Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование математической грамотности у школьников через исследовательские задания | Фролова Наталья Викторовна. Работа №342073

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию математической грамотности у школьников через использование исследовательских заданий. Описываются основные методы и приемы, которые способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельного анализа, критического мышления и применения математических знаний в реальных ситуациях. Подчеркивается значимость исследовательской деятельности в учебном процессе для повышения интереса к математике и углубленного понимания предмета.

Ключевые слова: математическая грамотность, исследовательские задания, критическое мышление, самостоятельный анализ, учебный процесс.

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ
Фролова Наталья Викторовна, учитель математики
МБОУ СОШ № 24, станица Попутная
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию математической грамотности у школьников через использование исследовательских заданий. Описываются основные методы и приемы, которые способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельного анализа, критического мышления и применения математических знаний в реальных ситуациях. Подчеркивается значимость исследовательской деятельности в учебном процессе для повышения интереса к математике и углубленного понимания предмета.
Ключевые слова: математическая грамотность, исследовательские задания, критическое мышление, самостоятельный анализ, учебный процесс.
Математическая грамотность является одной из ключевых компетенций, необходимых для успешного функционирования в современном мире. Она включает в себя не только знание математических понятий и правил, но и способность применять эти знания для решения реальных задач, критически анализировать данные и принимать обоснованные решения. Одним из эффективных методов формирования математической грамотности у школьников является использование исследовательских заданий, которые позволяют учащимся самостоятельно изучать математические явления, искать решения и применять свои знания на практике.
Исследовательские задания представляют собой задачи и проекты, требующие от учащихся активного участия в учебном процессе, самостоятельного поиска информации, анализа данных и представления результатов своей работы. Такие задания стимулируют у школьников интерес к предмету, развивают их умение ставить вопросы, формулировать гипотезы, проводить эксперименты и делать выводы на основе полученных данных.
Одним из ключевых преимуществ исследовательских заданий является их способность интегрировать различные области знаний. В процессе работы над проектами учащиеся могут использовать не только математические методы, но и знания из других предметов, таких как физика, экономика или биология. Это помогает им увидеть практическое применение математики в реальной жизни и понять, как математические модели используются для решения разнообразных задач.
Исследовательские задания могут быть разнообразными по своей тематике и уровню сложности. Например, для младших школьников можно предложить исследовать зависимость температуры в помещении от времени суток, построив график и проанализировав полученные данные. Старшие школьники могут заниматься более сложными проектами, такими как исследование закономерностей роста населения, анализ финансовых данных или моделирование физических процессов с использованием математических уравнений.
Задания могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В групповых проектах учащиеся учатся работать в команде, распределять обязанности, обсуждать свои идеи и принимать совместные решения. Это не только развивает их математические навыки, но и способствует формированию коммуникативных способностей и умения сотрудничать.
Организация исследовательской деятельности требует от учителя тщательной подготовки и планирования. На начальном этапе важно четко сформулировать тему исследования, определить цели и задачи, а также предоставить учащимся необходимые ресурсы и инструменты для работы. Учитель должен выступать в роли наставника, направляя учащихся, но не давая готовых решений. Это позволяет школьникам проявить самостоятельность и творческий подход к выполнению задания.
Важным этапом исследовательской работы является представление результатов. Учащиеся могут подготовить отчеты, презентации, постеры или даже видеоролики, в которых рассказывают о своем исследовании, показывают полученные результаты и делают выводы. Это развивает у них навыки публичных выступлений и аргументации, а также помогает закрепить полученные знания.
Исследовательские задания способствуют развитию у школьников критического мышления, умения работать с информацией, анализировать данные и делать обоснованные выводы. Они учат учащихся видеть связь между теорией и практикой, понимать значимость математических моделей и методов в реальной жизни. Это особенно важно в условиях современного образования, где все больше внимания уделяется практико-ориентированному обучению и подготовке учащихся к решению реальных проблем.
Кроме того, исследовательские задания повышают мотивацию учащихся к изучению математики. Учащиеся видят результаты своего труда, получают удовлетворение от самостоятельного решения задач и осознают ценность математических знаний. Это способствует формированию положительного отношения к предмету и стремлению к дальнейшему обучению.
Приведённый в работе материал позволяетпонять, что формирование математической грамотности через исследовательские задания представляет собой эффективный подход к обучению, который помогает учащимся не только освоить математические знания, но и научиться применять их в реальных ситуациях. Исследовательская деятельность развивает у школьников навыки самостоятельного анализа, критического мышления и принятия решений, что является важным элементом их подготовки к дальнейшей учебе и профессиональной деятельности. Интеграция исследовательских заданий в учебный процесс способствует созданию более глубокого и осознанного понимания математики, повышает интерес к предмету и помогает учащимся успешно осваивать сложные математические концепции.
Список литературы
Алексеева Е. Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 214-218.
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета Математика в 2023-2024 учебном году / М.А. Гончарова, Е.Н. Даниленко, Н.В. Решетникова. – Барнаул: КАУ ДПО АИРО имени А.М. Топорова, 2023. – 57 с.
Чиркова А.Н. Развитие функциональной математической грамотности посредством проектной деятельности на уроках математики // Международный научный журнал ВЕСТНИК НАУКИ № 9 (66) Т.4, 2023. – С. 140-150
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X