Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование мелкой моторики рук у детей раннего возраста с ДЦП | Мой кабинет. Работа №345661

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Корекционная работа с детьми проводится с самого раннего возраста, так как патологические особенности в их развитиии проявляются с самого рождения и препятствуют дальнейшему правильному формированию речевой и психической деятельности у детей. У детей с детским церебральным параличем особое место занимают нарушения функции рук, которые затрудняют формирование хватательной функции кистей и пальцев, манипулятивной деятельности.  Перед началом проведения работы по формированию функциональных возможностей  кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей.

Формирование мелкой моторики рук у детей с раннего возраста с ДЦП

Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы, которое приводит к инвалидности ребенка. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые сочетаются с психическими и речевыми растройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности).

У детей, страдающих детским церебральным параличём, можно наблюдать уже в первые месяцы их жизни задержку в развитии. В первый год жизни детей с ДЦП отмечается сильное отстование в развитии двигательных функций. Им тяжело удерживать голову в положениях лёжа на животе и на руках у взрослого, не могут свободно её поворачивать и разглядывать окружающее пространство. Они не в состоянии менять положение своего тела, переворачиваться, подползать к предметам, самостоятельно сидеть, что значительно сказывается на развитии их познавательной деятельности. Общий мышечный тонус у таких детей патологически изменён, в большинстве случаев с тенденцией к повышению.

У некоторых детей не удаётся установить эмоциональный контакт, в силу отсутствия у них интереса к окружающему и потребности общения с людьми. У детей не наблюдается положительного эмоционального фона при общении со взрослым, при виде игрушек. Причем на фоне бодрствования часто возникают отрицательнын реакции.

Значительно задерживается развитие зрительных, слуховых и ориентировочных реакций, а на любой оптический и слуховой раздражитель возникает притормаживание общих движений. Двигательного компонента (поворота в сторону раздражителя) вызвать не удаётся. В результате этих нарушений у детей первых 5 месяцев жизни ориентировочные реакции выраженны слабо или отсутствуют вообще. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций на оптический или слуховой раздражитель возникают защитные реакции: вздрагивание, плач. Зрительное сосредоточение появляется после 4-8 месяцев и характеризуется рядом патологических особенностей: косоглазием, нистагмом, влиянием патологических тонических рефлексов на мышцы глаз.

Средства общения таких детей с окружающим миром ограничены, чаще это крик, отличающийся интонационной невыразительностью или взгляд. Спонтанные и короткие звуки гуканья появляются чаще всего только к концу первого года жизни, интонационной окраски эти звуки не имеют, они однообразны и невыразительны. Подвижность губ и языка у всех детей значительно ограничена. Мимика маловыразительна или вовсе отсутствует.

У детей отмечаются патологическое состояние кистей рук, недостаточность зрительно-моторной координации и манипулятивной деятельности. Кисти рук зачастую сжаты в кулаки, отведение большого пальца резко ограничено, так же как и его сгибание и разгибание во второй фаланге, что значительно затрудняет захват игрушек. Дети удерживают вложенную в руку игрушку, но при этом они не пытаются совершать с ней манипуляций, не рассматривают её, не ощупывают, не тянут в рот. Из-за неловкости движений ребёнка игрушки часто падают на пол, при этом дети не прослеживают взглядом упавшую игрушку.

Развитие двигительных функций и коррекция их нарушений, является важной частью общей системы обучения детей с ДЦП. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связаны с формированием общей моторики. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении реакций выпрямления и равновесия. Руки принимают участие в поддержании позы на животе, а также в изменении позы (в поворотах со спины на живот и наоборот, в возможности садиться , вставать). Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно сочетается с тяжестью нарушений функции рук. Таким образом, коррекционная работа по формированию моторики рук улуччшает не только общую моторику, но и развитие речи. Формирование движений кисти тесно связано с развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений.

При коррекционной работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: развитие опорной функции на раскрытые кисти, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук. Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук , необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей.

 

Проводится массаж кистей рук верхних конечностей:

- Рассслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватитв предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения).

- Поглаживание по тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль руки, лучезапястного, локтевого и плечевого суставов.

- Круговые повороты кисти.

- Отведение – привидение кисти (вправо-влево).

- Спиралеобразные движения по пальцам от кончиков к основанию.

- Вращение пальцев кисти (отдельно каждого).

- Сгибание пальцев в кулачок (первый сверху), затем каждый пальчик разгибается отдельно.

- Поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех сторон.

- Круговые движения пальцами по тыльной поверхности кисти ребенка.

- Поглаживание тыльной поверхности руки от пальцев до локтя с придавливанием по наружной стороне руки и легким поглаживанием с внутренней стороны.

- Сгибание пальцев по фалангам.

- Противопоставление первого пальца остальным («колечки» из пальцев).

- Соединение ладоней и пальцев обеих рук.

- «Фига» между всеми пальцами.

- Похлопывание рукой ребенка по руке массажиста.

- Противопоставление пальцев обеих рук и постукивания пальчика о пальчик.

- Использование щеточного массажа (по тыльной поверхности кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев).

- Поглаживание от кончиков пальцев вверх по руке.

 

Развитию опорной функции рук способствуют медленные перекатывания ребенка в положении на животе вперед на большом мяче. Функцию хватания начинают тренировать с периода новорожденности. Сначало ребенку вкладывают в руку игрушку, помогают поднести ко рту. Предметы, вкладываемые в руку ребенка, должны быть различными по форме, величине, фактуре. Затем побуждают ребенка тянуть руки к висящим в кроватке ярким предметам. Ребенок ощупывает их сначало пассивно ( с помощью рук взрослого), а затем активно. В разных положениях тела ребенка тренируют достование и схватывание предметов, расположенных на различном расстоянии спереди, по сторонам от ребенка и на разной высоте. При ДЦП затруднен не только захват предмета, но и его отпускание. Разжимание кисти облегчается потряхиванием, поворотом руки ладонью вверх, а также проведением рукой по шероховатой поверхности. Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, пластилин, рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальцев на бумагу. Для тренировки противопоставления и отведения – привидения большого пальца используют упражнения: сдавливание звучащих игрушек указательным и большим пальцем, раздвигание надетой на два пальца мягкой резинки, игры с куклами, надевающимися на пальцы. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: собирание предметов разной величины (сначало крупных, заткм мелких), рисование куском мела, удерживание чашки за ручку. Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков и стирании горизонтальных линий ластиком.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×