Формирование лексических навыков при обучении монологическому высказыванию на уроке немецкого языка в старших классах | Никитина Кристина Сергеевна. Работа №254951
Автор: Никитина Кристина Сергеевна
Статья посвящена проблемам, которые возникают при формировании лексических навыков у старшеклассников в процессе обучения монологическому высказыванию. Рассматриваются традиционные и инновационные приемы в обучении лексическому аспекту на уроках немецкого языка.
Формирование лексических навыков при обучении монологическому высказыванию на уроке немецкого языка в старших классах
Аннотация. Статья посвящена проблемам, которые возникают при формировании лексических навыков у старшеклассников в процессе обучения монологическому высказыванию. Рассматриваются традиционные и инновационные приемы в обучении лексическому аспекту на уроках немецкого языка.
Ключевые слова: лексический навык; формирование лексических навыков; обучение монологическому высказыванию; приемы формирования лексических навыков.
Abstract. The article is devoted to forming lexical skills of senior high school students in the teaching process of monological speech. Traditional and innovative methods in the teaching of lexical aspect at lessons of foreign languages (German) are considered.
Keywords: a lexical skill; forming lexical skills; teaching of monological speech; methods in the teaching of lexical aspect.
Изменения в социальном строе нашей страны определяют более современные и сложные задачи, требующие улучшения способов и средств обучения на образцовом уровне. Главная цель обучения иностранному языку — формирование и развитие у детей иноязычной коммуникативной компетенции. Именно поэтому все большую популярность в методике преподавания иностранных языков набирает обучение на базе общетеоретических правил межкультурного общения.
Успешное разрешение миссии обучения достигается путем рассмотрения ученика в качестве субъекта межкультурного общения в ходе обучения. Именно благодаря созданию условий для коммуникативно-психологического приспосабливания личности к языковой среде, отличной от среды родного языка и культуры, формируется фундамент коммуникативной компетенции при помощи лексических навыков, во многом определяющих коммуникативное и социокультурное развитие обучающихся в будущем.
Для нынешней технологии преподавания иностранных языков проблема развития лексических способностей на уроках иностранного языка считается одной из наиболее существенных. Настоящий вопрос по сей день широко обсуждается, требует исследования, подразумевает нахождение и внедрение новейших приемов обучения лексической стороне. Из вышеизложенного следует: для каждого учителя немецкого языка миссия выработки лексических навыков на любой из стадий обучения и пути ее решения представляют особый интерес.
Общеизвестно, что лексика – это базовый строительный элемент языка, она придает конкретный смысл высказыванию и определенный стилистический оттенок. Лексические единицы служат изначальным и обязательным фундаментом для осуществления всех видов речевой деятельности. Знание лексики необходимо, чтобы обучаемые могли начать разговор, сформировать связное логически правильное монологическое суждение по конкретной тематике и изложить свою точку зрения. Обучение зарубежным языкам невозможно без овладения лексической стороной говорения, очень важно формировать данные навыки на всех стадиях обучения. [4, с. 21].
Процесс общения предполагает владение устной речью на иностранном языке, т.е. владение навыком говорения. Зачастую во время участия в беседе на иностранном языке человек сталкивается с проблемой восприятия речи на слух. Несмотря на это, «живое» общение тесно связано с пониманием речи собеседника, ввиду того, что в ходе разговора каждый предстает и в качестве говорящего, и в качестве слушающего.
В России сфера образования регулируется Федеральным законом «об образовании в Российской Федерации». Так, например, основной, в наименьшей степени необходимый уровень знаний, а также цели и задачи обучения иностранным языкам устанавливает федеральный государственный образовательный стандарт по иностранному языку, который разрабатывался под руководством члена корреспондента РАО М.А. Бим и академика РАО А.А. Миролюбова. Лишь сопоставленный с этими требованиями целесообразный и четкий контроль может гарантировать успех и получение желаемых результатов. Сторона обучения монологическому высказыванию - одна из самых значимых в данном документе.
Одно из ведущих направлений для формирования речевой компетенции на всех этапах обучения немецкому языку - это обучение монологическому высказыванию, оно является компонентом процесса общения, которое кому-либо адресовано. Развитие у ученика иноязычной коммуникативной компетенции также включает в себя формирование навыков и умений без чьей-либо помощи решать коммуникативно-познавательные задачи. В процессе обучения старшеклассников немецкому языку крайне важно следовать рекомендациям учебно-методических пособий, в которых представлены все условия, позволяющие совершенствовать языковую компетенцию и формировать навыки по четырем видам речевой деятельности, в частности, навыки говорения. [1, с. 56].
В процессе обучения монологическому аспекту речи учитель ставит перед собой следующие задачи: 1) обучить построению собственных законченных мыслей, 2) научить логическому формулированию мыслей с их последующим обоснованием, 3) показать, как грамотно оформить свои мысли. Для успешного достижения вышеназванных целей учащимся рекомендуется творчески подходить к интерпретации текстов, а не воспроизводить их автоматически. Учебные материалы содержат следующие типы заданий:
1) дать полный ответ на какой-либо вопрос;
2) пересказать текст от первого лица или от лица одного из героев;
3) составить небольшой рассказ о каком-нибудь участнике разговора;
4) поделиться собственными предположениями о последующем развитии событий после текста;
5) высказать свое мнение о тех или иных действиях героев и обосновать свой ответ;
6) прокомментировать описанные события из текста. [2, с. 129].
На первом этапе обучения монологическому высказыванию большую роль играет работа над лексической темой. Она состоит в использовании специальной лексики, которая необходима для беседы на определенную тематику. Таким образом, появляется возможность не только узнать новые слова, но и использовать их для построения собственного монологического высказывания.
Следующим этапом является сам процесс создания высказывания. Учащиеся усваивают лексический материал, выполняя разноплановые задания, содержащие в себе, в довершение всего, упражнения по словообразованию.
На завершающем этапе работы ученикам предлагаются темы для составления устного монологического высказывания. Кроме того, к каждой теме предлагается план и образцы высказывания, на основе которых учащимися создаются собственные рассказы. [3, с. 35].
Наибольшую заинтересованность учащиеся проявляют в ходе изучения страноведческого материала, где им предлагается сравнить реалии стран изучаемого и родного языка.
Подобная система обучения монологическому высказыванию дает возможность учащимся создавать оригинальные по содержанию, творческие по форме и существенные по размеру суждения в рамках изучаемых лексических тем. Кроме того, данная методика не только развивает лексические навыки детей во время обучения монологическому высказыванию, но и помогает справиться с их реальными и мнимыми психологическими барьерами. Языковая культура школьников и их владение родным языком немыслимы без усвоения навыка языковой наблюдательности, который развивается непосредственно в ходе работы над лексикой.
Список использованных источников и литературы:
1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 259 с.
2. Кувшинова Н.Н. Эффективные приемы запоминания иноязычного лексического материала, ориентированные на индивидуальные особенности обучающихся / Н.Н. Кувшинова, Е.А.Фукс // Magister Dixit – 2014. – № 2 (14). – С. 126-132.
3. Ростовцева В.М. Использование ситуаций при презентации лексики / В.М. Ростовцева // ИЯШ. – 1990. – № 4. – С. 35.
4. Шамов А.Н. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении лексической стороне речи на уроках немецкого языка / А.Н. Шамов // ИЯШ. – 2008. – № 4. – С. 21.