Название статьи:
Формирование математической грамотности обучающихся через решения практико- ориентированных задач | Люлина Марина Анатольевна. Работа №342139
Дата публикации:
04.09.2024
Автор:
Люлина Марина Анатольевна
Описание:
Аннотация. В статье рассматривается подход к формированию математической грамотности обучающихся через решение практико-ориентированных задач. Описываются основные принципы и методы работы, направленные на развитие у учащихся навыков применения математических знаний в реальных жизненных ситуациях. Подчеркивается важность практической направленности задач для повышения интереса к математике и укрепления навыков критического мышления и самостоятельного решения проблем.
Ключевые слова: математическая грамотность, практико-ориентированные задачи, критическое мышление, реальная жизнь, самостоятельное решение проблем.
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЯ ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
Люлина Марина Анатольевна, учитель математики
МБОУ Большеполянская ООШ, Республика Татарстан с. Большие Полянки
Аннотация. В статье рассматривается подход к формированию математической грамотности обучающихся через решение практико-ориентированных задач. Описываются основные принципы и методы работы, направленные на развитие у учащихся навыков применения математических знаний в реальных жизненных ситуациях. Подчеркивается важность практической направленности задач для повышения интереса к математике и укрепления навыков критического мышления и самостоятельного решения проблем.
Ключевые слова: математическая грамотность, практико-ориентированные задачи, критическое мышление, реальная жизнь, самостоятельное решение проблем.
Формирование математической грамотности является одной из ключевых задач современного образования. Математическая грамотность подразумевает не только знание и понимание математических понятий и процедур, но и способность применять эти знания для решения реальных жизненных задач. Практико-ориентированные задачи играют важную роль в этом процессе, так как они позволяют учащимся увидеть практическое значение математики и развить навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Практико-ориентированные задачи представляют собой задания, которые требуют от учащихся применения математических знаний и умений для решения реальных проблем. Эти задачи помогают учащимся осознать, что математика — это не просто абстрактная наука, а важный инструмент для решения конкретных задач, которые могут возникнуть в повседневной жизни, профессиональной деятельности или других областях.
Например, задача может заключаться в расчете расходов на организацию мероприятия, анализе данных о потреблении электроэнергии, планировании бюджета или разработке маршрута для поездки с учетом различных факторов. Решение таких задач требует от учащихся не только знаний математических формул и методов, но и способности анализировать информацию, принимать решения и предлагать оптимальные решения.
Для эффективного использования практико-ориентированных задач в учебном процессе важно организовать работу таким образом, чтобы задачи были доступны и интересны для учащихся. Один из подходов — это интеграция таких задач в каждодневные уроки, где они могут использоваться в качестве упражнений для закрепления пройденного материала. Например, после изучения темы Пропорции учащиеся могут решать задачи, связанные с расчетом скидок в магазинах или анализом пропорций ингредиентов в рецепте.
Групповая работа над практико-ориентированными задачами также является эффективным методом. Учащиеся могут работать в малых группах, обсуждать возможные решения, делиться идеями и совместно разрабатывать подходы к решению задач. Это способствует развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде, а также критического мышления и способности анализировать различные точки зрения.
Кроме того, важно, чтобы учащиеся могли видеть результаты своей работы и понимать, как их решения влияют на реальные ситуации. Для этого учитель может организовывать презентации результатов, где учащиеся представляют свои решения и обсуждают их с классом. Такая практика помогает учащимся развивать уверенность в своих силах и способность аргументировать свои решения.
Практико-ориентированные задачи могут охватывать широкий спектр тем и уровней сложности, что позволяет адаптировать их под различные возрастные группы и уровни подготовки учащихся. Например:
Задачи на финансовую грамотность: учащиеся могут рассчитывать проценты по вкладам, анализировать кредитные предложения или планировать семейный бюджет.
Задачи на экологическую тематику: анализ данных о потреблении воды и электроэнергии, расчет экономии ресурсов при использовании энергоэффективных технологий.
Задачи на транспортную тематику: разработка маршрутов для поездок, расчет времени и стоимости поездки с учетом различных видов транспорта.
Задачи на планирование мероприятий: расчеты, связанные с организацией школьных праздников, экскурсий или других мероприятий, включая бюджетирование, планирование времени и ресурсов.
Решение практико-ориентированных задач способствует формированию у учащихся целого ряда ключевых компетенций, включая критическое мышление, аналитические способности и навыки принятия решений. Эти задачи помогают учащимся лучше понять и усвоить математические концепции, так как они видят их применение в реальных ситуациях. Кроме того, практико-ориентированные задачи развивают у учащихся уверенность в своих математических способностях и повышают их мотивацию к изучению предмета.
Еще одним важным аспектом является подготовка учащихся к реальной жизни. Способность применять математические знания для решения конкретных задач является важным навыком, который пригодится учащимся не только в их дальнейшей учебе, но и в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Это способствует формированию у них устойчивой математической грамотности, которая необходима для успешного функционирования в современном обществе.
В заключение следует отметить, что формирование математической грамотности через решение практико-ориентированных задач представляет собой эффективный подход к обучению, который помогает учащимся осознать значимость математики и развить важные навыки, необходимые для решения реальных проблем. Такие задачи делают процесс обучения более интересным и мотивирующим, способствуют углубленному пониманию математических концепций и формируют у учащихся навыки критического мышления и самостоятельного принятия решений. Интеграция практико-ориентированных задач в учебный процесс является важным шагом к созданию условий для всестороннего развития учащихся и их подготовки к успешной жизни в современном мире.
Список литературы
Алексеева Е. Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 214-218.
Ахаимов С. В., Бодряков В. Ю. К вопросу о формировании функциональной математической грамотности у обучающихся основной общей школы с помощью задач практико-ориентированного содержания // Екатеринбург, 2022. С. 112-122.
Скачать работу
Люлина Марина Анатольевна, учитель математики
МБОУ Большеполянская ООШ, Республика Татарстан с. Большие Полянки
Аннотация. В статье рассматривается подход к формированию математической грамотности обучающихся через решение практико-ориентированных задач. Описываются основные принципы и методы работы, направленные на развитие у учащихся навыков применения математических знаний в реальных жизненных ситуациях. Подчеркивается важность практической направленности задач для повышения интереса к математике и укрепления навыков критического мышления и самостоятельного решения проблем.
Ключевые слова: математическая грамотность, практико-ориентированные задачи, критическое мышление, реальная жизнь, самостоятельное решение проблем.
Формирование математической грамотности является одной из ключевых задач современного образования. Математическая грамотность подразумевает не только знание и понимание математических понятий и процедур, но и способность применять эти знания для решения реальных жизненных задач. Практико-ориентированные задачи играют важную роль в этом процессе, так как они позволяют учащимся увидеть практическое значение математики и развить навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Практико-ориентированные задачи представляют собой задания, которые требуют от учащихся применения математических знаний и умений для решения реальных проблем. Эти задачи помогают учащимся осознать, что математика — это не просто абстрактная наука, а важный инструмент для решения конкретных задач, которые могут возникнуть в повседневной жизни, профессиональной деятельности или других областях.
Например, задача может заключаться в расчете расходов на организацию мероприятия, анализе данных о потреблении электроэнергии, планировании бюджета или разработке маршрута для поездки с учетом различных факторов. Решение таких задач требует от учащихся не только знаний математических формул и методов, но и способности анализировать информацию, принимать решения и предлагать оптимальные решения.
Для эффективного использования практико-ориентированных задач в учебном процессе важно организовать работу таким образом, чтобы задачи были доступны и интересны для учащихся. Один из подходов — это интеграция таких задач в каждодневные уроки, где они могут использоваться в качестве упражнений для закрепления пройденного материала. Например, после изучения темы Пропорции учащиеся могут решать задачи, связанные с расчетом скидок в магазинах или анализом пропорций ингредиентов в рецепте.
Групповая работа над практико-ориентированными задачами также является эффективным методом. Учащиеся могут работать в малых группах, обсуждать возможные решения, делиться идеями и совместно разрабатывать подходы к решению задач. Это способствует развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде, а также критического мышления и способности анализировать различные точки зрения.
Кроме того, важно, чтобы учащиеся могли видеть результаты своей работы и понимать, как их решения влияют на реальные ситуации. Для этого учитель может организовывать презентации результатов, где учащиеся представляют свои решения и обсуждают их с классом. Такая практика помогает учащимся развивать уверенность в своих силах и способность аргументировать свои решения.
Практико-ориентированные задачи могут охватывать широкий спектр тем и уровней сложности, что позволяет адаптировать их под различные возрастные группы и уровни подготовки учащихся. Например:
Задачи на финансовую грамотность: учащиеся могут рассчитывать проценты по вкладам, анализировать кредитные предложения или планировать семейный бюджет.
Задачи на экологическую тематику: анализ данных о потреблении воды и электроэнергии, расчет экономии ресурсов при использовании энергоэффективных технологий.
Задачи на транспортную тематику: разработка маршрутов для поездок, расчет времени и стоимости поездки с учетом различных видов транспорта.
Задачи на планирование мероприятий: расчеты, связанные с организацией школьных праздников, экскурсий или других мероприятий, включая бюджетирование, планирование времени и ресурсов.
Решение практико-ориентированных задач способствует формированию у учащихся целого ряда ключевых компетенций, включая критическое мышление, аналитические способности и навыки принятия решений. Эти задачи помогают учащимся лучше понять и усвоить математические концепции, так как они видят их применение в реальных ситуациях. Кроме того, практико-ориентированные задачи развивают у учащихся уверенность в своих математических способностях и повышают их мотивацию к изучению предмета.
Еще одним важным аспектом является подготовка учащихся к реальной жизни. Способность применять математические знания для решения конкретных задач является важным навыком, который пригодится учащимся не только в их дальнейшей учебе, но и в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Это способствует формированию у них устойчивой математической грамотности, которая необходима для успешного функционирования в современном обществе.
В заключение следует отметить, что формирование математической грамотности через решение практико-ориентированных задач представляет собой эффективный подход к обучению, который помогает учащимся осознать значимость математики и развить важные навыки, необходимые для решения реальных проблем. Такие задачи делают процесс обучения более интересным и мотивирующим, способствуют углубленному пониманию математических концепций и формируют у учащихся навыки критического мышления и самостоятельного принятия решений. Интеграция практико-ориентированных задач в учебный процесс является важным шагом к созданию условий для всестороннего развития учащихся и их подготовки к успешной жизни в современном мире.
Список литературы
Алексеева Е. Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 214-218.
Ахаимов С. В., Бодряков В. Ю. К вопросу о формировании функциональной математической грамотности у обучающихся основной общей школы с помощью задач практико-ориентированного содержания // Екатеринбург, 2022. С. 112-122.