«Формирование межнационального согласия у школьников" | Анжелика Ромих. Работа №336691
В статье говорится о том, что одна из важнейших функций школы- научить детей жить вместе. Именно в образовательном учреждении ученик должен знакомиться с понятием "межнациональное согласие".
В современном мире молодежь наиболее восприимчива к радикальным идеям в силу своей неопытности и отсутствия наставничества со стороны родителей, учителей и общества. Внеурочная деятельность в современной школе является хорошим подспорьем для изучения этой проблемы. Одна из форм -работа с текстом. Именно он позволяет правильно воспринимать информацию, имеет эмоциональное воздействие.
В наше непростое время одна из важнейших функций школы – научить детей жить вместе. В последние десятилетия наблюдаются изменения в демографическом составе школьных и классных коллективов. Именно в образовательном учреждении ребенок должен знакомиться с понятием «межнациональное согласие».
Межнациональное согласие (от англ. «Ethnic harmony») – возможность мирного сосуществования представителей различных этнических групп. Вспоминается притча. Встретились однажды верблюд и лошадь. Лошадь думает: “Какое уродливое животное: страшные горбы, странная шея, ненормальная голова”. Верблюд думает: “И как обходится это несчастное животное без горбов, когда нет воды и пищи?” Эта притча наглядно показывает, как людям трудно понимать и принимать друг друга, если они разные.
Почему этот вопрос остро стоит перед представителями молодого поколения? Именно молодежь наиболее восприимчива к радикальным идеям в силу своей неопытности, и, порой, отсутствию воспитательного наставничества со стороны родителей, учителей и общества.
Межнациональное общение происходит везде: в мире искусства, на страницах литературных произведений, в быту и в школе. Кроме знания русского языка, как государственного языка и языка межнационального общения, нужно знать и уважать культуру, обычаи носителей разных языков. Только в этом случае состоится межкультурная коммуникация, цель которой — взаимопонимание разных народов.
На наш взгляд, внеурочная деятельность в современной школе являются хорошим подспорьем для работы по теме: «Формирование межнационального согласия у школьников средствами читательской грамотности». Каким образом может быть организована система занятий в данном направлении? Одна из форм – работа с текстом. Именно он позволяет правильно воспринимать информацию, имеет эмоциональное воздействие на духовно-нравственную сферу читателей и дает возможность размышлять над проблемными вопросами.
Предлагаем подборку материала по данной теме кружка «Читательская грамотность» для обучающихся 5-6 классов. Читаем с ребятами по ролям «Сказку о дружбе народов».
На нашей красивой планете есть место, где всегда дружно и весело жили русские, казахи, татары: дети и их родители.
Мальчики с папами ходили на охоту, а девочки с мамами выращивали фрукты и овощи, варили вкусное варенье и пекли пироги. В этом чудесном городе была водяная дамба, которая давала городу чистую питьевую воду, поливала все огороды и сады. Каждый год у людей было много урожая. Они заготавливали фрукты и овощи впрок. С наступлением снежной зимы - катались на санках, играли в снежки, лепили снеговиков, а вечером - ходили друг к другу в гости, пили чай с вареньем и пирогами, рассказывали сказки, смеялись.
Год летел за годом и, казалось, ничто не может изменить их счастливую жизнь.
У казахской семьи, как и у русских, татар, был свой уютный домик. Он стоял на окраине, у самого городка. С наступлением весны казахская семья покрасила домик в розовый цвет, а ставни и двери в белый с розовым горошком. Зелёная трава покрылась жёлтенькими цветочками, и в голубой речке, которая протекала в их яблоневом саду, появились золотые рыбки.
Всю весну казахская семья работала в огороде, как и другие. Вырастили они к осени прекрасный урожай помидоров, огурцов, картофеля. Яблони, персики, груши дали необыкновенный урожай. Ветки деревьев были усыпаны плодами. Деревья были очень высокие, и казахской семье приходилось ставить большую лестницу, чтобы дотянуться до макушек деревьев.
Однажды, ранним утром, когда женщины пекли пироги, в дом вбежали дети, тяжело дыша и перебивая друг друга:
- Мама, мама! Беда, беда, пришла!
- Что случилось, милые ребятки? - спросила мать.
- В городе перекрыло дамбу, - взволнованно говорили они.
- Упал огромный старый дуб и перекрыл всю воду.
- Речка потекла в обход городу, у нас нет больше воды, мы погибнем. В городе будет засуха, наш урожай, наши деревья, всё погибнет без воды.
- Наши персики, наши персики, наши любимые пироги из персиков, наше варенье!- заплакали ребятки.
-Тише, тише, не плачьте!- сказала мать.
Она обняла своих чад, поцеловала, усадила за стол, отрезала пирог из персиков и налила молока.
- Мы что-нибудь придумаем, мы обязательно придумаем.
После завтрака вся семья взялась за руки, и они побежали к тому месту, где упал дуб.
Там уже собрались и русские, и татары. Дети и их родители пытались отодвинуть дуб, но он был огромный- преогромный и ничего не получалось. Все усердно работали.
-Что теперь будет, что теперь будет, как наши сады?
Маленькие детки стали плакать. Им было страшно. Мама русской семьи вдруг вскрикнула:
- Если мы не сможем отодвинуть дерево, то тогда давайте пророем маленькие ручейки к каждому дому, пусть немного, но у нас будет вода для пищи и полива.
Все обрадовались этой идеи и побежали за лопатами. Дети вместе с родителями, старшие и младшие, трудились три дня и три ночи. И, наконец, тоненькие ручейки стали поливать сады и огороды. Но с каждым днём солнце становилось ярче и жарче. Воды не хватало. Растения и деревья стали засыхать, и урожай начал осыпаться. Тогда все люди собрались вновь и стали решать, как им теперь быть.
– А если нам всем вместе отодвинуть дуб, который перекрыл дамбу?
И тогда все русские, татары, казахи собрались с силами, обеими руками обхватили могучий дуб и освободили дамбу. Чистая, прозрачная вода заполнила высохшую речку и как прежде побежала по своему руслу, поливая все сады и огороды.
-Ура, ура! - закричали все дети. Мы спасены!
После знакомства со сказкой предлагаем вопросы на понимание содержания текста:
1.Люди каких национальностей проживали в городе?
2. Можно ли назвать их жизнь счастливой? Подтвердите примерами из текста.
3.Что вы можете рассказать о беде, которая произошла с жителями города?
4.Каким было первое решение по спасению жизни людей и что из этого вышло?
5.Какое было принято окончательное решение по спасению дамбы?
6.Как вы понимаете смысл пословицы «Когда мы едины, мы непобедимы»?
После обсуждения сказки готовим инсценировку. Каждый по желанию может выбрать себе роль. В параллели 5-6 классов организуем просмотр.
Для обучающихся 7-9 классов предлагаем фрагмент из повести Саадула Канукова «Девочка из Ленинграда».
Две темы раскрыты в книге: героико-патриотическая и тема дружбы народов, на которую обращаем пристальное внимание.
Отрывок из главы «Приютите нас, горы!»
Весь день и ночь поезд шел степями. Некоторое время Рая стояла у окна и всматривалась в бескрайние просторы…
— Завтра утром будем в Нальчике, — сказал Мамед Махмудович. — Там у меня дочка, Фатимат. Я надеюсь, вы будете хорошими подругами.
Поезд шел предгорьями. Росистые луга подступали к самому полотну железной дороги. Виднелись отары овец, чабаны с длинными палками в руках, собаки овчарки. А дальше, на горизонте, в сизой дымке высились какие-то нагромождения. Сначала Рая приняла их за тучи, и лишь когда дымка поредела, она увидела горы.
От кого-то Рая слышала, что в горах воевать очень трудно, и фашисты, конечно, сюда не придут. Здесь царство орлов и джигитов. Здесь им с бабушкой будет не страшно. И она с надеждой прошептала:
— Горы, приютите нас!
…Дом Калашоковых они нашли довольно легко. Белый, под черепичной крышей, весь в зелени виноградных лоз, он стоял на углу улицы. Окна с веселыми, голубыми ставнями. И сам дом, и небольшой дворик с фруктовыми деревцами казались такими приветливыми.
Из дома вышла высокая черноволосая женщина.
— Фатимат, — обратилась она к дочери, — приготовь таз и теплой воды.
Когда гости умылись. Фатимат провела их в другую комнату. Просторная, светлая и очень уютная, она была застлана большим мягким ковром.
Ее доброта и участие были такими искренними, что Рая почувствовала себя совсем непринужденно, будто они были с Фатимат давно знакомы.
— Фатимат! Приглашай гостью к столу! — послышался голос хозяйки.
Фатимат посадила Раю рядом с собой. Пододвинула ей миску с куриным бульоном. Рая ела его с мягким душистым хлебом. И эта вкусная еда, и тишина на улице заставили Раю забыться, и ей казалось, будто войны и нет и что они с бабушкой не беженцы, а просто приехали в гости к своим старым добрым знакомым. И только голос Арины Павловны, рассказывающей Дагалине о гибели матери, о потерявшемся Вовке, снова вернул её к действительности.
Когда Рая съела бульон, Фатимат пододвинула ей тарелку с кусочками курятины в сметанном соусе.
— Это — гедлибже, наше кабардинское кушанье, — пояснила Фатимат. — У нас как-то гостили русские: папин знакомый с девочкой — ей гедлибже понравилось.
Понравилось оно и Рае.
После обеда Дагалина предложила Арине Павловне отдохнуть, а Фатимат пригласила Раю посмотреть город…
Девочки вернулись домой…
Рая попросила у Фатимат ручку, бумагу и присела за столиком в ее комнате. Она писала письмо папе… Это было самое трудное письмо в ее жизни. Как рассказать отцу о гибели мамы и о пропавшем Вовке? Нет, нет, пусть он будет спокоен, пусть думает, что у них все хорошо…
И вот теперь Рая напишет, что они приехали на Северный Кавказ, в Кабарду, в Нальчик. Остановились в доме одной кабардинской семьи.
«Ах, папочка, если бы ты знал, какие это чудесные люди! Они приняли нас, как родных. Я не знаю, как мы потом сумеем их отблагодарить… — писала Рая. — Папа, очень прошу тебя, отвечай поскорее, чтобы мы знали, что письмо ты получил и теперь тебе известен наш новый адрес.
Все тебя обнимаем и целуем.
Рая».
1.Сформулируйте тему текста.
2.Какова основная мысль фрагмента?
3.Почему Рая почувствовала себя непринужденно в чужом доме?
4.Каким определением характеризует Рая в письме отцу новых знакомых –Дагалину и Фатимат?
5.Определите, каким средством языковой выразительности является словосочетание «царство орлов и джигитов».
6.В каком значении используется слово «добрый»? («…приехали в гости к своим старым добрым знакомым»).
7.Варианты творческих заданий для 9 класса:
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему важно делать людям добро?»
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ах, папочка, если бы ты знал, какие это чудесные люди!»
Таким образом, задача современной школы – повлиять на мировоззрение подрастающего поколения. Оно должно жить по законам и традициям социума, уважать и принимать культуру и традиции разных народов. Русская поэтесса Лариса Рубальская написала стихотворение «Русь, спасибо тебе!» Этими строчками хотелось бы закончить наше выступление.
Народностей много живет
В стране под названьем «Россия».
Но вместе мы – русские, русский народ,
И в том наша главная сила.
Нам кто-то не верит, и пусть!
Мы за руки крепко возьмемся,
Поверь в наши силы, Великая Русь,
И мы к лучшей жизни прорвемся!