Формирование математической грамотности в условиях реализации ФГОС нового поколения | Мой кабинет. Работа №351746. Номер работы: №351746
Математическая грамотность - одна из составляющих функциональной грамотности. Само понятие математической грамотности появилось в 1991году. Математическая грамотность определяется как способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.
Формирование математической грамотности в условиях реализации ФГОС нового поколения
Математическая грамотность - одна из составляющих функциональной грамотности. Само понятие математической грамотности появилось в 1991году. Математическая грамотность определяется как способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.
В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах. Учителя математики наряду с формированием предметных знаний и умений обеспечивают развитие у обучающихся математической грамотности. В дальнейшем это умение будет способствовать успешной социализации выпускника школы во взрослой жизни.
Для оценки качества образования существует единая система – это ВПР, PISA, НИКО, ГИА, олимпиады. Эта система позволяет оценить не только предметные результаты, но и уровень сформированности функциональной грамотности и математической грамотности в частности. По последним результатам исследований PISA (2021) год обучающиеся из России занимают места чуть выше среднего из 65 стран.
Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Формирование функциональной математической грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную математическую грамотность. Образовательных технологий очень много, расскажу о тех, которые применяю я.
Одно из ведущих мест отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» — это то, что выдвигается самим учеником в процессе обучения для выполнения в познавательных целях. Решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебную задачу школьники решают путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.
Виды учебных задач:
задания, в которых имеются лишние данные;
задания с противоречивыми данными;
задания, в которых данных недостаточно для решения;
многовариативные
задания (имеют несколько вариантов решения).
Современные требования к результатам обучения математики включают помимо овладения предметными знаниями умения применять их в ситуациях повседневной жизни, при решении практических задач.
Классификация задач:
Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, которые изучались на разных этапах и в разных его разделах.
Межпредметные
задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных.
Ситуационные задачи:
не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают увидеть и понять, как и где могут быть полезны в будущем знания из различных предметных областей.
Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной жизни. Для того
,
чтобы решить задачу, нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче берутся из реальной действительности.
Практико-ориентированные задачи являются одним из важнейших элементов в развитии математической грамотности учащихся.
Особенности практико-ориентированных задач, отличающие их от других математических задач:
значимость (общекультурная, познавательная, про
фессиональная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося);
условие задачи сформулировано как сюжет, ситу
ация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного пред
мета — математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи;
информация и данные в задаче могут быть пред
ставлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что потребует распознавания объектов;
указание (явное или неявное) области применения результата решения;
нестандартная структура (когда некоторые эле
менты не определены);
наличие избыточных, недостающих и противоре
чивых данных в условии, делающих его объемным;
наличие нескольких способов решения, причем, не все из них могут быть известны учащимся.
Решение практико-ориентированных задач является лучшим тренажером математической грамотности. В чем я убедилась на собственном опыте.
Взаимодействуя с окружающей действительностью, дети лучше усваивают материал и приобретают первичный опыт использования математических знаний в быту, повышают свой уровень математической грамотности.
Могу отметить положительные моменты, связанные с решением практико-ориентированных задач:
повышение мотивации учащихся к получению новых знаний;
более осмысленное освоение нового материала;
стремление к творческой и исследовательской дея
тельности;
приобретение навыков самостоятельной и коллек
тивной работы;
осознание учащимися важности математики, как науки, приносящей реальную пользу в повседневной жизни.
Систематическое решение практико-ориентированных задач на уроках математики, несомненно, дает хорошие результаты, повышая уровень математической грамотности учащихся. Решение практико-ориентированных задач готовит их не только к сдаче ОГЭ, где первые пять заданий являются практико-ориентированными, но и дает ценные навыки по применению математических знаний в реальной жизни.
На сегодняшний день у учителя математики есть широкие возможности развития математической грамотности. Использование проблемных ситуаций, практических заданий, занимательных задач, интернет-тестирование позволяет ориентировать процесс обучения на формирование математической грамотности.
Однако важно правильно привязывать практические задания к темам, не подменять изучение теоретического материала частными практическими случаями, учить устанавливать ассоциации практических ситуаций с математическими законами, понятиями, взаимосвязями.
Таким образом, в целях развития и повышения качества математического образования необходимо продолжить поиски новых методов и форм обучения, делая акцент на формирование математической грамотности учащихся.
В конце хочу процитировать швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци
« Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».
Спасибо за внимание