Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование метапредметных компетенций на уроках математики в условиях внедрения ФГОС | Денисова Наталья Борисовна. Работа №347729. Номер работы: №347729

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются подходы к формированию метапредметных компетенций на уроках математики в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Введение ФГОС ставит перед учителями задачу развития у учащихся навыков, которые выходят за рамки предметных знаний и направлены на формирование универсальных учебных действий. В статье анализируются методы и приёмы, способствующие развитию метапредметных компетенций, таких как умение решать задачи, критически мыслить, работать в команде и использовать информационные технологии на уроках математики.

         Ключевые слова: метапредметные компетенции, ФГОС, универсальные учебные действия, критическое мышление, математическое образование, проектная деятельность.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

 

Денисова Наталья Борисовна, учитель математики

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кольского района Мурманской области

"Лодейнинская средняя общеобразовательная школа"

 

Аннотация: В статье рассматриваются подходы к формированию метапредметных компетенций на уроках математики в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Введение ФГОС ставит перед учителями задачу развития у учащихся навыков, которые выходят за рамки предметных знаний и направлены на формирование универсальных учебных действий. В статье анализируются методы и приёмы, способствующие развитию метапредметных компетенций, таких как умение решать задачи, критически мыслить, работать в команде и использовать информационные технологии на уроках математики.

Ключевые слова: метапредметные компетенции, ФГОС, универсальные учебные действия, критическое мышление, математическое образование, проектная деятельность.

 

Формирование метапредметных компетенций является одной из ключевых целей современного образовательного процесса, особенно в условиях внедрения ФГОС. Эти компетенции включают в себя развитие универсальных учебных действий (УУД), которые помогают учащимся успешно обучаться не только по математике, но и по другим предметам. Метапредметные компетенции ориентированы на формирование у школьников способности к самостоятельному обучению, критическому мышлению и решению разнообразных проблемных ситуаций. На уроках математики развитие этих навыков может быть особенно продуктивным, так как математика тесно связана с логикой, анализом и структурированием информации.

Одним из важнейших аспектов формирования метапредметных компетенций на уроках математики является развитие критического мышления. Это умение не просто применять готовые знания, но и осознанно анализировать информацию, искать способы решения проблем, а также оценивать результаты своей деятельности. Для этого на уроках математики можно использовать задачи, требующие нестандартного подхода или поиска нескольких вариантов решения. Например, задачи на оптимизацию или анализ данных учат учащихся выбирать наиболее эффективный путь решения задачи, а также критически оценивать предложенные решения.

Проектная деятельность является ещё одним мощным инструментом для формирования метапредметных компетенций. В рамках математических проектов ученики не только применяют математические знания, но и учатся работать в команде, планировать свою деятельность, искать и обрабатывать информацию. Проекты позволяют развивать навыки самоконтроля, рефлексии и самоорганизации. Например, проект по исследованию статистических данных может включать сбор и анализ информации о социальных или экономических явлениях, что требует как математических навыков, так и работы с различными источниками данных.

Особое внимание в рамках ФГОС уделяется работе с информационными технологиями. Умение искать, обрабатывать и анализировать информацию с помощью цифровых инструментов становится важным элементом образовательного процесса. На уроках математики это можно реализовать через использование электронных таблиц, программ для построения графиков, интерактивных тренажёров и симуляций. Такие технологии не только помогают учащимся лучше понять материал, но и формируют навыки работы с информацией и её обработки. Например, использование графических калькуляторов или специализированных программ для моделирования позволяет визуализировать абстрактные математические понятия, делая их более доступными и понятными.

Работа в группах также способствует развитию метапредметных компетенций. Во время совместного решения задач учащиеся учатся кооперации, распределению обязанностей и взаимопомощи. Групповая работа развивает коммуникативные навыки, что является важным элементом успешного обучения в любой дисциплине. Математические игры, решения задач на скорость или организация математических квестов — всё это примеры активных форм обучения, которые позволяют одновременно формировать как математические, так и метапредметные навыки.

Нельзя также забывать о важности формирования у учащихся исследовательских навыков. Математика как наука предполагает постоянное исследование и открытие нового. Привлечение школьников к исследовательской деятельности помогает им развивать любознательность, самостоятельность в обучении, умение ставить цели и находить пути их достижения. Например, исследовательские задачи могут включать в себя такие темы, как изучение вероятностных процессов, моделирование или построение гипотез. Такие задачи учат школьников анализировать данные, делать выводы и обосновывать свои гипотезы, что является важным элементом метапредметного подхода.

Кроме того, необходимо уделять внимание рефлексии и оценке своей деятельности. Умение анализировать собственные успехи и ошибки, делать выводы о том, что было сделано правильно, а что требует доработки, помогает ученикам осознанно подходить к процессу обучения. Это способствует формированию ответственного отношения к учебной деятельности и повышению мотивации. Важно, чтобы учащиеся могли обсуждать свои решения, обмениваться мнениями и получать обратную связь от учителя и одноклассников.

Таким образом, уроки математики предоставляют широкие возможности для формирования метапредметных компетенций. Это не только развитие логического мышления и математических навыков, но и формирование умений, необходимых для успешного обучения и адаптации в современном мире. В условиях внедрения ФГОС задача учителя — создать на уроках такие условия, при которых учащиеся смогут не только усваивать предметные знания, но и развивать универсальные учебные действия, которые пригодятся им в жизни.

 

Список литературы

 

Боженко В. В. Реализация принципа

метапредметности

на уроке математики: средства, приемы, методы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65221.htm.

Наумова М

.

В

.

, Асадуллин Р

.

М

.

Формирование метапредметной компетентности учащихся на уроках математики

// Педагогический журнал Башкортостана. 2016. №4 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-metapredmetnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-na-urokah-matematiki (дата обращения: 18.10.2024).

Наумова М.В.

Метапредметные компетенции как условие развития мыслительной деятельности у учащихся на уроках математики в средней школе

// Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014000147 (дата обращения: 18.10.2024 ).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×