Формирование метапредметных компетенций на уроках математики в условиях внедрения ФГОС | Педина Наталья Николаевна. Работа №349493. Номер работы: №349493
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования метапредметных компетенций на уроках математики, особенно в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Рассмотрены основные задачи и цели формирования метапредметных компетенций, подходы к их реализации на уроках математики и примеры практических заданий, которые способствуют развитию критического мышления, коммуникативных навыков и умения решать реальные задачи. В статье приводятся рекомендации по включению таких компетенций в учебный процесс с целью повышения мотивации и подготовки учащихся к успешному решению прикладных задач.
Ключевые слова: метапредметные компетенции, математика, ФГОС, критическое мышление, компетентностный подход, коммуникативные навыки, проектная деятельность.
ФормированиЕ метапредметных компетенций на уроках математики в условиях внедрения ФГОС
Педина Наталья Николаевна, учитель математика
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 городского округа Мариуполь»
Донецкой Народной Республики
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования метапредметных компетенций на уроках математики, особенно в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Рассмотрены основные задачи и цели формирования метапредметных компетенций, подходы к их реализации на уроках математики и примеры практических заданий, которые способствуют развитию критического мышления, коммуникативных навыков и умения решать реальные задачи. В статье приводятся рекомендации по включению таких компетенций в учебный процесс с целью повышения мотивации и подготовки учащихся к успешному решению прикладных задач.
Ключевые слова: метапредметные компетенции, математика, ФГОС, критическое мышление, компетентностный подход, коммуникативные навыки, проектная деятельность.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует от педагогов пересмотра подходов к обучению, акцентируя внимание на формировании у учеников метапредметных компетенций. Эти компетенции – набор универсальных умений и навыков, необходимых для эффективного взаимодействия с окружающим миром, – играют ключевую роль в современной образовательной системе. Одним из главных направлений формирования таких компетенций становится математика, поскольку именно этот предмет сочетает логическое мышление, аналитические способности и возможность применения знаний на практике. Учитель математики, выступающий в роли наставника и координатора, имеет возможность не только обучать предмету, но и формировать у учащихся универсальные навыки, которые пригодятся в жизни, таких как критическое мышление, работа в команде и умение искать и анализировать информацию.
Метапредметные компетенции в рамках ФГОС включают такие умения, как анализ и интерпретация информации, построение гипотез и доказательств, умение структурировать задачи и достигать их решения с применением междисциплинарного подхода. На уроках математики такие компетенции можно развивать через особую организацию учебного процесса и подбор заданий. Одним из подходов к этому становится обучение, ориентированное на решение практических задач, которые требуют привлечения знаний из других предметов, таких как физика, экономика, география. Например, задания, требующие вычисления затрат и прибыли, помогают школьникам освоить навыки работы с данными и анализом информации, необходимые в реальных жизненных ситуациях.
Важным элементом развития метапредметных компетенций на уроках математики является проектная деятельность, которая позволяет ученикам самостоятельно выбирать проблему для исследования, планировать ее решение и применять знания в новых, непривычных ситуациях. Проектная работа развивает навыки критического мышления и анализа, учит школьников самостоятельно находить и обрабатывать информацию, что является важным элементом подготовки к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Например, в рамках проекта можно предложить школьникам исследовать, как изменяются цены на продукты питания в зависимости от различных факторов и каким образом это отражается на личном бюджете. Такое задание требует не только математических расчетов, но и навыков анализа и систематизации информации.
Также для формирования метапредметных компетенций полезны групповые задания, где каждый ученик имеет свою роль и функцию. Это способствует развитию коммуникативных навыков и учит работать в коллективе. На уроках математики такие задания могут включать, например, анализ данных и поиск оптимальных решений в команде. Задачи на построение маршрута для путешествия или расчета оптимального бюджета для школьного мероприятия требуют активного участия всех членов группы и позволяют каждому проявить себя. Подобные упражнения развивают гибкость мышления и способность применять математику в самых разных контекстах, что также важно для успешной социализации и будущей профессиональной деятельности.
Кроме того, на уроках математики для формирования метапредметных компетенций можно использовать методику решения нестандартных задач, которые побуждают учащихся искать альтернативные пути решения. Например, задачам, требующим многовариантного подхода, хорошо соответствуют задания на построение математических моделей или прогнозов. Такие задачи можно внедрять на этапе изучения тем, связанных с алгебраическими выражениями, процентными расчетами, вероятностями. Задания могут быть следующего типа: «Расчитайте вероятность выпадения конкретной комбинации на кубике с учетом дополнительных условий» или «Рассчитайте, как изменится результат, если к исходным данным добавить новые условия». Это не только побуждает к исследовательскому подходу, но и формирует умение критически относиться к данным и делать обоснованные выводы.
Особую роль в процессе формирования метапредметных компетенций играет развитие критического мышления, поскольку именно оно позволяет ученикам анализировать информацию, оценивать ее достоверность и делать выводы. Математический материал как нельзя лучше подходит для развития этого навыка, так как основывается на строгой логике и точных расчетах. Важно предлагать ученикам задачи, требующие логических рассуждений и аргументации, а не просто выполнения алгоритма. Например, после того как учащиеся решат задачу по стандартной схеме, можно предложить обсудить, какие ещё методы или подходы могли бы привести к такому же или альтернативному результату.
Для учителя математики внедрение методов, формирующих метапредметные компетенции, связано с необходимостью перестроить свое отношение к образовательному процессу и роли учеников. Основной акцент смещается с формального усвоения знаний на активное использование этих знаний в новых и разнообразных ситуациях. Учитель становится организатором совместной деятельности, направленной на формирование у учеников самостоятельного мышления, способности к саморегуляции и адаптации к изменениям. В условиях ФГОС учитель должен уметь мотивировать учеников на поиск самостоятельных решений и поддерживать в них уверенность в своих силах. Особенно полезны в этом отношении задания на рефлексию, когда после выполнения задачи ученикам предлагается оценить свои действия, объяснить, что удалось, а что можно было бы улучшить.
Таким образом, формирование метапредметных компетенций на уроках математики в условиях ФГОС направлено на развитие у школьников целого комплекса навыков, необходимых для успешной социальной адаптации и профессиональной деятельности. Это не только позволяет им более уверенно использовать математические знания в повседневной жизни, но и закладывает прочный фундамент для будущей учебы и работы. Учителю математики важно применять гибкий подход к обучению, внедрять задания с использованием междисциплинарного подхода, развивать критическое мышление и навыки работы в команде. Подобный подход делает уроки математики не только интересными и познавательными, но и максимально полезными с точки зрения развития универсальных умений, способствующих формированию личности учащегося.
Список литературы
Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов математического блока (основное общее образование): методические рекомендации / Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко; под ред. Л. О. Рословой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 73 с.
Кодирова
У. З.
Метапредметный подход на уроках математики // Вопросы науки и образования.
2020. №11 (95).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnyy-podhod-na-urokah-matematiki
Кыштообаева Ч. А. О сущности реализации межпредметных связей математики с другими предметами / Ч. А. Кыштообаева, М. Т. Раева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4.1 (138.1). — С. 76-79.
Тестов
В.А.
О некоторых видах метапредметных результатов обучения математике // Образование и наука.
2016. №1 (130).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-vidah-metapredmetnyh-rezultatov-obucheniya-matematike