям понять, какие поступки хорошие, а какие плохие; вызывать желание разговаривать друг с другом дружелюбно, делать комплименты друг другу.

Сюжетно-ролевая игра: «Если в магазине очередь».

Дать представление детям о правилах поведения в таком общественном месте, как магазин.

Игра-беседа «У меня зазвонил телефон».

Научить вежливо, разговаривать по телефону; расширить социальный опыт детей; развивать диалогическое общение.

Чтение стихов о вежливости и доброте.

Воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям

Подвижные игры: «Догони, волшебное слово назови», «Найди и назови».

Закрепить знание «волшебных» слов

Игра-драматизация «Угощения».

Закрепление навыков правильного поведения за столом и общения с гостями.

Рисование на тему: «Мой добрый поступок»

Развивать воображение. Напомнить детям о важности совершения добрый дел по отношению к окружающим.

Слушание песен о доброте «Дорогою добра», «Если добрый ты», «Улыбка» и другие.

Вызвать эмоциональную отзывчивость на прослушанные песни, побуждать детей к обсуждению текста песен.

 Просмотр презентации по теме: «В мире вежливых слов»

Обобщение усвоенного материала, закрепление.

 

 Помимо игровых упражнений использовались проблемные ситуации, решение которых, давало детям возможность проявить активность в выражении своих знаний и умений.

Например:

I.       Детям задавался вопрос: «Как бы вы поступили, если бы вы увидели, что один мальчик отбирает у другого игрушку?».

         Предлагалось решить следующие проблемные ситуации:

II.  Выслушай внимательно и выбери правильный ответ.

         По улице шла женщина с покупками. Один сверток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел Андрей, который шел следом.

Он поднял сверток и отдал женщине.

Он окликнул женщину и сказал, что у неё упал свёрток.

Он прошел мимо.

Что мог сказать при этом Андрей женщине, какие слова он произнёс?

Выбери правильный ответ. Объясни свой выбор.

III.  Выбери правильный вариант ответа. Объясни свой выбор.

Когда у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице с вопросом:

Не скажете, сколько времени?

Простите, пожалуйста, который час?

Извините за беспокойство, не будете ли вы так любезны, сказать мне, который час?

Эй, часы есть?

 IV.  Ты сидишь в автобусе. На остановке зашла пожилая женщина и остановилась рядом с тобой. Что ты сделаешь:

Молча

встанешь и отвернёшься.

Будешь сидеть, и смотреть в окно, ведь ты устал и тебе далеко ехать

Встанешь и скажешь: «Садитесь, пожалуйста».

Встанешь и с улыбкой скажешь: «Садитесь, пожалуйста».

V.  Определи, с помощью, каких, перечисленных здесь выражений можно поздороваться:

         1. с взрослыми (например, с воспитателем, соседкой)

2. с друзьями, сверстниками.

Здравствуй (те), Добрый день, привет, здорово, салют, добрый вечер, доброе утро.

VI. « В дверях столкнулся мальчик и воспитатель. Что должен сделать мальчик?».

  Для формирования у детей доброжелательного поведения, осознанного отношения к вежливым формам поведения, развития способности переживать, сочувствовать, мы использовали тренинговые игры и упражнения. Такие, как:

Игра: «Как справиться с упрямством?»

Читали узбекскую народную сказку: «Упрямые козы».

После предлагаю детям поиграть в игру «Сказка наоборот».

Дети придумывают новое название сказки (например, «Вежливые, весёлые, добрые козочки»).

Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение «лица» у них будет?

Вместе с взрослым дети выбирают самый удачный вариант  сказки, после чего они распределяются на пары, и проводится тренинг эмоций «Вежливые козочки».

         Были подобраны упражнения на выражение своих чувств мимикой.

Например:

Упражнение «Передай улыбку».

Дети сидят с воспитателем по кругу на стульчиках. Воспитатель говорит: «Сейчас я передам свою улыбку Маше, она передаст её своему соседу, пока все дети не получат улыбку».

         Такого рода упражнения проводились ежедневно.

В процессе наблюдения за детьми  в ситуациях, показывающих их вежливость во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, стало понятно, что большинство детей усвоили навыки вежливого поведения и используют их в обыденной жизни. Однако, части детей нужно больше времени на то, чтобы сформировалась устойчивая привычка использовать в общении вежливые слова и правила этикета.

Показатели вежливого поведения:

     1. здоровается без напоминания;

     2. прощается без напоминания;

     3. вежливо обращается с просьбой, о чем-либо спрашивает (подайте, пожалуйста, книгу; разрешите пройти);

     4. благодарит за услуги или вежливо отказывается от них (спасибо, вы так любезны);

     5. извиняется за свою неловкость, за поступок (извините, я не нарочно; простите, пожалуйста; примите мои извинения);

     6.отвечает на просьбу благодарностью (пожалуйста; не за что; на здоровье);

     7. не перебивает разговора старших и сверстников;

     8. не допускает грубых выражений в своей речи;

     9. обращается к взрослым на «Вы», называет их по имени и отчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

 Изучая психолого-педагогическую литературу, мы определили, что вежливость является важной составной частью общей культуры человека, и степень её сформированности влияет на процесс взаимоотношений с окружающими.

         Решая цель и задачи своего исследования, мы определили, что понимается под понятием вежливости, на каком содержании мы формируем вежливость, какие методы мы используем и какие педагогические условия необходимы для успешного формирования этого нравственного качества у старших дошкольников.

         Вежливость рассматривается как моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

         Вежливость проявляется в умении выражать свои мысли и желания, пользуясь формулами речевого этикета, в умении устанавливать положительные контакты, вести бесконфликтное общение, в умении изменять внешнюю сторону общения (проявление сочувствия, внимания к сверстникам и взрослым) в зависимости от ситуации.

         Наиболее эффективными методами и приёмами формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте являются следующие:

культура и этикет воспитателя;

разъяснение, напоминание, показ;

оценка действий и поступков;

упражнения;

поручения;

контроль над выполнением правил;

этические беседы;

решение проблемных ситуаций;

игры и игровые приёмы, игры-инсценировки, игры-занятия;

чтение художественных произведений.

Воспитанию    вежливости    способствует   такая    работа,     которая

направлена на систематизацию и расширение знаний о проявлениях вежливости на специально организованных занятиях; чтение и обсуждение произведений художественной литературы, где ярко представлены образцы вежливости; решение детьми проблемных ситуаций, в которых они должны обосновать соответствие определённых действий проявлениям вежливости; игры-упражнения, в которых дети закрепляют правила вежливости в специально смоделированных ситуациях; обогащение и активизацию словаря формулами речевого этикета в разных видах деятельности.

         Кроме того, успешность воспитания вежливости у детей старшего дошкольного возраста, во многом, обусловлена особенностями общения воспитателя с детьми.

         Воспитателю необходимо быть вежливым, так как его поведение является образцом для детей.

         Вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим искреннюю улыбку. И кому, как не  воспитателям, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную, творческую работу.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребёнка. – Екатеринбург, 1997.

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.

Бушелева

Б.В. О культуре поведения. – М., 1974.

Васильева -

Гангнус

Л.П. Азбука вежливости. – М., 1996.

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников

/ П

од ред. А.М.Виноградовой. – М., 1989.

Дорохов А. Это стоит запомнить. – М., 1968.

Дошкольная педагогика

/ С

ост. Н.А.

Носкова

. - Сыктывкар, 1994.

Дурандина

Л.В. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста:

Автореф

.

дис

…..к

.п.н. – Л., 1971.

Дурова Н.В. Очень важный разговор. – М., 2000.

Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста:

Автореф

.

дис

.

.

…к.п.н. – Ростов

н

/Д., 1997.

Камычек

Ян. Вежливость на каждый день. – М.,1988.

Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.

Коломенский

Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – М., 1975.

Лихачёва. Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург, 1996.

Лопатина А.,

Скребцова

М. 500 игр по темам в детском саду, школе и дома. – Киров, 2001.

Люблинская

А.А. Соотношение моральных представлений и моральных привычек в поведении детей // Нравственное воспитание дошкольников / Сост. Г.Н.Эйсмонт – Швыдкая. – М., 1970.

Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М., 2002.

Нравственно-трудовое воспитание в детском саду

/ П

од ред. Р.С.Буре. – М., 1987.

Нравственное и трудовое воспитание дошкольников

/ П

од ред. С.А.Козловой. – М., 2002.

Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М., 1987.

Портенкина

Г. Упражнения по закреплению культурного поведения // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 3.

Рузская А.Г. Развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 3.

Семенака

С.И. Уроки добра. – М., 2002.

Словарь по этике

/ П

од ред. И.С.Кона. – М., 1981.

Субботский

Е.В. Ребёнок открывает мир. – М., 1991.

Титаренко А.И. Нравственные основы общения. – М., 1978.

Формановская

Н.И. Речевой этикет и вежливость // Дошкольное воспитание. - 1990 - № 4.

Чистякова М.И.

Психогимнастика

. - М., 1995.

Юдина Н. Уроки вежливости // Дошкольное воспитание.– 1988.-№ 4.

Яковлева Е.А. Этика и этикет. Учебное пособие по культуре поведения. -  М., 1996.

Яницкая

Е.Ю. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада:

Автореф

.

дис

. ….к

.п.н. – Киев, 1983

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×