Формирование метапредметных компетенций на уроках истории по ФГОС | Решетняк Галина Николаевна . Работа №331670
«Формирование метапредметных компетенций на уроках истории
в рамках внедрения ФГОС»
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» (Т. Эдисон)
Именно на это (научить человека мыслить) нацеливают учителей ФГОС нового поколения. В их основу заложен метапредметный подход, который базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе – творческое мышление. Ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные (надпредметные) способы действий, и с их помощью сможет самостоятельно получать информацию об окружающем мире. «Мета» означает «с Чем же метапредметный урок отличается от традиционного урока? На что следует опираться?
Вот алгоритм разработки урока по формированию метапредметных компетенций, который очень поможет учителю:
1. Формирование темы занятия.
2. Формирование предметных, метапредметных целей урока.
3. Выявление фундаментальных образовательных объектов, которые нужно отработать учащимся.
4. Определение способности учеников, на которые предполагается опираться.
5. Определение какой-либо проблемной образовательной ситуации.
Ядром творческого метапредметного урока является именно проблемная образовательная ситуация. Для того чтобы урок получился содержательным нужно сформулировать одну или несколько основных проблем, которые способны помочь детям проявить себя. Проблема должна быть поставлена так, чтобы ученик захотел её решить, т.е. вызвать интерес у учеников. И проблема должна носить метапредметный характер. Задания для учеников должны быть чётко сформулированы на каждом этапе урока. Желательно определить конкретный образовательный продукт, который в результате должен быть получен. Обязательно нужно продумать рефлексию учениками своей деятельности. Ну и, конечно, тщательно подобрать диагностику образовательного продукта, созданного учеником. «Одним из эффективных способов, формирующих метапредметные знания, являются интегрированные уроки, на которых развивается кругозор учащихся, интеллект, а также формируется в сознании целостная картина мира.
При изучении произведения «Песня про купца Калашникова», сопоставляя представления об образе царя в живописи, истории, литературе, учащиеся должны уметь обосновывать свою позицию, свой взгляд на историческую личность. Интеграция в уроки литературы сведений по истории, географии, живописи, архитектуре, музыке, театру, кино дает такие результаты обучения, которые проявляются в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выявлять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; умение работать с разными источниками информации. В формировании метапредметных компетенций учащихся очень эффективен метод исследования. Использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. Например, на уроках истории в 5 классе предоставляется детям возможность побыть в роли исследователей. Учителем создается 2 образовательная ситуация: сравнить страны Месопотамию и Египет по фрагментам культурной деятельности (архитектура, письмо, скульптура). Для этого дети анализируют эти фрагменты и делают свои выводы. На таких уроках формируются и развиваются такие учебно-познавательные умения как составление схем и вычленение частного и общего, составление системы опорных сигналов, по которым школьники могут составить рассказ.
Урок-исследование отвечает критериям современного урока: урок открытия нового;- самореализация ученика;- урок коммуникаций;- урок-создание образовательного продукта: правило, алгоритм. Можно использовать такую форму работы как урок-дебаты при изучении темы «Реформы Петра I - благо или зло для России?». Перед учащимися поставлена проблема, и для её решения им необходимо изучить первоисточники с разными точками зрения на этот вопрос, проанализировать, сделать выводы. Уроки истории способствуют развитию коммуникативной, учебно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются: выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации. Проблемное обучение.
На уроках создаются различные проблемные ситуации, которые вызывают у учащихся потребность к получению знаний. Например, урок по теме «Отечественная война 1812 года» начинается с ситуации неожиданности: вместо традиционной формулировки темы урока учащимся показывается фрагмент экранизации романа Толстого «Война и мир», что подталкивает их к самостоятельной формулировке темы и целей урока. Наиболее ярко на детей воздействует технология погружения в историческую эпоху, когда дети инсценируют отрывки из литературных произведений или дают оценку историческим событиям, представляя себя в роли литературных героев. (Урок-суд по теме «Отмена крепостного права в России») Информационно-компьютерные технологии позволяют включать в урок мультимедийные фрагменты экранизированных литературных произведений, проводить компьютерное тестирование, использовать обучающие программы, электронные учебники и Интернет-ресурсы. Применение технологии критического мышления позволяет научить детей грамотно работать с литературными произведениями и историческими источниками; развивать навыки анализа; формировать умения определять, классифицировать, соотносить явления действительности: их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат.
Детям очень нравится, когда на уроке создается игровая ситуация, будь то викторины, заочные путешествия, КВНы, Брейн-ринги, разгадывание кроссвордов, составление синквейнов. Для формирования метапредметных компетенций очень хорош и метод проектов. Ведь проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме. Предлагаются различные индивидуальные задания – проекты: подготовка биографической справки, сообщения об авторе произведения или исторической личности, подготовка мини-викторины, защита иллюстраций (в том числе, сделанных самими учениками). Всё это способствует развитию таких метапредметных компетенций как навыки сотрудничества, умение работать с информацией. Большой плюс и в том, что в деятельность включены все ученики класса независимо от разного уровня самооценки в отношении к предмету и способностей к учению.
Таким образом, метапредметные компетенции – это овладение основными у н и в е р с а л ь н ы м и у ч е б н ы м и д е й с т в и я м и ( р е г у л я т и в н ы м и , коммуникативными, познавательными); способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов целью которых является воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. Введение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В.А. Болотов, В.В.Сериков).
«Формирование метапредметных компетенций на уроках истории
в рамках внедрения ФГОС»
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» (Т. Эдисон)
Именно на это (научить человека мыслить) нацеливают учителей ФГОС нового поколения. В их основу заложен метапредметный подход, который базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе – творческое мышление. Ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные (надпредметные) способы действий, и с их помощью сможет самостоятельно получать информацию об окружающем мире. «Мета» означает «с Чем же метапредметный урок отличается от традиционного урока? На что следует опираться?