Формирование математических способностей с помощью развивающих игр. | Новокрещенова Татьяна Алексеевна. Работа №319884
«Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр». Старшая группа.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(В А. Сухомлинский)
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию математических способностей детей с помощью развивающих игр.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы: В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
«Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр». Старшая группа.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(В А. Сухомлинский)
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию математических способностей детей с помощью развивающих игр.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы: В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Уважаемые коллеги!
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3.Все психологические новообразования берут начало в игре.
4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Начиная работу было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.
Один из тестов помогает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображением пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:
1. «Математический домик» - украшен цифрами
2. Домик для грамоты – буквами
3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
4. Игрушка – здесь можно играть
5. Сказочный домик – где живут сказки
Воспитатель спрашивает ребенка:
Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – играть. В пятом познакомиться с буквами и научиться читать. В каком домике тебе буде интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?
Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится «посетить» этот домик.
Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.
1.Начнем с первого игрового задания «Вылепи цифру»
Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ее в ответ^
1)Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою (4)
2)Эта циферка с секретом
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова (8).
3)Цифру эту угадайка!
Она большая зазнавайка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру (3).
2.Тренажер «Бусинки»
Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание
Задачи:
развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;
воспитывать внимательность, усидчивость;
развивать мелкую моторику рук.
Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.
Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.
Затем решают простейшие задачи:
1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)
2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)
Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.
3.Тренажер «Цветные ладошки»
Цель: формирование элементарных математических представлений
Задачи: развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве; обучать счету; развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?
8. Задай маршрут движения товарищу
Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек
4.А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки»-эта игра может служить динамической паузой.
Задания:
а) Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (2)
б) Ножкой топни столько раз, сколько ежиков у нас (7)
в) Сколько покажу кружков, столько выполни прыжков (3)
г) Мы присядем столько раз. Сколько бабочек у нас (4)
д) Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (5)
5.Играем дальше: «Ориентировка во времени»
«Кто знает- тот отвечает!
-Четверг-какой по счету?
-Какой день недели будет после вторника?
-Сегодня пятница-какой день завтра?
-Какой день недели 1? 2? 5? (по счету)
Очень хорошо.
«Количество и счет»
-Игра «Кто знает тот отвечает
-«Назови числа до 6» (5,4,0,3,2,1)
-«Назови числа после 7» (8,9,10)
-Сколько углов у треугольника? А у квадрата?
-Сколько дней в недели?
-Сколько пальцев на одной руке? А на двух?
-Сколько сигналов светофора?
-Сколько рук у человека?
-сколько ног у жука? А у паука?
-Сколько ножек у стола?
-Сколько жирафов живет у нас в квартире?
-МОЛОДЦЫ!
Спасибо за внимание и активное участие