Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование метапредметных навыков на уроках географии | Мельникова Нина Сергеевна. Работа №344936

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования метапредметных навыков у школьников на уроках географии. Рассматривается значение метапредметных навыков для всестороннего развития учащихся, их роли в современном образовательном процессе. Описываются методы и приемы, которые могут быть использованы для формирования таких навыков, как критическое мышление, сотрудничество, информационная грамотность и проектная деятельность. Также подчеркивается важность интеграции межпредметных связей и применения активных форм обучения для достижения поставленных целей.

Ключевые слова: метапредметные навыки, география, критическое мышление, информационная грамотность, межпредметные связи, проектная деятельность, активные формы обучения.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Мельникова Нина Сергеевна, учитель географии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 284 городского округа закрытое административно-территориальное образование город Островной Мурманской области»

 

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования метапредметных навыков у школьников на уроках географии. Рассматривается значение метапредметных навыков для всестороннего развития учащихся, их роли в современном образовательном процессе. Описываются методы и приемы, которые могут быть использованы для формирования таких навыков, как критическое мышление, сотрудничество, информационная грамотность и проектная деятельность. Также подчеркивается важность интеграции межпредметных связей и применения активных форм обучения для достижения поставленных целей.

Ключевые слова: метапредметные навыки, география, критическое мышление, информационная грамотность, межпредметные связи, проектная деятельность, активные формы обучения.

 

В современном образовании важность метапредметных навыков, которые выходят за рамки конкретных предметных знаний, становится все более очевидной. Метапредметные навыки включают в себя умения и компетенции, которые необходимы для успешной учебной и профессиональной деятельности. К ним относятся критическое мышление, способность работать в команде, информационная грамотность и навыки проектной деятельности. Уроки географии предоставляют уникальную возможность для формирования этих навыков, так как они охватывают широкий спектр тем и проблем, требующих интеграции различных знаний и подходов.

Одной из ключевых задач образования является развитие критического мышления у учащихся. На уроках географии школьники сталкиваются с множеством источников информации — от научных статей до новостных репортажей и картографических материалов. Это создает идеальную среду для обучения навыкам анализа и интерпретации данных. Учитель может предложить учащимся сравнивать разные источники информации, выявлять противоречия и анализировать их. Например, при изучении климатических изменений учащиеся могут рассматривать различные отчеты о состоянии окружающей среды, учась критически оценивать их достоверность и объективность. Это не только развивает их аналитические способности, но и способствует формированию обоснованных взглядов на важные проблемы.

Сотрудничество и командная работа также играют важную роль в формировании метапредметных навыков. Современные образовательные подходы акцентируют внимание на важности взаимодействия между учащимися. Уроки географии, в которых используются групповые проекты, помогают учащимся развивать навыки коммуникации, организации и совместного решения проблем. Например, учащиеся могут быть разделены на группы для проведения исследований по определенной теме, такой как «Влияние глобализации на локальные экосистемы». Каждая группа может исследовать разные аспекты проблемы и затем представить результаты своей работы. Такой подход не только углубляет понимание географической темы, но и развивает навыки работы в команде и управления проектами.

Информационная грамотность является еще одним важным метапредметным навыком, который необходимо развивать у школьников. В условиях информационного перегруза умение находить, оценивать и использовать информацию становится критически важным. На уроках географии учитель может обучать учащихся различным методам поиска информации, используя как традиционные, так и цифровые ресурсы. Например, работа с географическими информационными системами (ГИС) позволяет учащимся анализировать и визуализировать пространственные данные, что помогает развивать навыки критического анализа и синтеза информации.

Проектная деятельность, которая занимает важное место в современном образовательном процессе, также является мощным инструментом для формирования метапредметных навыков. Уроки географии могут включать проектные задания, которые позволяют учащимся самостоятельно исследовать актуальные географические проблемы, такие как изменение климата, устойчивое развитие или миграция населения. Например, проект «Устойчивое развитие в моем городе» может включать в себя исследование локальных экосистем, анализ социально-экономических данных и разработку рекомендаций по улучшению качества жизни в регионе. Проектная деятельность развивает у учащихся навыки планирования, организации и презентации, а также способствует более глубокому пониманию изучаемого материала.

Активные формы обучения, такие как дискуссии, ролевые игры и кейс-методы, также способствуют формированию метапредметных навыков. В ходе таких занятий учащиеся учатся выражать свои мысли, аргументировать свою позицию и принимать во внимание мнения других. Например, в ходе дискуссии на тему «Как глобальное потепление влияет на экономическое развитие стран?» учащиеся могут высказывать свои мнения, опираясь на факты и данные, что развивает их навыки аргументации и критического анализа.

Важным аспектом является интеграция межпредметных связей на уроках географии. Знания из других предметов — истории, экономики, экологии — могут значительно обогатить уроки географии и помочь учащимся видеть взаимосвязи между различными дисциплинами. Например, изучая тему «Глобализация», учащиеся могут обратиться к экономическим аспектам, анализируя влияние мировых рынков на локальную экономику, а также рассмотреть исторические события, способствовавшие этому процессу. Такой межпредметный подход не только расширяет кругозор учащихся, но и способствует формированию более глубокого понимания сложных явлений.

Для успешного формирования метапредметных навыков важно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Каждому школьнику необходимо предоставить возможность развивать свои способности в комфортном темпе. Для этого учитель может использовать дифференцированный подход, предлагая различные формы заданий и проектов, которые соответствуют интересам и уровню подготовки учащихся. Например, некоторые учащиеся могут предпочитать работать над письменными проектами, в то время как другим будет удобнее создавать презентации или проводить устные выступления. Гибкость в подходах к обучению помогает удовлетворить потребности всех учащихся и создать условия для успешного развития метапредметных навыков.

Таким образом, формирование метапредметных навыков на уроках географии — это сложный и многогранный процесс, который требует использования разнообразных методов и подходов. Критическое мышление, сотрудничество, информационная грамотность и проектная деятельность являются ключевыми аспектами этого процесса. Внедрение активных форм обучения и интеграция межпредметных связей значительно обогащают образовательный процесс, создавая условия для всестороннего развития учащихся. В результате такая работа не только углубляет понимание географических явлений и процессов, но и способствует подготовке школьников к жизни в современном мире, где метапредметные навыки становятся все более важными.

 

Список литературы

 

Абдулвагабова

С.А.,

Нухов

О.М. Использование межпредметных связей на уроках и во внеучебной деятельности по географии // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2020. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-mezhpredmetnyh-svyazey-na-urokah-i-vo-vneuchebnoy-deyatelnosti-po-geografii (дата обращения: 24.09.2024).

Дюкова С.Е. Формирование некоторых межпредметных понятий и метапредметных умений при обучении географии // Проблемы Науки. 2017. №12 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nekotoryh-mezhpredmetnyh-ponyatiy-i-metapredmetnyh-umeniy-pri-obuchenii-geografii (дата обращения: 24.09.2024).

Крючкова

Е.А.

Метапредметность

: формирование понятийных рядов в предметах социально-гуманитарного цикла (История, Обществознание, География) в основной школе // Наука и школа. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnost-formirovanie-ponyatiynyh-ryadov-v-predmetah-sotsialno-gumanitarnogo-tsikla-istoriya-obschestvoznanie-geografiya-v (дата обращения: 24.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×