Формирование метапредметных компетенций у младших школьников на уроках изобразительного искусства | Кизил Юлия Андреевна. Работа №255983
Автор: Кизил Юлия Андреевна
В связи с этим особое внимание в Государственном образовательном стандарте начального общего образования уделено метапредметным результатам, которые дополняют «портрет современного выпускника начальной школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д.
Формирование метапредметных компетенций предполагает включение каждого учащегося в разные виды деятельности, создавая условия для его личностного роста.
Для достижения результатов на уроках изобразительного искусства надо использовать разнообразные по структуре и по форме уроки. Использование ролевых игр как на протяжении всего урока, так и на отдельных этапах, направленные на предметную ориентацию.
Кизил Ю.А., учитель начальных классов
АОУ школы № 16 города Долгопрудный
Формирование метапредметных компетенций
у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Введение нового Государственного образовательного стандарта начального общего образования (ГОС НОО) послужило переходом общества на новый путь развития, это предполагает пересмотр целей обучения и способов их реализации. Сегодня обучение в начальной школе должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
В отечественной педагогике к проблемам формирования метапредметных знаний обращались А.В. Хуторской, Ю.В Громыко, С.В. Галян, А.К. Маркова и др. Научные исследования, направленные на моделирование и разработки структуры метапредметного содержания образования посвятили следующие ученые: Ю.В. Скрипкина, О.В.Коршунова, О.В. Гливинская, Я.В. Михайлюк, М.Г. Победоносцева и др.
Как отмечает С.А. Пляскина «Современная школа должна быть ориентирована на новые результаты образования на основе системно-деятельностного подхода и стремиться к достижению не только предметных результатов, как это было раньше, но и метапредметных и личностных результатов» [4].
Как отмечает А. В. Грешилова под «метапредметными компетенциями понимает единство основой создающих знаний, умений, практического опыта, проявляющихся и используемых человеком в интегративной, межпредметной деятельности» [2]. В. И. Колмакова определяет метапредметные компетенции обучающихся как «систему универсальных учебных действий, позволяющих учащимся продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи [3, с. 3].
В связи с этим особое внимание в Государственном образовательном стандарте начального общего образования уделено метапредметным результатам, которые дополняют «портрет современного выпускника начальной школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д.
Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций младших школьников и конкретизируют общее понимание метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Именно метапредметные результаты объединяют в себе освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, являются связующим звеном, объединяющим все предметы.
В такой ситуации именно потенциал предмета «Изобразительное искусство» способен во многом положительным образом повлиять на формирование метапредметных компетенций младшего школьника. Разнообразие методов и приемов, используемых на уроках изобразительного искусства в начальной школе способно решить проблемы формировании метапредметных компетенций, повышая и поддерживая уровень индивидуальных показателей ребенка.
Формирование метапредметных компетенций предполагает включение каждого учащегося в разные виды деятельности, создавая условия для его личностного роста.
Посредством образного отображения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Изобразительное искусство помогает школьнику ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. Именно изучение традиций, декоративного искусства позволяет воспринимать информацию, приходящую к нам из глубины веков.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности [6, с. 32].
Преподавание изобразительного искусства на основе метапредметных технологий напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. «Метапредметный подход задает нам новые возможности и предъявляет более строгие требования работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением ими самостоятельной активности и устремлений в понимании мира вокруг нас, в самостоятельных их усилиях обретения смысла жизни. Мы способны формировать отношение к нашему предмету у учащихся как особой школе становления необходимых связей в системе«человек - общество - природа»[8, с. 37].
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); в желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; в активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.); в обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; в умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; в способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников» [5, с. 7].
Для достижения результатов на уроках изобразительного искусства надо использовать разнообразные по структуре и по форме уроки. Использование ролевых игр как на протяжении всего урока, так и на отдельных этапах, направленные на предметную ориентацию.
На уроках изобразительного искусства развиваются следующие метапредметные компетенции:
- креативные и творческие способности, которые развиваются в процессе необычных форм работы;
- коммуникативные, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;
- личностные: развитие фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;
- регулятивные: способности к контролю и анализу своей творческой деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других [5, с. 82].
Кроме того, учебная деятельность на уроках изобразительного искусства развивает у обучающихся также основы гражданской идентичности, любовь к малой Родине, художественные умения и навыки, овладение практическими умениями и навыками в рисунке, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, умение обсуждать и анализировать свои творческие работы и работы других.
Н.М. Сокольникова разработала систему условий, непосредственно влияющих на формированию метапредметных компетенций младшего школьников: развитие интереса к изучению изобразительного искусства; сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью
школьников с педагогически целесообразной помощью им; воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности; последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества учащихся; обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительно стипластических искусств; целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость; отбор произведений изобразительного искусства для изучения; введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач; применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими; смена рядов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.); сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися; введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между этой и другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе» [7, с. 296].
Таким образом, метапредметная компетентность является ключевой и направляющей в осуществлении надпредметных (универсальных) учебных действий в изменяющихся условиях самостоятельно. Одна из основных задач учителя заключается в формировании метапредметной компетентности у младших школьников на каждом уроке и внеклассном мероприятии. Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех уровней образования.
Литература
Болтаева
Г. С. Возможности реализации
метапредметного
подхода в начальной школе // Молодой ученый.
–
2013.
–
№ 12.
–
С. 406 –409.
Грешилова
,
А. В. Содержание
метапредметных
компетенций у студентов среднего профессионального образования
.
–
2014
.
–
№1(13)
.
–
С.
1
7
4
-
178
.
–
URL
:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21578702
(Дата обращения 1
4.11.2018
).
Колмакова В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие
метапредметных
компетенций учащихся [Электронный ресурс]: UR
L:
http://u4eba.net/sbornikidei
.
(Дата обращения 1
4.11.2018
).
Пляскина
С. А. Формирование
метапредметных
компетенций у младших школьников
/ С.А. Пляскина
// Молодой ученый.
–
2016.
–
№28.
–
С. 937-939.
–
URL https://moluch.ru/archive/132/36984/ (дата обращения: 14.11.2018).
Рабочая
программа по учебному предмету «Изобразительное искусство». 1–4 классы (начальное общее образование /Сост. С.И.
Терлецкая
, С.В. Паскаль. – Тирасполь: ГОУ «ПГИРО», 2014. – 60 с.
Республиканский компонент
по изобразительному искусству в начальной школе: Учебно-методическое пособие / Автор-составитель Н.Н.
Ушнурцева
. – Тирасполь, 2004. – 72 с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальн
ой школе. учеб. пособие / Н.М. С
окольникова. - М.: Академия, 1999. – 448 с.
Шпикалова
Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: программа общеобразовательных учреждений / Т.Я.
Шпикалова
. – М.: Мозаика-синтез, 1997. – 94 с.