Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование личности ребенка через игровые формы работы на уроках физкультуры | Пономарева Надежда Александровна . Работа №354170

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья рассматривает использование игровых форм на уроках физической культуры как эффективного метода формирования личности ребёнка. Описаны основные подходы к внедрению игровых методов, их влияние на физическое, социальное и эмоциональное развитие учащихся. Приводятся примеры игр, способствующих развитию лидерских качеств, коллективного духа и способности принимать решения в стрессовых ситуациях. Выделена роль учителя в организации игровой деятельности и её интеграции в образовательный процесс.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

 

Пономарева Надежда Александровна, учитель физической культуры

МБОУ ВМО «Огарковская средняя школа имени М.Г. Лобытова»

 

Аннотация. Статья рассматривает использование игровых форм на уроках физической культуры как эффективного метода формирования личности ребёнка. Описаны основные подходы к внедрению игровых методов, их влияние на физическое, социальное и эмоциональное развитие учащихся. Приводятся примеры игр, способствующих развитию лидерских качеств, коллективного духа и способности принимать решения в стрессовых ситуациях. Выделена роль учителя в организации игровой деятельности и её интеграции в образовательный процесс.

Ключевые слова: игровые формы, уроки физкультуры, формирование личности, лидерство, социализация, коллектив, физическое развитие, игровые методы, образовательный процесс.

 

Игра — одна из самых древних и естественных форм деятельности человека. Для детей школьного возраста она является не только способом активного времяпрепровождения, но и мощным инструментом развития. На уроках физической культуры игра занимает особое место, поскольку соединяет в себе обучение, движение и социализацию. Именно в игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, принимать решения, достигать целей и развивать важные личностные качества.

Игровые формы на уроках физической культуры способствуют формированию личности ребёнка через физическую активность и эмоциональное вовлечение. Во-первых, игры развивают такие качества, как смелость, настойчивость, умение работать в команде. Например, в игре "Переправа через реку" участники делятся на команды и с помощью специальных объектов (обручей, мячей) должны переправиться на другой берег, не касаясь земли. Такая игра требует от детей стратегического мышления, коллективной работы и физической ловкости.

Во-вторых, игровые формы помогают справляться с эмоциональными нагрузками. Участвуя в игре, ребёнок учится выражать свои эмоции, понимать чувства других, принимать победы и поражения. Например, игра "Капитаны" подразумевает соревнование между командами под руководством выбранных лидеров. В процессе дети учатся доверять капитану, распределять роли в команде и справляться с возможными конфликтами.

Кроме того, игры способствуют укреплению физического здоровья. Они повышают выносливость, координацию, гибкость и силу. Но важнее всего то, что дети выполняют физические упражнения с удовольствием, даже не замечая, как это связано с обучением. Например, игра "Охотники и утки", где одни дети бегают, а другие пытаются их догнать, улучшает скорость и реакцию, но воспринимается учениками как весёлое развлечение.

Формирование лидерских качеств — ещё один важный аспект игровой деятельности. В играх, где требуется распределение ролей и выполнение определённых задач, дети могут проявить свои организаторские способности. Это особенно полезно для тех, кто в обычной школьной обстановке остаётся в тени. Например, в игре "Организуй строй" один из учеников становится ведущим и отвечает за координацию действий группы. Это помогает ребёнку ощутить свою значимость, развить уверенность в себе и навыки коммуникации.

Социализация через игры — ещё одна ключевая цель уроков физкультуры. В игровой форме дети учатся уважать правила, понимать важность справедливости и ответственности. Такие игры, как "Футбол с условиями" (где каждому игроку даётся определённая задача, например, передача мяча только ногой или задание вести мяч по определённой траектории), учат детей соблюдать правила и учитывать интересы команды.

Роль учителя в организации игровой деятельности огромна. Педагог должен не только выбирать игры, соответствующие возрасту и уровню подготовки детей, но и уметь мотивировать их, создавать безопасные и комфортные условия для участия. Например, перед началом игры учитель может провести небольшую разминку в игровой форме, чтобы дети вошли в процесс с позитивным настроем.

Важно также использовать игры для формирования у детей нравственных качеств. Например, в играх на доверие, таких как "Слепой и проводник", где один участник с завязанными глазами должен пройти полосу препятствий под руководством напарника, развиваются эмпатия и ответственность. Такие игры помогают детям научиться доверять друг другу и заботиться о партнёрах.

Ещё одной эффективной методикой является постепенное усложнение игр, чтобы поддерживать интерес учеников. Например, если в начале обучения дети просто соревнуются в беге на короткие дистанции, то со временем можно добавлять элементы, требующие координации и командной работы, такие как эстафеты с препятствиями.

Игровые формы работы особенно эффективны в инклюзивных классах, где важно учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Игры позволяют детям с разным уровнем физической подготовки и способностями чувствовать себя частью коллектива. Например, в игре "Передай мяч по кругу" дети могут участвовать, независимо от их физических возможностей, что способствует развитию чувства принадлежности и равенства.

Таким образом, игровая деятельность на уроках физической культуры играет ключевую роль в формировании личности ребёнка. Она способствует развитию физических и социальных навыков, укреплению эмоционального здоровья, формированию нравственных качеств. Учитель физической культуры, используя игровые методы, помогает детям не только улучшить физическую форму, но и развить такие важные черты характера, как ответственность, лидерство, способность работать в команде. Именно через игру уроки физкультуры становятся не просто частью образовательной программы, но и важным этапом становления личности ребёнка.

 

Список литературы

Кузиева

Ф

.

И

.

Р

оль физической культуры в формировании личности

// Вопросы науки и образования. 2021. №4 (129).

Мухамедьяров

Н

.

Н

.

Формирование личности обучающегося средствами физической культуры // АНИ: педагогика и психология. 2018. №3 (24).

Ярлыкова

О. В.,

Дарманова

К. Использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×