Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование математической грамотности в условиях реализации ФГОС нового поколения | Мой кабинет. Работа №351748. Номер работы: №351748

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Математическая грамотность - одна из составляющих функциональной грамотности. Само понятие математической грамотности появилось в 1991году. Математическая грамотность  определяется как  способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.

Формирование математической грамотности в условиях реализации ФГОС нового поколения

Математическая грамотность - одна из составляющих функциональной грамотности. Само понятие математической грамотности появилось в 1991году. Математическая грамотность определяется как способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.

В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах. Учителя математики наряду с формированием предметных знаний и умений обеспечивают развитие у обучающихся математической грамотности. В дальнейшем это умение будет способствовать успешной социализации выпускника школы во взрослой жизни.

Для оценки качества образования существует единая система – это ВПР, PISA, НИКО, ГИА, олимпиады. Эта система позволяет оценить не только предметные результаты, но и уровень сформированности функциональной грамотности и математической грамотности в частности. По последним результатам исследований PISA (2021) год обучающиеся из России занимают места чуть выше среднего из 65 стран.

Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Формирование функциональной математической грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную математическую грамотность. Образовательных технологий очень много, расскажу о тех, которые применяю я.

Одно из ведущих мест отводится учебной задаче.  Термин «учебная задача» — это то, что выдвигается самим учеником в процессе обучения для выполнения в познавательных целях. Решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебную задачу школьники решают путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.

Виды учебных задач:

задания, в которых имеются лишние данные;

задания с противоречивыми данными;

задания, в которых данных недостаточно для решения;

многовариативные

задания (имеют несколько вариантов решения).

Современные требования к результатам обучения математики включают помимо овладения предметными знаниями умения применять их в ситуациях повседневной жизни, при решении практических задач.

Классификация задач:

Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, которые изучались на разных этапах и в разных его разделах.

Межпредметные

задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных.   

Ситуационные задачи:

 

не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают увидеть и понять, как и где могут быть полезны в будущем знания из различных предметных областей.

Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной жизни. Для того

,

чтобы решить задачу, нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче берутся из реальной действительности.

Практико-ориентированные задачи являются одним из важнейших элементов в развитии математической грамотности учащихся.

Особенности практико-ориентированных задач, отличающие их от других математических задач:

значимость (общекультурная, познавательная, про

фессиональная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося);

условие задачи сформулировано как сюжет, ситу

ация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного пред

мета — математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи;

информация и данные в задаче могут быть пред

ставлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что потребует распознавания объектов;

указание (явное или неявное) области применения результата решения;

нестандартная структура (когда некоторые эле

менты не определены);

наличие избыточных, недостающих и противоре

чивых данных в условии, делающих его объемным;

наличие нескольких способов решения, причем, не все из них могут быть известны учащимся.

Решение практико-ориентированных задач является лучшим тренажером математической грамотности. В чем я убедилась на собственном опыте.

Взаимодействуя с окружающей действительностью, дети лучше усваивают материал и приобретают первичный опыт использования математических знаний в быту, повышают свой уровень математической грамотности.

Могу отметить положительные моменты, связанные с решением практико-ориентированных задач:

повышение мотивации учащихся к получению новых знаний;

более осмысленное освоение нового материала;

стремление к творческой и исследовательской дея

тельности;

приобретение навыков самостоятельной и коллек

тивной работы;

осознание учащимися важности математики, как науки, приносящей реальную пользу в повседневной жизни.

Систематическое решение практико-ориентированных задач на уроках математики, несомненно, дает хорошие результаты, повышая уровень математической грамотности учащихся. Решение практико-ориентированных задач готовит их не только к сдаче ОГЭ, где первые пять заданий являются практико-ориентированными, но и дает ценные навыки по применению математических знаний в реальной жизни.

На сегодняшний день у учителя математики есть широкие возможности развития математической грамотности.  Использование проблемных ситуаций, практических заданий, занимательных задач, интернет-тестирование позволяет ориентировать процесс обучения на формирование математической грамотности.

Однако важно правильно привязывать практические задания к темам, не подменять изучение теоретического материала частными практическими случаями, учить устанавливать ассоциации практических ситуаций с математическими законами, понятиями, взаимосвязями.

Таким образом, в целях развития и повышения качества математического образования необходимо продолжить поиски новых методов и форм обучения, делая акцент на формирование математической грамотности учащихся.

В конце хочу процитировать швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци

« Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

Спасибо за внимание

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×