Формирование культуры речи школьников на основе изучения художественной литературы | Сергеева Юлия Владимировна. Работа №347305
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования культуры речи школьников через изучение художественной литературы. Рассматривается влияние художественных текстов на развитие речевых навыков, обогащение словарного запаса, совершенствование грамотности и эстетического восприятия языка. Автор подчёркивает роль учителя в процессе формирования речевой культуры через систематическую работу с текстами классической и современной литературы.
Ключевые слова: культура речи, школьники, художественная литература, язык, словарный запас, речевая деятельность, эстетика речи.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сергеева Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Завидово
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования культуры речи школьников через изучение художественной литературы. Рассматривается влияние художественных текстов на развитие речевых навыков, обогащение словарного запаса, совершенствование грамотности и эстетического восприятия языка. Автор подчёркивает роль учителя в процессе формирования речевой культуры через систематическую работу с текстами классической и современной литературы.
Ключевые слова: культура речи, школьники, художественная литература, язык, словарный запас, речевая деятельность, эстетика речи.
Культура речи школьников – важная составляющая их общего образования, напрямую связанная с уровнем их языковой грамотности, умением правильно выражать свои мысли и понимать окружающих. Овладение культурой речи – это не только знание норм русского языка, но и умение использовать выразительные средства для передачи своих мыслей, чувств и эмоций. В этом процессе важнейшую роль играет художественная литература, которая обогащает внутренний мир школьников, формирует их эстетическое восприятие языка и развивает навыки коммуникации.
Художественная литература, будучи одним из самых мощных источников речевого развития, оказывает значительное влияние на формирование языковой личности школьника. Во время чтения художественных произведений учащиеся знакомятся с различными стилями и жанрами, осваивают разнообразные языковые средства, что способствует обогащению их активного и пассивного словарного запаса. Каждый литературный текст — это отражение эпохи, культуры, национального духа и индивидуального стиля писателя. Благодаря этому, дети учатся различать и ценить тонкости языка, понимать, как слово может воздействовать на эмоции, мысли и восприятие.
Работа с текстами художественных произведений способствует развитию у школьников речевого вкуса и чувства языка. В ходе анализа произведений учащиеся осознают, что правильное использование слов, их точность и выразительность напрямую влияют на восприятие смысла и эмоциональный фон речи. Например, при изучении произведений классиков, таких как Пушкин, Лермонтов или Чехов, дети знакомятся с богатством русского языка, его многозначностью и стилистическими возможностями. Важно, чтобы учитель акцентировал внимание на тех моментах, где авторы используют выразительные средства для создания определённого настроения, образов или характеров героев.
Одним из важных аспектов формирования культуры речи является развитие связной устной и письменной речи учащихся. Работа с художественными произведениями даёт возможность не только изучать язык, но и анализировать содержание, композицию, средства выразительности. Учитель должен стимулировать учащихся к высказыванию своих мыслей, мнений и оценок по поводу прочитанного, что способствует развитию их речевых способностей. Особое внимание следует уделять обсуждению таких вопросов, как: почему автор использовал именно эти слова, как они помогают передать характер героя, какое впечатление создаёт язык произведения.
Особую роль в формировании культуры речи играет речевая практика на основе литературных текстов. Чтение вслух, пересказы, сочинения и эссе способствуют развитию у школьников навыков грамотного и связного выражения своих мыслей. Важно, чтобы школьники учились не просто пересказывать текст, но и интерпретировать его, выделять главное, анализировать поступки героев и давать собственные оценки. Это позволяет формировать у детей критическое мышление, способность рассуждать и аргументировать свою позицию, что также является важной частью культуры речи.
Важным аспектом является и работа с выразительными средствами языка: метафорами, эпитетами, сравнениями и другими художественными приёмами. Изучение этих средств в контексте художественных произведений помогает школьникам осознавать их значение и уместность в разных ситуациях общения. Учитель может предлагать упражнения, где школьники должны самостоятельно подбирать метафоры или эпитеты к описанию различных явлений, что не только развивает их творческие способности, но и помогает глубже понимать язык литературы.
Одним из ключевых этапов работы над формированием культуры речи является обогащение словарного запаса школьников. При чтении художественных произведений ученики сталкиваются с новыми для них словами, выражениями, старинной лексикой. Учитель может проводить специальные занятия, направленные на расширение лексического запаса школьников, используя примеры из текстов. Важно, чтобы новое слово не просто запоминалось, но и активно использовалось в речи. Для этого можно предложить учащимся составлять предложения с новыми словами, объяснять их значение, находить синонимы и антонимы.
Не менее важным является развитие чувства стиля и понимания различий между устной и письменной речью. Художественная литература, особенно классическая, даёт прекрасные примеры того, как язык может быть разнообразен в зависимости от контекста и цели общения. Школьники учатся понимать, что есть стилистические различия в языке персонажей и автора, что каждый стиль имеет свои особенности и требует определённого уровня владения языком.
Формирование культуры речи невозможно без эмоционального и эстетического восприятия языка. Художественная литература пробуждает у детей интерес к слову, к его красоте и выразительности. Важно, чтобы учитель показывал школьникам, как авторы создают художественные образы с помощью языка, как они передают атмосферу и настроение. Это развивает у детей эмоциональную чуткость, умение воспринимать не только информацию, но и эмоциональный контекст высказывания.
Роль учителя русского языка и литературы в этом процессе чрезвычайно велика. Он должен быть не просто источником знаний о правилах языка, но и проводником в мир языка как искусства. Важно, чтобы педагог сам демонстрировал высокий уровень речевой культуры, был образцом для подражания, умел вдохновить детей на работу с текстом, пробудить у них интерес к чтению и к осмысленному употреблению слов.
В заключение можно отметить, что художественная литература является мощным средством формирования культуры речи школьников. Она помогает развивать языковую компетенцию, обогащает словарный запас, совершенствует навыки устной и письменной речи. Задача учителя заключается в том, чтобы сделать этот процесс интересным, увлекательным и полезным для детей, развивая в них любовь к слову, желание совершенствовать свои речевые умения и интерес к богатствам русского языка.
Список литературы
Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования: методическое пособие / [Ускова И. В.,
Шамчикова
В. М., Макаров М. И.]; под ред. И. В.
Усковой
. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – 200 с.
Совершенствование речевой культуры школьников в контексте ценностей современного филологического образования: Материалы
Всероссийской научно -
практической конференции / Сост. Г.В. Токарев. – Тула: ГОУ
ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019 – 136 с.
Эргашева
Б.Б.
Роль литературы как объект формирования и развития речевой культуры в школах
// Экономика и социум. 2023. №2 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-literatury-kak-obekt-formirovaniya-i-razvitiya-rechevoy-kultury-v-shkolah (дата обращения: 15.10.2024).