"Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста" | Алутина Анастасия Сергеевна. Работа №315149
Одно из ведущих направлений деятельности - сохранение и укрепление здоровья детей. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребёнка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребёнка, учет и использование особенностей его организма.
В основе всех мероприятий нашего ДОУ лежит основной принцип охраны и укрепления здоровья:
· создание условий организации оздоровительных режимов для детей, в процессе воспитательно – образовательной работы;
· организация рациональной двигательной активности;
· реализация системы эффективного закаливания;
· применение психологических и психопрофилактических средств и методов;
· обеспечение полноценного питания.
Большое внимание мы уделяем формированию у детей культуры здоровья, осознанного отношения ребёнка к своей жизни и здоровью, накоплению знаний о здоровье, развиваем умения оберегать, сохранять и поддерживать его.
«Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста».
Концепция модернизации российского образования направлена на создание условий для повышения качества общего образования и предусматривает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно ФГОС целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
В настоящее время усилия педагогов как никогда раньше направлены на оздоровление дошкольников, на культивирование здорового образа жизни. Эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения этих задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Выделяют следующие направления по здоровьесбережению:
1. Лечебно-профилактические (фито-, витаминотерапия).
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка (психологически комфортная организация режимных моментов, правильный двигательный режим, оптимальное распределение нагрузок, доброжелательный стиль общения).
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребёнка).
4. Формирование культуры здоровья у детей (знание о здоровье, умения сохранять и поддерживать его, формирование осознанного отношения к своему здоровью и жизни).
Одно из ведущих направлений деятельности - сохранение и укрепление здоровья детей. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребёнка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребёнка, учет и использование особенностей его организма.
В основе всех мероприятий нашего ДОУ лежит основной принцип охраны и укрепления здоровья:
· создание условий организации оздоровительных режимов для детей, в процессе воспитательно – образовательной работы;
· организация рациональной двигательной активности;
· реализация системы эффективного закаливания;
· применение психологических и психопрофилактических средств и методов;
· обеспечение полноценного питания.
Большое внимание мы уделяем формированию у детей культуры здоровья, осознанного отношения ребёнка к своей жизни и здоровью, накоплению знаний о здоровье, развиваем умения оберегать, сохранять и поддерживать его.
При построении педагогического процесса мы ориентируемся на личность ребёнка, учитываем его индивидуальные особенности, интересы и предпочтения.
С целью формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о ценностях культуры здоровья проводим следующие мероприятия:
- непрерывная образовательная деятельность;
-игры-эксперименты;
-физминутки;
-спортивные праздники.
В НОД формируем представления у детей об особенностях функционирования человеческого организма, развиваем имеющиеся представления о функциях органов (тема: « Мои помощники»; « Носы нужны не только для красы»).
Беседы «Витаминная семейка»; «Здоровье на тарелке» дают детям представления о здоровом образе жизни, о значении правильного питания. Проводим с детьми в доступной форме беседы о бактериях, вызывающих заболевания, о профилактике этих заболеваний, о лекарствах, о пользе витаминов. Дошкольнику сложно осознать связь между болезнью и её причинами, но крайне важно научить ребёнка заботиться о своём здоровье. НОД способствует расширению представлений у детей о профессиях людей, помогающих нам быть здоровыми.
С целью реализации задачи по формированию у дошкольников культуры здоровья мы проводим с детьми игры-эксперименты, которые ориентированы на развитие у детей навыков исследовательской деятельности. Игры-эксперименты «Послушаем своё дыхание», «Стук сердца», «Что мы слышим», «Почему болят зубы» и другие помогают детям устанавливать причинно-следственные связи, расширяют представления об организме человека, о внимательном отношении к своему здоровью.
В НОД мы используем кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Физминутки являются одним из эффективных способов предупреждения утомления, способствуют улучшению общего состояния у детей. Физминутки переключают внимание детей с одной деятельности на другое, снимают напряжение, давая отдых задействованным в ней нервным центрам, восстанавливают работоспособность детей. Физминутки проводим с детьми в виде игровых действий. Дети с удовольствием выполняют упражнения, сопровождающиеся стихами и связанные с темой и содержанием НОД. Главное, чтобы движения были доступными, простыми и интересными детям, достаточно интенсивными, влияющими на многие группы мышц.
Движение играет важную роль в укреплении здоровья детей. Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без интересных аттракционов, весёлых развлечений и игр, спортивных праздников. Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, поддерживают хорошее психо-эмоциональное состояние детей. В движении ребёнок познаёт себя, окружающий мир, учится целенаправленно действовать и ориентироваться в нём. Мы в своей работе с удовольствием используем спортивные праздники: «Праздник здоровья»; «Путешествие на планету «Здоровье»; «День здоровья».
Родители проявляют большую заинтересованность, в том, чтобы в детском саду предусматривалась двигательная активность детей. Хорошо известно, что дети особенно восприимчивы к положительному примеру родителей. Проведение совместных праздников детей и родителей, таких как «Папа, мама, я - спортивная семья» способствуют созданию эмоционально-психологического благополучия детей.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача каждого дошкольного учреждения.