Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование метапредметных компетенций на уроках химии | Иващенко Виктория Евгеньевна. Работа №348558

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена формированию метапредметных компетенций у обучающихся на уроках химии. Рассматриваются основные подходы к организации учебного процесса, способствующие развитию умений и навыков, которые пересекают различные предметные области. Описываются методы, направленные на интеграцию химических знаний с другими науками и практическими задачами, что позволяет учащимся развивать критическое мышление, умение работать в команде и применять полученные знания в жизни. Статья адресована учителям химии, заинтересованным в модернизации учебного процесса и повышении качества образования.

         Ключевые слова: метапредметные компетенции, химия, интеграция знаний, критическое мышление, проектная деятельность, межпредметные связи.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

 

Иващенко Виктория Евгеньевна, учитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Курильска

имени Героя Российской Федерации

Эдуарда Доржиевича Норполова

 

Аннотация: Статья посвящена формированию метапредметных компетенций у обучающихся на уроках химии. Рассматриваются основные подходы к организации учебного процесса, способствующие развитию умений и навыков, которые пересекают различные предметные области. Описываются методы, направленные на интеграцию химических знаний с другими науками и практическими задачами, что позволяет учащимся развивать критическое мышление, умение работать в команде и применять полученные знания в жизни. Статья адресована учителям химии, заинтересованным в модернизации учебного процесса и повышении качества образования.

Ключевые слова: метапредметные компетенции, химия, интеграция знаний, критическое мышление, проектная деятельность, межпредметные связи.

 

В современном образовательном процессе важное значение имеет формирование метапредметных компетенций у обучающихся, что подразумевает развитие универсальных навыков, которые могут быть использованы в различных сферах знаний и практической деятельности. Уроки химии предоставляют уникальную возможность для формирования таких компетенций, поскольку этот предмет активно взаимодействует с другими науками, такими как физика, биология, экология и даже экономика.

Формирование метапредметных компетенций на уроках химии начинается с понимания концепции метапредметности, которая охватывает широкий спектр навыков: критическое и системное мышление, умение решать проблемы, работать в команде, а также навыки самообразования и саморегуляции. Эти компетенции помогают учащимся не только в учебной деятельности, но и в жизни, формируя их как активных и ответственных граждан.

Для достижения этой цели важно интегрировать химические знания с другими предметами и областями. Один из подходов заключается в использовании межпредметных связей. Например, изучая тему "Кислоты и основания", учитель может связать химию с биологией, обсуждая, как эти вещества влияют на живые организмы и окружающую среду. Это помогает учащимся видеть химические процессы не изолированно, а как часть более широкой системы, что способствует более глубокому пониманию материала.

Проектная деятельность — еще один эффективный метод формирования метапредметных компетенций. Создание проектов, в которых учащиеся должны применить свои знания по химии для решения реальных задач, развивает критическое мышление и умение работать в команде. Например, проект "Экологические проблемы нашей местности" может включать исследование химического состава воды в местных водоемах, изучение влияния химических веществ на экосистему и поиск путей решения выявленных проблем. В таком проекте учащиеся не только применяют химические знания, но и работают с данными, проводят анализ, делают выводы и предлагают решения, что способствует развитию исследовательских навыков.

Методы активного обучения, такие как дебаты, ролевые игры и проблемные задания, также способствуют формированию метапредметных компетенций. Например, на уроке можно организовать дебаты на тему "Польза и вред химических препаратов в сельском хозяйстве". Учащиеся, готовя свои аргументы, исследуют химические аспекты проблемы, изучают различные точки зрения и учатся обосновывать свою позицию. Такой подход развивает умения критически мыслить и анализировать информацию, а также способствует формированию навыков публичного выступления и работы в группе.

Важным аспектом формирования метапредметных компетенций является развитие исследовательских навыков. Учителя могут организовать уроки в форме лабораторных исследований, где учащиеся самостоятельно проводят эксперименты, собирают данные и делают выводы. Это помогает развивать умений работать с информацией, формулировать гипотезы и проверять их. При этом акцентируется внимание на важности соблюдения методов научного исследования и анализа, что также является необходимым навыком в современных условиях.

Для успешного формирования метапредметных компетенций на уроках химии также необходимо использовать информационные технологии. Например, создание интерактивных презентаций, видеороликов и использование образовательных платформ могут значительно повысить вовлеченность учащихся и помочь им освоить материал более эффективно. Технологии позволяют сделать уроки более динамичными и интересными, а также дают возможность для самостоятельного изучения и глубокого анализа.

Не менее важным является развитие навыков саморегуляции и самообразования. Учителя должны способствовать формированию у обучающихся стремления к постоянному обучению и самосовершенствованию. Это можно реализовать через задания, которые требуют от учащихся проведения самостоятельного исследования по выбранной теме, подготовки отчетов и презентаций. Такие задания развивают у детей умение организовывать свое время, планировать деятельность и анализировать собственные достижения.

Наконец, необходимо отметить, что формирование метапредметных компетенций требует от учителей химии постоянного профессионального роста и готовности к внедрению новых методов и подходов в преподавании. Это включает в себя изучение современных образовательных технологий, обмен опытом с коллегами, а также участие в семинарах и мастер-классах.

Таким образом, формирование метапредметных компетенций на уроках химии является важной задачей, которая требует комплексного подхода и активного вовлечения учащихся в учебный процесс. Использование межпредметных связей, проектной деятельности, активных методов обучения и информационных технологий способствует развитию умений и навыков, необходимых для успешной жизни в современном обществе. Учителя, реализуя эти подходы в своей практике, не только помогают учащимся лучше понять химию, но и формируют у них компетенции, которые будут полезны им в будущем.

 

Список литературы

 

Брусова, Т. В. Метапредметный подход в обучении химии / Т. В. Брусова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48170/ (дата обращения: 24.10.2024).

Мизёва

В. И. Формирование метапредметных умений на уроках химии // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. №34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-metapredmetnyh-umeniy-na-urokah-himii (дата обращения: 24.10.2024).

Сагайдачная В

.

В

.

, Сагайдачный В

.

А

.

Интегральные познавательные задания как средство формирования и оценки метапредметных компетенций школьников // СНВ. 2019. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integralnye-poznavatelnye-zadaniya-kak-sredstvo-formirovaniya-i-otsenki-metapredmetnyh-kompetentsiy-shkolnikov (дата обращения: 24.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×