Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с ТНР. | Титова Татьяна Геннадьевна. Работа №322913
В статье представлена система работы по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Использование речевых игр на занятиях учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.
Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников старшего возраста с ТНР.
Тяжелое нарушение речи – это нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика.
Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
Словарь пятилетнего ребенка в норме составляет 3-4 тыс. слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка».
У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр.
Иная картина наблюдается у дошкольника того же возраста с общим недоразвитием речи. При 3-ем уровне речевого развития словарный запас ребенка не превышает 2 тыс. слов; ограниченность словаря отмечается и в активном (употребление), и в пассивном (понимание) плане. Преобладание слов – названий обиходно- бытовых предметов и действий, недостаток слов- обобщений, слов- признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия, - характерные лексические особенности речи дошкольников данной категории.
Бедность словарного запаса приводит к частым заменам одного названия другим, причем замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Особенно ярко ограниченность и неполноценность лексических средств проявляется в заданиях, связанных со словообразованием. В грамматическом оформлении речи у детей отмечается низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники часто не могут правильно повторять фразы более чем из четырех слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество. В самостоятельной речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, в которых нередки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи. Лексические и грамматические недостатки часто сочетаются.
Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Основные задачи обучения:
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
формирование правильного произношения;
подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;
развитие навыков связной речи.
Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря,
формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания.
Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматический системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.
При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
Работа по развитию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР проводится на лексическом материале по тематическому принципу по следующим направлениям:
- развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т.д.);
- формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
- упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные); употребление предлогов;
- составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.
Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений выполняются следующим образом:
1. Формирование навыка общения – как основного источника развития языка.
Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:
понимать обобщающие слова;
понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;
понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;
понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;
понимать количественные числительные.
Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:
дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода;
понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах;
понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами;
понимать формы единственного и множественного числа глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов.
Учить понимать простые предложения и короткие тексты.
Формирование понятия слова – как основного источника общения.
Cовершенствовать
в речи детей обобщение своих знаний и представлений об окружающем:
развивать способность общаться со взрослыми;
расширять представления о предметах ближайшего окружения;
развивать умения оперировать словарём, представленную ситуацию (предметную, глагольную, признаки).
Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:
продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном;
активизировать в речи образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
развивать умения образовывать и использовать в речи глаголы (в повелительном наклонении и инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени);
продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:
развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;
развивать умения дополнять предложения недостающими словами.
Формирование умения использовать в речи разнообразные средства общения – словесные, мимические и пантомимические.
Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом:
расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности;
развивать умения группировать предметы по признакам соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые обобщающие понятия;
расширять глагольный словарь, где действия выражены приставочными, личными и возвратными глаголами;
развивать умения различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов: по назначению и по вопросам;
расширять активный словарь относительными прилагательными;
развивать умения использовать в речи слова – синонимами, антонимами;
расширять и активизировать в речи использование значений простых предлогов притяжательными определительными местоимениями, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования:
развивать умения образовывать однокоренные слова;
расширять практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;
развивать умения пользоваться в речи несклоняемыми существительными;
развивать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных в роде, числе и падеже.
Учить строить предложения разной структуры:
развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;
совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными союзами;
развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).
Формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им:
активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
расширять эмоционально-оценочную лексику детей;
совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;
совершенствовать умения образовывать (по образцу).
- однокоренные слова;
- существительные с суффиксами;
- глаголы с приставками;
- прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения:
совершенствовать навыки и составление простых распространённых предложений однородными членами (по вопросам, демонстрации действия, по картине);
совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины;
совершенствовать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
При работе по формированию лексико-грамматических категорий важными являются работа над развитием лексики, словообразования и словоизменения.
Дидактические игры и задания по формированию лексико-грамматических категорий:
Обогащение словаря и уточнение значения слова.
1. «Соберем урожай». Детям раздаются разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов и две картинки. Сложив разрезную картинку, ребенок называет ее, определяет, овощ это или фрукт, и кладет в соответствующую корзинку.
2. «Кому что?» Логопед рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купила новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. И теперь, Катя, и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, называют их и передают хозяйкам, объясняя свой выбор, (темы можно выбирать разные).
3. «Что лишнее?» Логопед раскладывает картинки и просит детей найти лишнюю, объяснив свой выбор: Ромашка, василек, клубника, роза, мак; Шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки; Кастрюля, сковорода, бидон, чашка, миска; Пенал, молоток, пила, клещи, отвертка.
4. «Продолжи» Перед детьми изображением вниз раскладываются картинки, названия которых входят в различные тематические группы. Ребенок, взяв картинку, называет ее и подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд: Яблоко, слива… Огурец, лук… Корова, собака…
5. «Отгадай-ка». Логопед читает детям загадки и просит их отгадать, объяснить свою отгадку и зарисовать на листе в пустых кружочках.
6. «Собирай-ка» Игры с прищепками, с веревкой с узлами, с шариками и т.п. (Формирование лексики. Обогащение словаря и уточнение значения слов). Назвать слово – прицепить прищепку; положить шарик в игрушечные саночки.
7. Игра с мячом «Ассоциации». Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак) и возвращает мяч взрослому. (тяжелый – грузовик, высокий – человек, стеклянный – стакан).
8. «Бывает – не бывает». Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку: Растения: яблоко соленое; груши растут на деревьях; морковь круглая; помидор красный; картофель шершавый; тыква легкая; дуб высокий. Транспорт: поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по дороге; у автомобиля есть крылья и хвост; самолет меньше лодки. Посуда: в кастрюле жарят, а на сковороде – варят; чашка стеклянная; ложка деревянная; стакан резиновый; у чайника есть хвостик, ручка и ушко. Животные: лиса рыжая; волк добрый; заяц смелый; еж пушистый; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц лает; медведь спит в берлоге; волк спит в дупле. Профессии: летчик летает; портниха варит суп; рабочий работает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; у маляра есть кисти и краски; медсестре нужна метла. Мебель: кровать мягкая; диван железный; кресло с подлокотниками; у стула есть ножки и сиденье; табурет легкий; тумба нужна, чтобы в ней лежать.
9. «Узнай, о чем я говорю». Взрослый называет признаки предмета. Дети должны найти картинки, соответствующие описанию и повторить признаки внешнего вида предмета. Дополнительное задание: назвать общие признаки двух предметов (таблетки – лук (горькие), яблоко – яйцо (гладкие), сосна – крокодил (зеленые), солнце – помидор (круглые). Желтый, овальный, кислый…(лимон); Пушистая, рыженькая, прыгучая…(лиса); Стройная, зеленая, колючая…(елка); Маленький, круглый, колючий…(еж); Красный, круглый, резиновый…(мяч); Сочное, спелое, вкусное…(яблоко); Холодный, морозный, зимний…(день); Теплая, пушистая, меховая …(шуба, шапка); Сильный, трескучий, лютый…(мороз); Синее, облачное, высокое…(небо); Белое, овальное, гладкое…(яйцо); Зеленый, длинный, зубастый…(крокодил); Золотое, круглое, сверкающее…(солнце); Прозрачная, длинная, острая…(сосулька); Разноцветная, маленькая, хрупкая…(бабочка); Оранжевый, большой, полосатый…(тигр); Синее, огромное, глубокое…(море).
10. «Лишнее слово». Взрослый называет слова, три из которых обозначают признак предмета (цвета, размера, качества поверхности или др.), а четвертое слово – иной признак. Ребенок называет «лишнее» слово и объясняет свой выбор. Красный, зеленый, синий, круглый; Деревянный, широкий, длинный, высокий; Резиновый, новый, стеклянный, железный; Холодный, теплый, сладкий, горячий; Пушистый, шершавый, громкий, гладкий.
11. «Подбери слова». Детям предлагается подобрать как можно больше слов к слову, названному взрослым: Свежий…( хлеб, ветер, воздух, воздух, огурец); Старый…(дом, пень, человек, волк); Свежая…(новость, рыба, газета, булка); Старая…(мебель, сказка, лошадь, книга).
12. «Кто больше?» ( подбор максимального количества слов к названию действия). ЛЕТИТ…( стрела , самолет, птица, пассажир, снежинка, лист, камень… ШУМИТ…(дождь , водопад… ПЛЫВЕТ ( пароход , лодка …… БЕЖИТ …( время , река…. РАСТЕТ ( трава , ребенок ….. ПОЕТ ( певец , хор ….. ПОЛЗАЕТ ( змея , улитка ….. ПИЩИТ ( мышка , игрушка ….. СКРИПИТ ( дверь , снег ….. ХРУСТИТ ( сухарь , кость …… ПРЫГАЕТ ( заяц , кузнечик ….. ГРЕМИТ ( гром ….. КРАСНЕЕТ (помидор, яблоко, клубника, лист, человек.. СКАЧЕТ ( конь, лошадь, коза, заяц, мяч… КАТИТСЯ ( мяч, колечко, заяц, снежный ком, колобок, ребенок… СВЕТИТ ( солнце, луна, звезда, человек, фонарь, лампа, свеча…
13. «Загадалки»: Определить предмет по названию составных частей Взрослый начинает , ребенок продолжает , а затем ребенок загадывает - взрослый отгадывает . Ствол , ветки , сучья , почки , листья , кора , корни – это ?(дерево). Крыльцо , ступеньки , дверь , чердак – это ?( дом ). Кузов , кабина , руль , колеса , фары – это ? ( грузовик ). Пятачок , розовенький , хвост крючком – это ?
Игры на многозначность слова.
14. «Составь предложение». Взрослый называет детям словосочетание и предлагает составить с ним предложение. Прозрачный ключ; сломанный ключ; Острая коса; песчаная коса; Острые ноготки; душистые ноготки; Хвойные леса; строительные леса; Неглубокая норка; пушистая норка.
15. «Продолжи словесный ряд». Взрослый называет слово и предлагает детям придумать как можно больше слов, которые можно сказать с названным словом: Бежит: время, река, человек, собака, зерно из мешка, ручеек, молоко из кастрюли; Проходят: годы, страхи, люди, боль; Золотые: серьги, деньки, времена, украшения, руки, люди, листья; Играет: человек, инструмент; Идет: дело, время, человек, дождь, успех, разговор, бой; Шумит: дождь, самолет, улица, ребенок, водопад, толпа;
16. «Что из чего». (развитие умения выделять существенный признаки предмета) Карты, разделенные пополам. В верхней половине карты – картинка, нижняя часть разделена на 4 пустых квадрата ( к каждой карте прилагаются по 4 картинки). Взрослый демонстрирует детям маленькую картинку с изображением предмета: «Это что? Из чего сделано? У кого?». Если ребенок не смог правильно назвать предмет, его происхождение, картинка откладывается до следующего хода. Карта №1: овца. Картинки: свитер, шапка, варежки, шарф. Карта №2: колосья. Картинки: хлеб, вафли, булочка, торт. Карта №3: дерево. Картинки: стол, стул, матрешка, карандаш. Карта №4: корова. Картинки: молоко, сыр, мороженое, масло.
Дидактические игры и задания по формированию словоизменения:
Единственное и множественное число существительных.
1. «Скажи наоборот». Взрослый называет существительное в единственном числе, бросая ребенку мяч. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, изменяя число существительного. Шар – шары Комар – комары Гриб – Шкаф – Кубик – Ложка – ложки Пирог – пироги Дом – дома Платье – платья Ведро – ведра
2. «Зоопарк». На наборном полотне располагаются картинки с изображением одного и нескольких животных и птиц. Взрослый предлагает детям стать экскурсоводами и рассказать, кто живет в зоопарке. Здесь живет слон, а здесь…(слоны) Здесь живет тигр, а… Здесь живет жираф, а.. Здесь живет лиса, а… Здесь живет белка, а… Здесь живет медведь, а… Здесь живет волк, а… Здесь живет заяц, а … Здесь живет дятел, а…
3. « А у человека…». Взрослый предлагает детям продолжить предложение подходящим словом. У дерева сок, а у человека ….(кровь). У рыбы жабры, а у человека….(легкие). У зверя лапы, а у человека…..(ноги). У птицы крылья, а у человека….(руки). У конфеты фантик, а у человека…..(одежда). У машины мотор, а у человека….(сердце).
4. «Волшебник». Взрослый предлагает детям стать волшебниками и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением одного предмета, «превратить» его в другой, образовав форму множественного числа. Если ребенок выполняет задание правильно, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изображение нескольких предметов. Зеркало – зеркала, глаз – глаза, кресло – кресла, яйцо – яйца, гнездо – гнезда, стул – стулья, лист – листья, крыло – крылья.
Игры на образование падежных окончаний
Винительный падеж. «Закончи предложение». Ответить на вопрос , а потом произнести предложение целиком . Почтальон разносит ( что ? )… Учитель учит ( кого ?)… Повар варит ( что ?)….. Врач лечит ( кого ?)….. Парикмахер стрижет ( что ?)…. Пастух пасет ( кого?)…. Машинист ведет ( что ?)….. Водитель возит ( кого ?)….. Водитель ведет ( что ?)….. Художник рисует ( кого?)….. Художник рисует (что ?)…. Мышка боится ( кого?)….
2. «Кто что любит?» Детям демонстрируются предметные картинки с изображением животных, и предлагается ответить на вопрос. Корова любит…(траву). Собака любит…(кость). Кошка любит…(молоко). Курица любит…(зерно). Белка любит…(орехи). Волк любит…(мясо). Медведь любит…(мед). Заяц любит…(морковь). 10. «Кто кого обгонит?» Взрослый демонстрирует детям попарно картинки с изображением животных, транспорта, людей и задает вопрос: кто кого обгонит? Заяц и черепаха… Гусеница и змея… Поезд и самолет… Мотоцикл и велосипед… Человек и машина…
Родительный падеж. 3. «Прятки». Детям демонстрируются картинки с изображением частей тела спрятавшихся животных, по которым они должны узнать животное и назвать, чья это часть тела. Если дети затрудняются при выполнении задания, им предлагается вопрос «кого?». Хвост…(лисы), хвост…(медведя), рога…(оленя), морда…(льва), клюв…(птицы), хвост…(зайца), уши…(зайца), лапы…(волка), копыта…(лошади)…
4. «Отгадай загадку». Взрослый предлагает детям отгадать загадку и подобрать к слову – отгадке картинку. У кого рога и быстрые ноги …( у оленя ) У кого длинные уши и короткий хвост ? ….( у … У кого зеленые глаза и длинные усы ? ….( у … У кого рыжий пушистый хвост ? …( у … У кого зубастая пасть ?... ( … У кого хвост крючком и нос пятачком ? ….( у… У кого рога и вымя ?...( у …. У кого копыта и грива ?....( у….
5. «Что ночью пропало, а утром видно стало?». Детям демонстрируется макет окна, за которым видны изображения предметов утром. Взрослый закрывает окно шторкой, и изображение «пропадает». Дети должны сказать, что видно в окне утром и «пропадает» ночью. Утром видно….(деревья) ночью не видно…(деревьев) Утром видно….(листья) ночью не видно…(листьев) Утром видно….(ветви) ночью не видно…(ветвей) Утром видно…. (сучья) ночью не видно…(сучьев) Утром видно….(гнезда) ночью не видно…(гнезд) Утром видно….(машины) ночью не видно…(машин).
Дательный падеж 6. «Кому что нужно?». На наборном полотне выставлены картинки с изображением лиц различных профессий, животных, сказочных героев. Взрослый раскладывает перед детьми предметные картинки и предлагает ответить на вопрос «кому что нужно?», сгруппировав картинки соответствующим образом. Например: игла – швее. Глобус , бинт , указка , ножницы, малярная кисть , краски , скрипка , кастрюля, белый халат , метла , лопата, игла, палитра, лекарства, барабан; Морковка , трава , молоко , овес , рыба , кость , желуди , капуста ,мед орехи, зерно , сено; Корона , ступа , хрустальная туфелька , золотой ключик , полено , шапочка; красного цвета , аленький цветочек, колпачок Буратино.
Творительный падеж. 7. Ответь на вопрос». Взрослый задает детям вопросы и предлагает на них ответить. Забивают ( чем ? )…. Пилят ( чем ? )….. Шьют ( чем ? )… Расчесываются ( чем ? )…… Метут ( чем ?)…. Копают ( чем ?)….. Рисуют ( чем ? )…. Пишут ( чем ? )….. Слушаем ( чем? )…. Наливаем суп ( чем?)… Смотрим ( чем ? )…. Вытираем пыль(чем?)… Кусаем ( чем ? )…. Рубят (чем?)…. Режем ( чем ?)…. Клеем бумагу (чем?)… Едим суп ( чем ?)….. Моем руки (чем?)… Топаем ( чем ?)…. Мама мажет руки (чем?)… Гладим бельё ( чем?)… Макароны едим (чем?)… Чистим зубы( чем ?)…. Ходим (чем?)… Ловят ( чем?)…. Забинтовывают рану(чем?)… Стригут ( чем?)…. Ввинчивают шуруп (чем?)….
Предложный падеж.
8. «Я мечтаю о…» Взрослый предлагает детям составить словосочетания , используя картинки или киндер – сюрпризы.
Согласование прилагательного с существительным.
1. «Посмотри и назови». Взрослый демонстрирует предметные картинки и игрушки. Детям предлагается, рассмотрев их, ответить на вопросы «какой? какая? какое?» и охарактеризовать: - по размеру: большой, большая, большое; маленький, маленькая, маленькое; - по форме: круглый, круглая, круглое; овальный, овальная, овальное; - по вкусу: сладкий, сладкая, сладкое; кислый, кислая, кислое; - по цвету: голубой, голубая, голубое; красный, красная, красное. Картинки и игрушки: мяч, репа, огурец, морковь, помидор, арбуз, свекла, воздушный шар, клюква, небо, лимон, дом, кукла, ведро, конфета, платье, роза.
Согласование существительного с местоимением
1. «Жадина». Взрослый называет слова и просит ответить на вопрос «Чей? Чья? Чье? Чьи?», правильно согласуя местоимения мой, моя, мои, мое с существительными: А). МЯЧ , КУБИК , МИШКА , ПАРОХОД , КОНЬ , ШАР, САМОЛЁТ , ПЕНЬ , ЛУК , ПОМИДОР , КАРАНДАШ ; МАШИНА , КУКЛА , КНИГА , КОЛЯСКА, СТРЕЛА , ПЧЕЛА , СЛИВА , ЛЕНТА , РУБАШКА, КОРОБКА, ПЛИТА ; ВЕДРО , ПЕРО , КОЛЕСО , КОЛЬЦО , ПАЛЬТО , ПЛАТЬЕ , ЯБЛОКО ОБЛАКО , ЗЕРКАЛО , ДЕРЕВО , ОЗЕРО , СОЛНЫШКО ; ВАЛЕНКИ , ТУФЛИ , РУКАВИЦЫ , САПОГИ , ГЛАЗА , НОЖНИЦЫ НОСКИ , БРОВИ , КНИГИ , ДРУЗЬЯ . Б). Взрослый бросает мяч и произносит слово либо «мой», «моя», «мое», «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово. Согласование существительных с числительными
2. «Посчитай». Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их. Образец ответа: один шар, два шара, три шара… Гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.
3. «Цепочка». Детям раздаются картинки, перевернутые изображением вниз. Взрослый показывает и называет картинку с изображением одного предмета. Дети переворачивают свои картинки, и откликается по очереди тот ребенок, у которого на картинке изображены два таких же предмета, затем – три, четыре, пять. Шкаф, шарф, пень, книга, ручка, кровать, окно, гнездо, зеркало.
4. «Что прислала почта?». Каждому ребенку по почте пришло письмо. Взрослый предлагает детям вскрыть свои конверты и назвать, что и сколько им прислали. Речевой материал: Один мяч, два лимона, пять шаров, один карандаш, две сливы, пять кукол, одна машинка, пять тетрадей, две кровати, одно кольцо, два колеса, пять ведер, одна ручка, два огурца, пять слив.
Изменение глаголов по лицам.
1. «Я, мы, он, она…». Взрослый произносит предложение, затем бросает ребенку мяч, называя местоимение и предлагая закончить предложение. Я пью чай. Ты…Мы… Вы…Он(она)…Они… Я гуляю в парке. Ты…Мы…Вы…Он(она)…Они… Я поливаю цветы. Ты…Мы…Вы…Он(она)…Они… Я рисую дом. Ты…Мы…Вы…Он(она)..Они… Я мою руки. Ты…Мы…Вы…Он(она)…Они… Я пою песню. Ты…Мы…Вы…Он(она)…Они…
2. «Я, Вы, Они…». На игровом поле друг над другом наклеиваются картинки (цветок, рыба, уж, птица, малыш). Взрослый предлагает детям сочинить стихотворение и использовать в нем слованазвания действий. Прошуршал цветок цветочкам: - Я цвету, и вы -….., Прошептала рыбка рыбкам: - Я плыву, и вы - …… Уж шипел своим ужатам: - Я ползу, и вы - …… Прокричала птица птицам: - Я пою, и вы - …. Ну, а мы добавим тут: (взрослый показывает на ребенка, а затем – на нескольких детей) Ты- плывешь, они - …. Он - …, Они - … Она - …, Они - … Ты - …. ,Они - ….. Дети самостоятельно добавляют глагол и изменяют его окончание.
3. «Что делал? Что делала?». На одном поле - две картинки с изображениями мальчика и девочки, на другом – картинки- символы действий. Взрослый предлагает детям ответить на вопрос «Что делала девочка? (мальчик)». Дети самостоятельно выбирают символы и поясняют: Девочка спала, плыла, прыгала, сидела….
Предлоги.
1. «Запомни схему». Взрослый демонстрирует детям картинки с различным пространственным расположением предметов, произносит соответствующее словосочетание и сразу же предъявляет графическую схему данного предлога. За каждым предлогом закрепляется собственная схема. Затем предлагается подобрать как можно больше словосочетаний к одной схеме.
2. «Потерянное слово». У каждого ребенка набор схем предлогов. Взрослый предлагает детям найти потерявшееся слово и произнести предложение целиком, подобрав нужную схему предлога. Пальто вешают … шкаф. Стакан ставят … стол. Книги кладут … полку. Тапки ставят … кровать. Карандаши кладут … пенал. Пальто весит … шкафу. Котёнок сидит … столом. Ложка лежит … стакане. … столе стоит сервиз. Коровы пасутся … лугу. Катя спешит … школу. Земляника выросла … берёзой. Марина идёт … зонтом. Дети катались … лодке. Картина висит … стене. Цветы растут … клумбе. Кот спит … диване. Лягушки живут … пруду. Продукты покупают … магазине. Бельё лежит … шкафу. Грибы растут … лесу, а клюква … болоте. Дети пошли … реку и купались … реке.
3. «Скажи правильно…» - С чем ведро, если в нём : вода, молоко, бельё, снег, мусор, кипяток, бумага? - С чем кастрюля, если в ней : суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, борщ, вермишель? - С чем банка, если в ней : клюква, капуста, повидло, варенье, сметана, мука? - С чем чашка, если в ней : чай, кефир, компот, сок, лимонад, кисель, ряженка, квас, молоко?
4. «Подумай и ответь…» - Куда пойдёт мама, если : нужен врач? Нужно починить обувь? Нужно сшить платье? Нужно купить платье? Нужно купить овощи? Нужно купить лекарство? Болит зуб?... - Во что можно завернуть игрушку? - Где можно мыться? Купаться?.....
5. «На чем?». Дети встают полукругом. Взрослый бросает мяч и произносит название предмета, а ребенок придумывает такое словосочетание, чтобы в нем встречался предлог НА. 45. «Что, кто под чем? » Используя маленькое слово ПОД, ответь на вопрос. Голова – шляпа Зеркало – полка Крот – земля Батарея – окно Люстра – стол Мыши – пол Тапки – стул Шкаф – коробка Куст – заяц Метро – земля Стол – ноги Гусеница – листик
6. «Исправь ошибку». Взрослый произносит деформированные предложения, а детям нужно исправить их. Красивая ваза стояла по столе. У неба светит солнце. Машина остановилась в дома. По коробке лежат конфеты. Ира пришла с магазина. Из дерева опадают листья. Кошка вылезает под шкафа. На городом кружился снег. Собака сидит на крыльцо. Лодка плыла от береги. Дети вернулись из лес. Малыш подбежал к сестры. Кресло стоит у диваны.
7. «Скажи наоборот» . Послушай предложения и замени действие на противоположное ( маленькое слово «к» нужно заменить маленьким словом «от» ). Белобокая сорока подлетела к ёлке. Ядовитая змея подползла к камню. Скорый поезд подъехал к платформе. Междугородний автобус подъехал к остановке. Лягушка подпрыгнула к мухомору. Катя пододвинула стул к столу. Саша пододвинул миску к собаке. Мяч подкатился к воротам. Корабль подплыл к пристани. Ученик подошёл к учителю.
Дидактические игры и задания для формирования словообразования
Суффиксальный способ образования.
1. «Покажи, что я назову». Перед детьми размещают картинки с изображением пар предметов обычного и маленького размера. Взрослый произносит слова, четко выделяя голосом суффикс –ИК- (например, дом – домик), объясняя, что «волшебная часть» с -ИК- превращает предмет в маленький. Затем взрослый называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, где изображены маленькие предметы, а где – обычные. Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами –ЧИК-, -ОНОК-, - ЕНОК-, -ОЧК-, -ЕЧК-, -Ц-. Речевой материал: Нос – носик, куст – кустик, сад – садик, стол – столик, корабль – кораблик, мяч – мячик, комар – комарик, шкаф – шкафчик, стул – стульчик, чемодан – чемоданчик, диван – диванчик, помидор – помидорчик, портфель – портфельчик, карман – карманчик, мышь – мышонок, кот – котенок, тигр – тигренок, волк – волчонок, медведь – медвежонок, заяц – зайчонок, лев – львенок, лента – ленточка, тетрадь – тетрадочка, юбка – юбочка, сумка – сумочка, вилка – вилочка, чашка – чашечка, тарелка – тарелочка, ложка – ложечка, зеркало – зеркальце, дерево – деревце, окно – оконце.
2. «Угадай». Взрослый раздает детям картинки – символы с изображением кругов большого и маленького размера одного цвета, называет в случайном порядке слова и предлагает определить, о каком предмете он говорит: о большом или маленьком. Дети выбирают соответствующую картинку – символ.
3. «Услышь ласковое слово». Взрослый произносит слова, четко выделяя голосом суффикс –ОК- и объясняя, что «волшебная часть» с –ОК- превращает обычные слова в ласковые. Затем взрослый произносит в случайном порядке пары слов и предлагает детям хлопать в ладоши, если они услышат «ласковое» слово. Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами –К-, -ОНЬК-. –ЕНЬК-, -ИЧК-, -УШК-, -ЫШК-, -ИЦ-, -ЕЦ-. Речевой материал: Лес – лесок, голос – голосок, петух – петушок, бок – бочок, круг – кружок, береза – березка, капля – капелька, рука – ручка, ночь – ноченька, нога – ноженька, лиса – лисонька, вода – водичка, голова – головушка, крыло – крылышко, вода – водица, масло – маслице, платье – платьице.
4. «Ласково - неласково». Взрослый бросает мяч, называя в случайном порядке слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и без них и предлагает определить, как звучит слово: ласково ил нет. маленький медведь испек….. 8. «Доскажи словечко». Взрослый предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслу словом. Образец: заяц белый, и зайчонок беленький. Платок синий, и платочек….. Дом низкий, и избушка…. Пояс короткий, и ленточка…. Береза тонкая, и березка… Кот пушистый, и котенок… Девочка красивая, и куколка….
5. «Волшебная палочка феи Словарины» ( суффиксы –ИК, -ИЩ- ). Для игры предлагается волшебная палочка, на концах которой разного размера цветы (возможны варианты). Один конец палочки уменьшает, другой- увеличивает. Взрослый исполняет роль феи . Фея подходит к ребенку :”Был ты домом ,а стал….”. Она касается его концом волшебной палочки с большим цветком - увеличивающим. Ребенку нужно сказать – ДОМИЩЕМ, а если уменьшающим с маленьким цветком – домиком. (Мост- мостик- мостище; кот-котик-котище.) нога, маленькая рука.
Образование прилагательных от существительных:
1. «Подумай и назови». Взрослый предлагает детям дать словам правильные определения. Образец: если на рубашке грязь, то рубашка грязная. Если на улице очень холодно, то день… Если на улице шум, то улица… Если весь день идет дождь, то день… Если корова приносит людям пользу, то корова… Если у человека есть здоровье, то человек…
2. «Помоги Незнайке». Взрослый сообщает детям, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок. 1-й вариант. Взрослый произносит в случайном порядке предложения с правильными и неправильными прилагательными и предлагает хлопнуть в ладоши, если они услышат, что взрослый произнес предложение, содержащее неправильное слово. 2-й вариант. Тоже, но детям нужно исправить, назвав правильный вариант. По лесу бродит голоденный волк. За окном очень шумная улица. На улице льет силовой дождь. Сегодня чудесный морозновый день. Малыш вернулся с прогулки весь грязенный. Мама готовит полезновую пищу. Наступила сырая дожденная осень. На опушку выскочил трусостный заяц. 3-й вариант. Взрослый произносит предложение, где прилагательное заменено существительным, от которого оно должно образовано. Детям необходимо исправить ошибку, дав правильный ответ. На ДУБ ветках висели жёлуди. В углу комнаты стоял ДУБ стол. Дедушка принёс в баню БЕРЁЗА веник. Весной деревенские ребята ходили собирать БЕРЁЗА веник. В БЕРЁЗА роще пели соловьи. Баба Настя больше всего любила ЛИПА чай. Мама подала на стол ЛИПА мёд. В лесу на ЕЛЬ ветках лежал снег. Алёнушка собрала корзину ЕЛЬ шишек. Дети ходили гулять в СОСНА бор. В вазе стояли СОСНА ветки. Пап купил сыну ФУТБОЛ мяч. Наступил первый ЛЕТО день. На улице стоит СОЛНЦЕ погода. Над домом летит ВОЗДУХ шар. Повар сварил ЯБЛОКИ компот. Дети слепили СНЕГ бабу. Мама приготовила ОВОЩИ салат.
3. «Чья голова?». Выставляются картинки с изображением животных, птиц и их голов. Взрослый, указывая на картинки, предлагает детям определить и назвать одним словом, чья это голова. У козы- у медведя - у льва - У рыбы – у собаки - у кошки - У барана – у зайца - У оленя – у волка - У коровы – у белки - У павлина – у мыши - У птицы - у лисы –
4. «Помоги Незнайке». 1-й вариант. Взрослый произносит в случайном порядке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладоши, услышав неправильное словосочетание. 2-й вариант. Исправить, назвав верный вариант. Речевой материал: Папиновая газета, мамино платье, тетин плащ, дядиновая ручка, лисина лапа, коровье молоко, павлинье перо, баранино сало, собакина будка, волчье логово, медвединое ухо, птичин клюв, беличье дупло.
5. «Рассеянный ученик». Взрослый рассказывает детям историю о рассеянном ученике, который, выполняя домашнее задание, все перепутал. Он нарисовал животных, перепутав их головы, хвосты и т.д. детям демонстрируются картинки – нелепицы. Детям нужно исправить ошибки. Образец: это волк, но у него хвост заячий, а должен быть волчий.
6. «Мастера - умельцы». Взрослый называет материал, а дети сообщают, что из него изготавливают. Платок из пуха – пуховый платок ; Шкаф из дуба – дубовый шкаф ; Стол из березы – Шуба из меха – Суп из гороха – Ваза из фарфора – Сапоги из резины – Игрушка из пластмассы – Варенье из вишни – Платье из ситца – Приправа из перца – Одеяло из ваты – Сковорода из чугуна – Коробка из картона – Печь из кирпича – Бокал из хрусталя – Папка из бумаги – Хлеб из пшеницы – Ком из снега – Повидло из яблок – Сумка из кожи – Свитер из шерсти – Костюм из льна – Кольцо из серебра – Дом из дерева – Стакан из стекла – Солдатик из олова – Крыша из соломы –
7. «Подумай и составь». Составить словосочетания из двух слов, предложенных в начальной форме. Образец : зима и месяц – зимний месяц . Осень и дождь… лето и отдых… утро и ветерок… Май и праздник… море и берег….. зима и лес…. Ночь и патруль… библиотека и книга… больница и халат… День и сон… берег и охрана…. март и капель…. Лиса и хвост… школа и каникулы… дети и утренник… Овощи и суп… телефон и звонок….. кожа и сапоги…
8. «Сравни». А. Сравнивая различные предметы и явления, образовать сравнительную степень прилагательных. Кофта теплая, а шуба… Ручей широкий, а река… Клюква кислая, а лимон… Кусты высокие, а деревья… Осенью ночи темные, а зимой… Пирог вкусный, а торт… Конфета сладкая, а мед… Червяк длинный, а змея… Ветка тонкая, а прутик… Машина едет быстро, а поезд…
9. «Ответь, как?» Образец: Утром светло , а днем еще (как ? )- светлее . Вечером темно , а ночью еще -…. Осенью холодно , а зимой еще -…. В пальто тепло , а в шубе еще -… Весной солнце светит ярко , а летом еще -… Весной птицы поют звонко , а летом еще -… Ручей широкий , а река еще -… Кусты высокие ,а деревья еще … Пирог вкусный , а торт еще -… Конфета сладкая ,а мед еще -… Червяк длинный , а змея еще -… Ветка тонкая , а прутик еще -… Машина едет быстро , а поезд еще -… У гуся шея длинная , а у жирафа еще -…
Префиксальный способ образования.
1. «Что общего?». Педагог произносит ряд слов, выделяя голосом приставку, и предлагает детям назвать общую часть слова. Речевой материал: Влететь, вбежать, впрыгнуть, выйти, выбежать, вылететь, прилететь, прибежать, принести, улететь, уйти, убежать, побежать, пойти, полететь, подбежать, подпрыгнуть, подлететь, отбежать, отпрыгнуть, отскочить, перейти, перебежать, перепрыгнуть, зайти, забежать, залететь, добежать, догнать, долететь.
2. «Лото». Детям раздаются картинки с изображением действий людей и предметов. Взрослый произносит предложения и предлагает детям закрыть соответствующую картинку фишкой.
3. «Чем отличаются слова?». Взрослый произносит ряд однокоренных слов, выделяя голосом приставку, и предлагает детям определить, чем отличаются слова. Речевой материал: Влететь, вылететь, прилететь, слететь, улететь, полететь; Побежать, подбежать, отбежать, убежать; Дойти, зайти, выйти, уйти, перейти, сойти; Въехать, наехать, подъехать, заехать, отъехать, съехать, переехать.
4. «Составь предложение». На наборном полотне располагаются картинки с изображением действий предметов и людей. Взрослый называет словосочетания и предлагает детям составить предложения с ними. Речевой материал: Переходить через улицу; влетать в клетку; выбегать из дома; отъезжать от гаража; заходить за угол; подъезжать к гаражу. 30. «Закончи слово». Взрослый произносит часть слова (приставку) и предлагает детям закончить слово, назвав его остальную часть. Образец: при – принести, пере – перейти. Речевой материал: в, вы, при, на, с, у, по, под, от, пере, за, до.
5. «Закончи предложение». На наборном полотне располагаются картинки с изображением действий предметов и людей. Взрослый произносит предикативные сочетания и предлагает детям закончить предложение. Мальчик перебегает… Птица влетает… Лодка отплывает… Машина подъезжает… Машина отъезжает… Бабушка выходит… Ребенок слезает… Девочка подбегает...
6. «Будь внимательным». Педагог предлагает детям внимательно прослушать предложения и по смыслу подобрать слово, сказав предложение правильно. - Рыбка к камню ( отплыла или подплыла ), от берега ( переплыла или отплыла), всю реку ( вплыла или переплыла ), - Бабочка к цветку (отлетела или подлетела), С ветки на цветок (облетела или перелетела), Вокруг капусты (влетела или облетела), В комнату (подлетела или влетела), -Лягушка к бревну (подпрыгнула или впрыгнула), На бревно (выпрыгнула или запрыгнула), С бревна (отпрыгнула или спрыгнула), От журавля (перепрыгнула или отпрыгнула).
7. «Приключения попугая». Педагог рассказывает историю о любопытном попугае Кеше, демонстрируя картинки. Затем произносит слово с предлогом и предлагает детям добавить другое, подходящее по смыслу. Образец: Кеша в клетку влетает. На клетку… В клетку… Из клетки… За клетку… Под клетку… Над клеткой…Из-за клетки…
8. «Помоги Незнайке». Педагог сообщает детям, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно. Он предлагает детям помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок. 1-й вариант. Хлопнуть в ладоши, если услышат неправильное словосочетание. 2-й вариант. Исправить, назвав правильный вариант. Улететь к клетке, подносить через дорогу, переходить через улицу, войти в дом, переходить из дома, отходить из дома, влететь из клетки, подлететь от клетки, подбежать к столу, зайти за угол, прилететь через реку, наехать с моста, съехать с горы, залезть под стол, забежать от машины, подбежать от стола
9. «Создай новое слово». Взрослый называет существительное и прилагательное и предлагает ребенку «создать» новое слово ( по образцу ) : Черные глаза – черноглазый Голубые глаза – Карие глаза - Зеленые глаза – Тонкие брови - Длинный нос – Большие глаза - Короткий хвост - Желтое брюхоВзрослый называет существительное и глагол и предлагает ребенку по образцу «создать» новое слово. Снег падает – снегопад Звезды падают - Мышей ловит – Сам катит – Листья падают – Книги любит – Сам летает - Пешком ходит – Сок выжимает – Пыль сосет – Трубу чистит – Сам сваливает – Лед колет – Рыбу ловит – Пчел разводит – Лес рубит – Везде ходит –
10. «Назови, кто это?» (образование существительных, обозначающих профессии людей) Работает на экскаваторе – Дрессирует зверей – Стеклит окна – Регулирует уличное движение – Чинит часы – Сваривает металлические конструкции – Кроет кровлю – Пилит дрова – Бетонирует – Носит вещи на вокзале – Точит ножи – Играет на баяне – Играет на барабане – Играет на гитаре – Играет на пианино – Водит такси – Играет на аккордеоне – Работает на бульдозере – Ткёт ткани – Играет на трубе – Играет на скрипке – Лечит больных – Водит трамвай, троллейбус – Строит дома – Учит детей в школе – Воспитывает детей в детском саду – Укрощает зверей в цирке – Смотрит за порядком в музее – Работает в буфете – Управляет самолётом – Управляет вертолётом – Стелет паркет – Чинит водопровод – Ухаживает за лесом – Ухаживает за садом – Проводит экскурсии в музее – Выращивает овощи – Выращивает скот – Доит коров – Ухаживает за телятами – Ухаживает за птицей – Вытачивает на станке детали – Варит сталь – Добывает уголь – Убирает дворы, улицы – Ловит рыбу – Выдаёт книги в библиотеке – Разносит почту – Чинит обувь – Шьёт одежду – Штукатурит – Готовит пищу – Печёт выпечку – Рубит лес – )
На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика.
При подборе лексического материала важно не то, к какому обобщению относятся слова, а то, что при ответе на вопросы логопеда дети должны пользоваться фразовой речью. Развитие у ребенка фразовой речи состоит в усложнении предложения за счет увеличения включаемых элементов (слов) и разнообразия их взаимодействия.
В каждом лексико-грамматическом занятии используется индивидуальный наглядный материал (картинки, фишки, схемы, условные обозначения). С его помощью контролируется усвоение детьми знаний и навыков, повышается активность дошкольников. Каждое занятие представляет собой совокупность дидактических игр, игровых приемов и упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными, результативными.
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает их по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.
Речевые игры, способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.