Формирование личности обучающихся с ТМНР через представление о себе и своем ближайшем окружении | Карюхина Ольга Владиленовна. Работа №351520
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования личности обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в коррекционной школе-интернате. Рассматриваются особенности становления представлений о себе и своем ближайшем окружении как ключевых компонентов формирования личности. Обозначается роль тьютора в создании условий для личностного развития таких обучающихся через организацию коррекционно-развивающей среды, ориентированной на формирование базовых представлений, социальных навыков и самоидентификации.
Ключевые слова: ТМНР, формирование личности, самоидентификация, представление о себе, коррекционно-развивающая среда, социальная адаптация, тьютор.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР ЧЕРЕЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И СВОЕМ БЛИЖАЙШЕМ ОКРУЖЕНИИ
Карюхина Ольга Владиленовна, тьютор
СКО школа-интернат VIII вида, Челябинская область, г. Миасс
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования личности обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в коррекционной школе-интернате. Рассматриваются особенности становления представлений о себе и своем ближайшем окружении как ключевых компонентов формирования личности. Обозначается роль тьютора в создании условий для личностного развития таких обучающихся через организацию коррекционно-развивающей среды, ориентированной на формирование базовых представлений, социальных навыков и самоидентификации.
Ключевые слова: ТМНР, формирование личности, самоидентификация, представление о себе, коррекционно-развивающая среда, социальная адаптация, тьютор.
Формирование личности обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) является одной из важнейших задач коррекционного образования. Личность рассматривается как совокупность психологических характеристик человека, включающая осознание себя как индивидуальности, взаимодействие с окружающим миром и способность к самостоятельным действиям. У обучающихся с ТМНР данные процессы требуют целенаправленного педагогического сопровождения, так как их когнитивные и эмоционально-волевые возможности зачастую значительно ограничены.
Особую роль в становлении личности обучающихся с ТМНР играет формирование представлений о себе и своем ближайшем окружении. Эти аспекты составляют основу самоидентификации, которая позволяет ребенку осознавать свое место в социуме и выстраивать взаимодействие с окружающими. Для обучающихся с ТМНР развитие представлений о себе связано с осознанием своего имени, внешнего вида, основных потребностей и эмоций. Представления о ближайшем окружении включают знания о родителях, педагогах, одноклассниках, а также об особенностях социальных отношений.
Формирование этих представлений требует от педагогов создания развивающей среды, учитывающей индивидуальные особенности детей, их уровень развития и потребности. Тьютор, как ключевая фигура сопровождения, играет здесь ведущую роль. Он организует педагогический процесс, ориентированный на развитие у обучающихся чувства безопасности, доверия и положительного восприятия себя. Это возможно благодаря индивидуализированному подходу, который включает коррекционно-развивающие программы, использование визуальной поддержки и игровых методов.
Важным этапом в формировании представлений о себе является развитие навыков самообслуживания и элементарной самостоятельности. Например, обучающиеся учатся различать свои личные вещи, называть части тела, определять свои потребности и выражать их доступным способом. Постепенное освоение этих навыков формирует у ребенка осознание своей уникальности и ценности, что является основой для дальнейшего личностного развития.
Развитие представлений о ближайшем окружении тесно связано с формированием социальных навыков. Дети с ТМНР обучаются узнавать и запоминать близких людей, устанавливать контакт с педагогами и сверстниками, а также соблюдать простейшие правила взаимодействия. Это способствует созданию у них ощущения принадлежности к коллективу, формированию доверия и укреплению эмоциональных связей.
Особое внимание уделяется использованию игровых и творческих форм работы. Игровая деятельность позволяет создать условия для обучения в непринужденной форме, стимулируя у детей интерес и желание взаимодействовать. Например, в процессе сюжетно-ролевых игр дети могут проигрывать ситуации из повседневной жизни, что способствует усвоению социальных ролей и правил поведения. Творческая деятельность, такая как рисование или аппликация, помогает развивать самовыражение и усиливать положительное отношение к себе.
Тьютор также активно использует различные виды наглядности и визуальных материалов. Таблицы с фотографиями близких людей, карточки с изображением эмоций, видеоролики и интерактивные программы помогают детям с ТМНР лучше понимать окружающий мир и закреплять изученный материал. Использование таких инструментов способствует формированию устойчивых ассоциаций и облегчает процесс запоминания.
Эффективность работы по формированию представлений о себе и своем окружении во многом зависит от тесного взаимодействия тьютора с семьей обучающегося. Родители и педагоги совместно создают единое образовательное пространство, где ребенок получает возможность закреплять полученные знания и навыки в разных условиях. Это позволяет обеспечить преемственность обучения и воспитания, а также повысить его эффективность.
Таким образом, процесс формирования личности обучающихся с ТМНР через развитие представлений о себе и своем ближайшем окружении является основой их социальной адаптации и интеграции в общество. Педагогическая деятельность тьютора направлена на создание условий, способствующих развитию у ребенка положительного восприятия себя, эмоциональной устойчивости и базовых социальных навыков. Эти усилия формируют основу для раскрытия потенциала ребенка и его успешного взаимодействия с окружающим миром.
Список литературы
1. Кротова В. Ю. Специальная педагогика : учебно-методическое пособие / В. Ю. Кротова, М. Е. Ретюнских. — Воронеж : ВГАС, 2024. — 55 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/431954
2. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методическое пособие / Т. Г. Неретина. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 376 с. — ISBN 978-5-9765-0127-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119532