Формирование латеральных предпочтений у школьников с умственной отсталостью | Никитина Юлия Сергеевна. Работа №320956
Актуальность проблемы исследования латеральных предпочтений обуславливается в трудностях в овладении школьными навыками, такими как счет, письмо, чтение, но и также проблемами с адаптацией школьника с умственной отсталостью в новой для него среде.
Главной причиной неуспешности в овладении необходимых навыков у таких школьников является несформированность высших психических функций. Для того чтобы ребенок усвоил школьную программу необходимо учитывать его индивидуальные психофизиологические особенности, в том числе и индивидуальный латеральный профиль ребенка.
Формирование латеральных предпочтений у младших школьников с умственной отсталостью.
Аннотация:
Актуальность проблемы исследования латеральных предпочтений обуславливается в трудностях в овладении школьными навыками, такими как счет, письмо, чтение, но и также проблемами с адаптацией школьника с умственной отсталостью в новой для него среде.
Главной причиной неуспешности в овладении необходимых навыков у таких школьников является несформированность высших психических функций. Для того чтобы ребенок усвоил школьную программу необходимо учитывать его индивидуальные психофизиологические особенности, в том числе и индивидуальный латеральный профиль ребенка.
Теория функциональной асимметрии мозга (ФАМ) прошла несколько этапов своего развития и значительно изменилась, но не пришла к единой концепции. В науке до сих пор ведутся исследования по проблеме изучения латеральных предпочтений и их использования в сфере обучения. Выраженность асимметрии, улучшение и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия являются продуктом онтогенетического развития, особенностей обучения человека. Однако если в литературе достаточно освещена тема, посвященная изменениям функциональной межполушарной асимметрии мозга при тренировке двигательных навыков, то практически отсутствует изучение особенностей динамики функциональной межполушарной асимметрии мозга в отношении обучающих и коммуникативных навыков.
Первые представления о латеральных предпочтениях рассматривали А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович., в своей работе они на учитывали системную организацию высших психических функций, что позволило не только определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и раскрыть специфику индивидуальных предпочтений и слабостей у детей, обучающихся в школе.
Цель исследования: проанализировать научную литературу, изучить индивидуальные латеральные предпочтения у умственно отсталых обучающихся
Объект исследования: латеральные профили у младших школьников с умственной отсталостью
Предмет исследования: типы индивидуального профиля латеральности Гипотеза: в отличие от детей без интеллектуальных нарушений школьники с умственной отсталостью будут отличаться крайней вариативностью представленных индивидуальных профилей латеральности.
Задачи:
- подобрать и проанализировать литературу по теме исследования
- изучить методы определения латеральных предпочтений
- адаптировать методики определения латеральных предпочтений для младших школьников с нормальным развитием и умственной отсталостью
- разработать рекомендации по использованию индивидуального профиля латеральности в процессе обучения младших школьников с умственной отсталостью.
Формирование высших психических функций в онтогенезе не локализировано в одном полушарие т.е. функциональная асимметрия мозга имеет динамичный, не линейный характер. На протяжении всего развития функциональной асимметрии мозга преобладает развитие одного полушария над другим на разных этапах онтогенеза.
Методологический аппарат по исследованию индивидуального латерального профиля можно классифицировать на: теоретиче-ский (опросник, беседа) и практический ( все методики и пробы, осуществляемые на практике), в свою очередь практический под-разделяется на пробы и методики для которых необходимо специ-ализированное оборудование (дихотическое прослушивание) и на методики для которых оборудование не нужно.
Экспериментальное исследование проводились в г. Балахна на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №6 им. К. Минина» и на базе Государствен-ного казенного общеобразовательного учреждения «Специальной (кор-рекционной) общеобразовательной школы-интерната». В исследовании приняли участие школьники младших классов в возрастном диапазоне 7-12 лет. Возможные типы профиля латеральной организации нами были подразделены на 5 основных групп.
1. Группа 1- в нее входят «чистые правши», испытуемые с пол-ным правосторонним доминированием руки, уха и глаза.
2. Группа 2- все испытуемые с доминированием правой руки, но с различными сочетаниями асимметрий слуха и зрения относятся к группе «праворуких».
3. Группа 3- входит группа амбидекстеров характеризующиеся равенством в мануальной латерации и различным сочетанием асимметрий в слухоречевой и зрительной функциях.
4. Группа 4- все испытуемые с преобладанием левой руки с раз-личными сочетаниями асимметрий слуха и зрения
5. Группа 5: типы ПЛО с полным левосторонним доминировани-ем руки, уха и глаза определяют группу «чистых левшей».
Результаты эксперимента заносятся в специальную таблицу. На основе данной таблицы мы классифицировали типы профиля латеральной
В таблице 1 приведены показатели латеральности, полученные нами при изучении трех типов асимметрии (ручной, слухоречевой и зрительной). Поскольку выборки различных категорий детей по количественному составу являются неоднородными, мы посчитали целесообразным привести количественные данные в процентном соотношении.
Таблица 1
Показатели типов ПЛО младших школьников
Категории детей
Группа 1
%
Группа 2
%
Группа 3
%
Группа 4
%
Группа 5
%
Норма развития
6
22,2
15
55,5
4
16,6
2
7,4
-
-
Умственно отсталые дети
2
10
10
52,6
1
5
5
26,3
1
5
Анализируя данные таблицы, мы видим, что процент чистых правшей «Группа 1», праворуких детей «Группа 2» и амбидексторов «Группа 3» в норма типичной группе больше, чем у умственно отсталых. Также в таблице видно, что у детей с умственной отсталостью преобладают показатели левшей, чем в группе с нормативным интеллектуальным развитием. Выделение значимых сигналов и их оценка осуществляется в структурах правого полушария. Структурно-функциональное созревание левого полушария, особенно его высших отделов, замедленно по сравнению с нормой, отмечается недостаточное развитие тормозных механизмов коры и незрелость интегративно-пусковых структур левого полушария (Фишман М.Н., 1996).
Таким образом, мы разделяем два вида латеральности, с которыми мы столкнулись в ходе исследования: патологическую и функциональную. Патологическая латеральность, связанная с изменением межполушарного взаимодействия, лежащего в основе интеграции мозговых функций, носит, на наш взгляд, компенсаторный характер при умственной отсталости, в связи с органическим поражением головного мозга. Функциональная латеральность не является патологией по своей сути, она не противоречит законам нормального психического развития, в том числе интеллектуального, наоборот, многие исследователи считают, что доминирование правого полушария способствует творческому развитию личности
Рассмотрим показатели типов профиля латеральной организации в системе «рука-ухо-глаз» в выборке детей с нормативным интеллектом и детьми с умственной отсталостью, в Таблице 2.
Таблица 2
Распределение вариантов латеральных профилей (%) в системе измерений «рука – ухо – глаз» в выборках здоровых детей и детей с умственной отсталостью
Выборки испытуемых
Профиль латеральной организации
ППП
ППЛ
ПЛП
ПЛЛ
ЛЛЛ
ЛЛП
ЛПЛ
ЛПП
А
НПТ
22,2
30,8
15,3
11,5
-
3,8
3,8
-
16,6
УО
10
36,4
10,52
15,7
5
15,8
5,3
5,33
5
Латеральные профили амбидекстеров (внутри выборки) отдельно не рассматривались – в связи с небольшим количеством наблюдений они были объединены в одну группу. Графически эти данные представлены ниже в рисунке.
Полученные данные показывают увеличение во второй группе вариантов сочетаний латеральных признаков ППП – от 30,8 % до 36,4 % и увеличение процентного соотношения группы ПЛЛ – от 11,5 % до 15,7 %. Также мы видим, что на представленном графике столбцы, отвечающие за умственно отсталых детей, указаны в каждой категории детей, в отличие от детей с нормативным развитием интеллекта. Это позволяет нам сделать вывод о том, что у умственно отсталых школьников наблюдается вариативность латеральных профилей, таким образом, мы можем констатировать, что наша гипотеза в ходе экспериментального исследования подтвердилась.
На базе нашего исследования мы видим, что у умственно отсталых школьников и школьников с нормативным развитием преобладает количество детей у которых преобладает левое полушарие мозга.
Модели латерального доминирования в значительной степени влияют на способ, которым ребенок производит внутреннюю переработку информации. Латеральная доминанта влияет на способ, которым тело и мозг первоначально обрабатывают информацию. Эти врожденные или основные доминирующие признаки являются особенно полезными для понимания более эффективного процесса обучения.
Рекомендации выстраиваются с учётом особенностей мануальной, сенсорной, функциональной асимметрии в процессе обучения умственно отсталых школьников.
1. Расположение детей с учётом их психофизиологический особенностей. Желательное расположение детей в классе-полукругом, так чтобы аудиальная информация поступала в ведущее ухо. Так информация будет лучше усваиваться
2. Необходимо располагать учеников так, чтобы при письме ведущие руки учеников не стесняли движения и не мешали друг другу.
3. Левши воспринимают лучше целостный образ, поэтому они нуждаются в показе упражнения, задания целиком.
4. Умственно отсталые обучающиеся воспринимают небольшие изменения внешних условий воспринимают как новизну, что может оказаться стрессовой ситуацией. Снижение тревожности у леворуких детей происходит через творческую деятельность, например, раскрашивание картинок. Поэтому в классе должно быть достаточно материала для раскрашивания картинок.
5. Школьники с преобладающим левым профилем, имееют линейный тип мышления, поэтому они лучше справляются с заданиями, предполагающими последовательность выполнения операций.
6. Индивидуальная работа с представителями разных психологических типов на уроке сопряжена трудностями, необходимо давать упражнения на активацию работы обоих полушарий.
После анализа литературных данных, мы видим, Теория функциональной асимметрии мозга (ФАМ) прошла несколько этапов своего развития и значительно изменилась, но не пришла к единой концепции. В науке до сих пор ведутся исследования по проблеме изучения латеральных предпочтений и их использования в сфере обучения. Выраженность асимметрии, улучшение и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия являются продуктом онтогенетического развития, особенностей обучения человека. Однако если в литературе достаточно освещена тема, посвященная изменениям функциональной межполушарной асимметрии мозга при тренировке двигательных навыков, то практически отсутствует изучение особенностей динамики функциональной межполушарной асимметрии мозга в отношении обучающих и коммуникативных навыков.
Полученные в исследованиях данные о роли недоминантного для конкретной функции полушария в процессе ее реализации на разных этапах автоматизированности навыка или обучения привлекает внимание к проблеме участия субдоминантного по отношению к функции полушария на различных этапах ее сформированности.
Таким образом, латеральная доминанта влияет на способ, которым тело и мозг первоначально обрабатывают информацию. Поэтому на специалистов, разрабатывающих программы, ложится большая ответственность, т.к. необходимо предусмотреть правильное и гармоничное сочетание двух типов мышления в обучении. Поэтому в качестве психофизиологического инструментария программ тренировок необходимо вводить специальные приемы, упражнения, направленные на регулирование межполушарного взаимодействия.
Айрапетянц
В.А. Функциональные асимметрии мозга у детей и подростков / В.А.
Айрапетянц
, В.А.
Суходолец
, В.И.
Гиров
// Здоровье, развитие, личность. - М.: Медицина, 1990.
Архипова, С. В. Формирование психомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Архипова, Т. В. Космачева // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. - Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2017.
Бердичевская Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества // Теория и практика физической культуры. - 1999. -
Драганова
О.А. Индивидуально психологические особенности детей с разными формами мануальной асимметрии / О.А.
Драганова
, В.С.
Сычев// Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии: Материалы второй всероссийской научной конференции. – М.: НИИ
мозгаРАМН
, 2003. – С. 117–118.
Доброхотова
, Т. А. Левши / Т. А.
Доброхотова
, Н. Н. Брагина. —
М. :
Книга ЛТД, 1994.