Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом среди подростков | Макарова Валерия Витальевна . Работа №250796
Автор: Макарова Валерия Витальевна
В данной статье рассматриваются воспросы о способах формирования мотивации к занятиям спортом у подростков для развития здорового образа жизни
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Макарова Валерия Витальевна,
студентка 2 курса группы СП2-Л,
ГБОУ ВО СГПИ,
г. Ставрополь,
научный руководитель: Дауров Аслан Маметбиевич,
старший преподаватель
кафедры физической культуры ГБОУ ВО СГПИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы о способах формирования мотивации к занятиям спортом у подростков для развития здорового образа жизни.
Ключевые слова. Спорт, физическая культура, формирование мотивации, здоровье.
FORMING MOTIVATION FOR PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITIES AMONG TEENAGERS
Makarova Valeria Vitalievna
Scientific advisor: Daurov Aslan Mametbievich
Abstract. This article discusses the ways of motivating teenagers to engage in sports to develop a healthy lifestyle.
Keywords. Sports, physical training, motivation formation, health.
Всем известно, что в настоящее время здоровье молодежи ухудшается как из-за экологических, так и из-за социальных проблем в обществе. Поэтому одной из основных задач физического воспитания является сформированная потребность подростка к занятиям физической культурой и спортом.
Для наилучшего понимания пользы физической культуры и оптимального достижения спортивных результатов необходимо сформировать ряд мотиваций. Подростки должны осознавать всю важность занятий спортом, т.к. во время них формируются здоровый образ жизни и способность искоренить ряд физиологических нарушений, которые связаны с дисфункциями различных систем организма.
Мотивация представляет психофизиологический процесс побуждения человека к деятельности, для достижения цели. Она зависит от ряда психологических факторов личности. Не каждый человек может заставить себя заниматься спортом.
Относительно педагогической деятельности, мотивация – это привлечение подростков к занятиям физической культурой и спортом для удовлетворения потребности в движении и достижении результатов в каком-либо виде спорта.
Исследования ученых свидетельствуют, о том, что потребности, мотивы и интересы в области физического воспитания имеют свои возрастные особенности и связаны с психологическим развитием и социальным формированием личности.
Мотивации к занятиям физической культуры подразделяются на общие и частные. К частным можно отнести желание подростков заниматься физической культурой в целом, а к общим желание заниматься различными видами спорта.
Существенную роль в формировании мотивационно-ценностного компонента играет коммуникативная деятельность. Общаясь друг с другом, подростки обсуждают причины, по которым они стремятся самосовершенствоваться во время занятий физической культурой.
Основными мотивационными линиями подросткового возраста, связанными с активными усилиями по личному совершенствованию, являются самопознание, самовыражение и самоутверждение. В подростковом возрасте появляются новые мотивы обучения, связанные с расширением знаний, с формированием необходимых навыков и умений, позволяющих заниматься физической культурой и спортом. Создается система личностных ценностей, определяющих содержание спортивной деятельности подростка.
Не стоит так же забывать, что укрепление мотивации к занятиям физической культурой и спортом происходит в результате соотнесения подростком своих потребностей с возможностями и особенностями выполняемой деятельности.
Для достижения положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом должны учитываться следующие критерии:
1. Занятия не должны быть единообразные. Они должны включать в себя выполнение различных упражнений, чтобы не возникала как физическая и психическая усталость.
2.Физическая деятельность должна оставлять после себя заметный результат.
3. Деятельность должна быть желанной для подростка, и ее результат должен быть получен им самим.
4. Этот результат должен оцениваться качественно и количественно.
5. Необходимо учитывать способности подростка к занятию тем или иным видом упражнений, т.к. у каждого разное физическое состояние.
Таким образом, чтобы повысить мотивацию у подростков, нужно разнообразить учебные и секционные занятия, использовать игровой и соревновательный метод, шире использовать активные методы обучения, усилить творческую составляющую при организации занятий физической культурой.
Необходимо помнить, что только дифференцированный, личностно-ориентированный подход к тренировочному процессу и создание атмосферы доброжелательного общения может способствовать формированию у подростков мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сырвачева, И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И.С. Сырвачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф. / ДВГУ. –Владивосток, 2003. –C. 108-111.
2. Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения // Е.П. Максачук. - М.: Спутник +, 2016. - 104 c.
3. Андронов О. П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности. М.: Мир, 1992.
4. Дуркин П. К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом // Теория и практика физической культуры. 1995. № 11. С. 49
5. Бородин Ю.А. Проблемы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у девушек старших классов // Теория и практика физической культуры. 2012. № 7. С. 79.
6. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. - М.: Логос, 2004.
7. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебн. для ин-тов и факл. физ. культуры. / Е.П. Ильин –СПб.: Изд. РГПУ им. А.Герцена, 2005. – 486 с
8. Кисапов Н.Н. Формирование интереса школьников к физической культуре и спорту: учебное пособие. Чебоксары, 2009. 127 с.