Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр | Пантюхина Роза Карленовна. Работа №350512

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста — это важный этап их развития, который закладывает основы для будущих успехов в обучении. Одним из наиболее эффективных методов освоения математических понятий в детском саду являются дидактические игры. Статья рассматривает роль дидактических игр в процессе формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста, даются примеры таких игр и акцентируется внимание на их значении для развития логического мышления, понимания числовых понятий, пространственных ориентаций и навыков счета.

Ключевые слова: математические представления, младший дошкольный возраст, дидактические игры, числа, логика, счет, воспитатель.

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 

Пантюхина Роза Карленовна, воспитатель

МКДОУ ЦРР ДС № 37 с. Чугуевка

 

Аннотация. Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста — это важный этап их развития, который закладывает основы для будущих успехов в обучении. Одним из наиболее эффективных методов освоения математических понятий в детском саду являются дидактические игры. Статья рассматривает роль дидактических игр в процессе формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста, даются примеры таких игр и акцентируется внимание на их значении для развития логического мышления, понимания числовых понятий, пространственных ориентаций и навыков счета.

Ключевые слова: математические представления, младший дошкольный возраст, дидактические игры, числа, логика, счет, воспитатель.

 

Дошкольный возраст — это период, когда дети активно осваивают основы математики, знакомятся с числами, формами, величинами, а также начинают развивать логическое мышление. Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет) является особенно важным этапом в становлении этих навыков, так как именно в этот период закладываются первые основы математического образования. Однако сам процесс обучения не должен быть скучным или чрезмерно сложным для детей этого возраста. Математика должна быть частью их повседневной жизни и восприниматься как увлекательная игра. И здесь на помощь приходят дидактические игры — незаменимый инструмент, который помогает детям усваивать математические представления через активное вовлечение и практическое взаимодействие с окружающим миром.

В первую очередь важно понимать, что для детей младшего дошкольного возраста математика — это не сухие числа и сложные абстрактные понятия. Это игра с объектами, счет предметов, нахождение различных форм, сравнение размеров и расставление объектов по определенному порядку. И одним из наиболее действенных методов является использование дидактических игр, которые делают обучение естественным и радостным процессом.

Примером дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста может служить игра с «счетными палочками». В процессе игры дети не просто учат числа, но и развивают свои логические и когнитивные навыки. Воспитатель может предложить детям сосчитать количество палочек, затем предложить выложить их в ряд, добавить или убавить палочки, и на основе этого объяснить, что «одна палочка» — это единица, а «две палочки» — это уже два, и так далее. Такая игра помогает не только запомнить числа, но и увидеть их в реальной жизни, почувствовать, что числа могут быть не абстрактными, а вполне осязаемыми и используемыми для решения практических задач.

Для детей младшего дошкольного возраста важна визуализация математических понятий, и дидактические игры прекрасно решают эту задачу. Например, игра «Сколько игрушек на столе?» представляет собой задачу, в которой дети должны сосчитать предметы на столе, сравнить их количество, понять, что числа представляют собой абстрактные, но вполне конкретные значения. Воспитатель ставит перед детьми задачу посчитать игрушки, затем предложить их «поделить» на несколько групп (по цвету, форме или размеру), и в итоге дети не только учат числа, но и развивают навыки классификации, что является важной частью математического образования.

Кроме того, в младшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать понятия величины. Дидактические игры помогают детям на практике понять разницу между большими и маленькими, длинными и короткими предметами. Например, в игре «Найди пару» дети могут взять два предмета одинаковой величины, а затем — два предмета разных размеров. В процессе игры дети начинают осознавать, что предметы могут быть большими, маленькими, длинными или короткими, и учат их сравнивать, что является основой для дальнейшего освоения более сложных математических понятий.

Развитие пространственных представлений также является важной частью математического образования младших дошкольников, и дидактические игры могут эффективно способствовать этому процессу. Например, игра «Где, какой предмет?» учит детей ориентироваться в пространстве и распознавать объекты по их расположению. Воспитатель может предложить детям задание: найти игрушку, которая лежит «справа» от другого предмета или «вверх» от другого. Такие простые задания помогают детям осознать такие пространственные отношения, как «справа», «слева», «вверх», «вниз», «перед» и «за», что является основой для более сложных понятий, таких как координатная сетка, ориентировка в пространстве и т.д.

Дидактические игры способствуют развитию не только когнитивных навыков, но и эмоциональных. Дети младшего дошкольного возраста учат быть внимательными, терпеливыми, ответственными, взаимодействуя друг с другом в играх. Они учат слушать воспитателя, соблюдать правила игры, договариваться о ходе событий. Например, в игре «Кто быстрее сосчитает?» дети учат быть внимательными, работать в группе, следить за порядком счета и помогать друг другу.

Кроме того, дидактические игры помогают развивать у детей навыки самообслуживания и независимости, которые также связаны с математическими представлениями. Например, игра «Положи игрушки в коробку» помогает детям осознать, что можно организовать вещи по определенным признакам (цвету, форме, размеру), а также помогает развивать мелкую моторику, что также важно для математического мышления.

Особенностью дидактических игр является то, что они легко адаптируются под различные темы и уровни сложности. Игры могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповые игры особенно полезны для формирования социальных навыков у детей, например, в игре «Математическая эстафета» дети выполняют задания по очереди, считают количество предметов или выстраивают фигуры по шаблону. Такие игры способствуют не только математическому, но и социальному развитию детей, их способности работать в команде, помогать друг другу.

Очень важным моментом является то, что все дидактические игры должны быть мотивированы для детей. Они должны быть яркими, интересными, с элементами творчества. Например, в игре «Веселые числа» дети могут играть с картинками с изображением разных предметов, которые нужно сосчитать, а затем расположить на игровом поле, соответствующем числам. Такая игра не только помогает запомнить числа, но и развивает у детей интерес к математике.

Таким образом, дидактические игры являются не только эффективным, но и увлекательным способом формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Через игру дети осваивают числа, величины, формы, развивают логическое мышление, учат работать в команде и самостоятельно решать задачи. Важно, чтобы воспитатель создавал игровую среду, в которой дети могли бы активно взаимодействовать с математическими понятиями и видеть их применение в реальной жизни. Это создаст прочную основу для дальнейшего изучения математики и развития познавательных навыков в будущем.

 

Список литературы

Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. –

201

6. – № 6.

Богданова, О. С. Использование сказок в обучении математике дошкольников.  Начальная школа -

2017, с. 52-55.

Короткова, Е. П., Потапова, Т. А. Дидактические игры в развитии математических способностей дошкольников. М.: Просвещение, 20

2

3.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×