Формирование личностных результатов обучения младших школьников на уроках математики | Максименкова Алла Владимировна. Работа №347361
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования личностных результатов обучения младших школьников на уроках математики. Описываются педагогические подходы, которые способствуют развитию у учащихся таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность, а также умение принимать решения и работать в коллективе. Особое внимание уделяется тому, как учебный процесс на математических уроках может способствовать не только приобретению академических знаний, но и формированию личностных качеств, необходимых для успешной социализации и дальнейшего развития школьников.
Ключевые слова: личностные результаты, младшие школьники, урок математики, формирование личности, образовательные результаты, социализация.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Максименкова Алла Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ МО ГК “СОШ № 3 им. Дамаскина И.Ф
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования личностных результатов обучения младших школьников на уроках математики. Описываются педагогические подходы, которые способствуют развитию у учащихся таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность, а также умение принимать решения и работать в коллективе. Особое внимание уделяется тому, как учебный процесс на математических уроках может способствовать не только приобретению академических знаний, но и формированию личностных качеств, необходимых для успешной социализации и дальнейшего развития школьников.
Ключевые слова: личностные результаты, младшие школьники, урок математики, формирование личности, образовательные результаты, социализация.
Формирование личностных результатов является важной задачей современного образования. С развитием компетентностного подхода обучение в школе ориентировано не только на передачу знаний, но и на всестороннее развитие личности ученика. В этом контексте уроки математики могут стать не просто средством освоения арифметических операций и математических понятий, но и важным инструментом для воспитания личностных качеств младших школьников. Математика, как дисциплина, требует от учащихся точности, логичности и системности мышления, что способствует развитию таких черт, как ответственность, целеустремлённость и умение доводить начатое дело до конца.
Личностные результаты обучения включают в себя формирование внутренней мотивации, нравственных и социальных качеств, критического и самостоятельного мышления. На уроках математики эти результаты могут проявляться в умении школьников самостоятельно находить решения задач, взаимодействовать со сверстниками в ходе групповой работы и принимать ответственность за свои ошибки.
Младший школьный возраст является ключевым периодом для становления личности ребёнка. В этом возрасте у детей формируются основы ценностных ориентаций, мировоззрения, мотивации к учебной деятельности. Учитель начальных классов играет важнейшую роль в развитии этих качеств, так как его педагогические приёмы и подходы оказывают непосредственное влияние на восприятие детьми учебного процесса. В условиях современного образовательного стандарта перед педагогом стоит задача не только дать знания, но и способствовать развитию личности ребёнка через учебную деятельность.
На уроках математики педагог может использовать различные методики для формирования личностных результатов. Например, при решении математических задач ученик не только осваивает те или иные понятия, но и учится планировать свои действия, принимать решения и анализировать их последствия. Важно, чтобы учитель создавал условия, в которых дети могут осознанно подходить к процессу решения задач, видели свою ответственность за результаты своей работы. Это способствует развитию самостоятельности, уверенности в своих силах и критического мышления.
Кроме того, взаимодействие с другими учениками во время групповой работы развивает у школьников такие качества, как умение сотрудничать, слушать и уважать мнение других. Эти навыки являются важными компонентами личностного развития, так как помогают формировать у ребёнка навыки социального взаимодействия и коммуникативную компетентность.
Одной из ключевых задач уроков математики является развитие у школьников ответственности за выполнение заданий и самостоятельности в принятии решений. Эти личностные качества формируются в процессе работы над математическими задачами, которые требуют от ученика концентрации внимания, планирования и точности. Важно, чтобы учащиеся понимали, что успешное выполнение задания зависит не только от знаний, но и от их усилий, целеустремлённости и умения доводить начатое дело до конца.
Учитель может способствовать развитию этих качеств, предоставляя учащимся возможность самостоятельно находить решения задач и анализировать свои ошибки. Например, после выполнения задания педагог может предложить ученикам обсудить, почему были допущены те или иные ошибки, как можно было бы их избежать. Такой подход развивает у школьников критическое мышление и умение анализировать свои действия, что является важным аспектом личностного развития.
Кроме того, самостоятельность и ответственность можно формировать через поощрение учеников к самостоятельной работе с дополнительными материалами или задачами повышенной сложности. Таким образом, учитель помогает учащимся развивать инициативу и стремление к самосовершенствованию.
Уроки математики могут способствовать развитию у школьников навыков социального взаимодействия. Одним из эффективных способов формирования социальной компетентности является групповая работа. В процессе совместного решения задач ученики учатся договариваться, обсуждать варианты решений, выслушивать мнение других и искать компромиссные решения. Это помогает развивать такие качества, как терпимость, уважение к другим и умение работать в команде.
Важную роль в формировании социальной компетентности играет и создание на уроках атмосферы взаимного уважения и поддержки. Учитель должен поощрять взаимодействие между учениками, помогать им осознавать важность сотрудничества и взаимопомощи. Особенно это важно для тех детей, которые могут испытывать трудности в учёбе. В таких ситуациях поддержка со стороны одноклассников и педагога помогает ученикам преодолевать неуверенность в своих силах и развивать личностные качества, связанные с социальной адаптацией.
Формирование личностных результатов обучения младших школьников на уроках математики является важной частью образовательного процесса. Уроки математики могут способствовать развитию у детей таких качеств, как самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, умение работать в коллективе и принимать решения. Используя современные педагогические методики и подходы, учитель может не только эффективно обучать математике, но и способствовать всестороннему развитию личности каждого ребёнка. Таким образом, математическое образование в начальной школе играет важную роль не только в развитии когнитивных навыков, но и в формировании личностных качеств, необходимых для успешной социализации и дальнейшего обучения.
Список литературы
1. Голубева С. В. Использование метода «Шесть думательных шляп» Э. де Боно для формирования у младших школьников личностных результатов начального общего образования / С. В. Голубева, Д. С. Крылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 178-180.
2. Тайлакова Е. В. Формы работы по развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках математики / Е. В. Тайлакова, О. В. Веселова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 190-192.