Формирование метапредметных компетенций по математике в условиях реализации ФГОС | Вирченко Оксана Петровна . Работа №331602
Формирование метапредметных компетенций по математике в условиях реализации ФГОС
Введение
Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно-значимых задач, в том числе и в ситуациях неопределенности. С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Обучение в 5-6 классах школы является базой для всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Сегодня умение учиться закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке. Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят учащегося к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Государственный образовательный стандарт как ориентир и инструмент развития математического образования Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года был принят Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – стандарт второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования – личностным, метапредметным, предметным.
Результаты обучения.
Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Установленные стандартом новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Новые ФГОС как раз и опираются на деятельностный характер образования, который главной целью ставит развитие личности учащегося.
Опираясь на ФГОС, сформируем понятие метапредметных результатов образования. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
цели математического образования в метапредметном направлении
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности
Проектирование урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Одна из основных целей среднего (полного) общего образования в соответствии с ФГОС состоит в формировании устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию
Умение учиться:
- способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
- совокупность универсальных учебных действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;
- способность определять недостаточность своих знаний (Что не знаю?) и способы ее преодоления (Как узнать?)
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
Проблемы
· Как обучать через деятельность?
· Как формировать, развивать и диагностировать УУД?
· Какие применять приемы и технологии освоения новых видов учебной деятельности (например, преобразование лабораторной работы в исследование, освоение метода познания до уровня постановки цели исследования)?
Мотивация (осознанное вхождение учащегося в деятельность по «открытию» нового универсального знания:«надо»;«хочу»; «могу»;
самоопределение (Л); смыслообразование (Л);– целеполагание (Р);).
Актуализация и целеполагание (пробное учебное действие – фиксация затруднения – причина затруднения – цель деятельности; – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации (П);)
Планирование деятельности (фиксация нового знания, эталон: описание, таблица, схема; волевая саморегуляция (Р);
познавательная инициатива (Р);)
Первичное закрепление (самостоятельная работа, включение в систему знаний; установление причинно-следственных связей (П); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);)
Оценка (рефлексия- самооценка на основе критерия успешности (Л);)
Коррекция (контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П, Р)
Алгоритм проектирования урока ОНЗ
Структура урока рефлексии
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Структура урока развивающего контроля
1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня;
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии.
Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно-значимых задач, в том числе и в ситуациях неопределенности.