Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование личностных, метапредметных и предметных умений и навыков в соответствии с требованиями обновленных ФГОС | Багандалиева Муъминат Зугумовна. Работа №346169

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В условиях реализации обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в области географии важным аспектом становится формирование личностных, метапредметных и предметных умений и навыков у обучающихся. В данной статье рассматриваются ключевые подходы и методы, способствующие развитию указанных умений в контексте современных требований образования. Обсуждаются примеры практической деятельности, которые помогают учащимся осваивать географические знания и навыки, а также развивать критическое мышление, умение работать в команде и решать проблемы.

Ключевые слова: ФГОС, личностные умения, метапредметные навыки, предметные знания, география, образовательные практики, критическое мышление.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
Багандалиева Муъминат Зугумовна, учитель географии
МКОУ Первомайская СОШ 1имени Героя Советского Союза
С.К. Курбанова
Аннотация: В условиях реализации обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в области географии важным аспектом становится формирование личностных, метапредметных и предметных умений и навыков у обучающихся. В данной статье рассматриваются ключевые подходы и методы, способствующие развитию указанных умений в контексте современных требований образования. Обсуждаются примеры практической деятельности, которые помогают учащимся осваивать географические знания и навыки, а также развивать критическое мышление, умение работать в команде и решать проблемы.
Ключевые слова: ФГОС, личностные умения, метапредметные навыки, предметные знания, география, образовательные практики, критическое мышление.
Современная образовательная система требует от учителей активного поиска новых методов и подходов к обучению, что особенно актуально в контексте внедрения обновленных ФГОС. Эти стандарты акцентируют внимание на необходимости интеграции различных типов умений и навыков, что является залогом успешного формирования компетенций у школьников. В географии, как учебном предмете, это представляет собой множество возможностей для реализации междисциплинарного подхода, который помогает учащимся не только усваивать знания, но и развивать необходимые навыки для жизни в современном мире.
Первое, на что следует обратить внимание, это личностные умения, которые предполагают развитие таких качеств, как инициативность, ответственность, саморегуляция и критическое мышление. Эти умения являются основой для формирования целостной личности, способной адаптироваться к различным условиям. В процессе изучения географии учащиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность, исследуя локальные проблемы и находя способы их решения. Например, проект по исследованию загрязнения местной реки может побудить учеников не только изучить географические аспекты, но и развить чувство ответственности за окружающую среду.
Метапредметные навыки, такие как умение работать в команде, коммуникативные способности и критическое мышление, также занимают важное место в образовательном процессе. В рамках уроков географии можно организовывать групповые проекты, где учащиеся будут работать над созданием картографических материалов или исследовательских отчетов. Работа в группе позволяет им развивать навыки общения и учит учитывать мнения других. Примером может служить задание, в котором учащиеся должны совместно исследовать последствия изменения климата в разных регионах мира и представить свои выводы в виде презентации. Это не только способствует усвоению материала, но и формирует навыки публичного выступления и аргументации.
Предметные знания, как неотъемлемая часть образовательного процесса, предполагают глубокое понимание географических процессов и явлений. Для их формирования важно использовать разнообразные методы преподавания. Одним из таких методов является проблемное обучение, которое акцентирует внимание на поиске решений реальных географических задач. Например, учащиеся могут исследовать, как природные катастрофы влияют на экономическое развитие региона, и предложить стратегии по минимизации ущерба. Это позволит им не только усвоить предметный материал, но и развить аналитические способности и умение применять знания на практике.
Важным аспектом реализации обновленных ФГОС является интеграция технологий в образовательный процесс. Использование геоинформационных систем (ГИС) в уроках географии открывает новые горизонты для формирования умений и навыков. Учащиеся могут использовать ГИС для анализа пространственных данных, что развивает их навыки работы с информацией и технологическими средствами. Например, изучая население и экономику различных стран, они могут создавать карты, визуализируя полученные данные, что делает изучение более наглядным и интересным.
Еще одним методом, способствующим развитию личностных и метапредметных умений, является использование кейс-методов. Обсуждение реальных кейсов позволяет учащимся погрузиться в проблематику и применять полученные знания на практике. Например, кейс о миграции населения может привести к обсуждению причин и последствий, что развивает критическое мышление и способность анализировать сложные ситуации.
Также стоит отметить, что формирование умений и навыков не ограничивается только рамками урока. Внеурочная деятельность, такие как экскурсии, исследования местных достопримечательностей и участие в экологических акциях, способствуют развитию личной ответственности и вовлеченности учащихся в изучение географии. Участие в подобных мероприятиях позволяет учащимся увидеть реальное применение географических знаний, что значительно повышает мотивацию к учебе.
Таким образом, формирование личностных, метапредметных и предметных умений и навыков в соответствии с требованиями обновленных ФГОС является многогранным и комплексным процессом. Учителям географии важно интегрировать разнообразные методы и подходы, способствующие развитию умений, необходимых для успешной социализации учащихся в современном обществе. Это требует не только знаний о географии, но и умения применять их в различных контекстах, что делает обучение более целостным и значимым для учащихся. Применение активных методов обучения, таких как проектная деятельность, проблемное обучение и использование современных технологий, способствует созданию учебной среды, в которой каждый ученик может реализовать свой потенциал и стать успешным в будущем.
Список литературы
Мансурова С.Е., Дощинский Р.А. Учебная деятельность как система учебных задач, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов // Ценности и смыслы. 2016. №6 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-deyatelnost-kak-sistema-uchebnyh-zadach-napravlennyh-na-dostizhenie-lichnostnyh-metapredmetnyh-i-predmetnyh-rezultatov
Осинина Т.Н. Развитие способностей обучающихся на уроке в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sposobnostey-obuchayuschihsya-na-uroke-v-usloviyah-realizatsii-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov
Фалькенберг В.Л., Мазбаев О.Б. Развитие исследовательских умений на уроках географии // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2023. №1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-issledovatelskih-umeniy-na-urokah-geografii
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×