«Формирование мотивации у детей на занятиях хора». | Саенко Альбина Анатольевна. Работа №346399
В статье рассматривается проблема формирования мотивации к вокально-хоровой деятельности в процессе работы с хоровым коллективом. Способы применения современных образовательных технологий в работе с обучающимися. Освещены педагогические условия творческого сотрудничества в детском хоровом коллективе.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества «Восход»
городского округа Самара
Методические рекомендации для педагогов по предмету
«Хоровое пение»
«Формирование мотивации у детей на занятиях хора».
Составитель:
педагог дополнительного образования
Саенко Альбина Анатольевна
2024
Известный музыкальный педагог, композитор Юрий Павлович Юкечев писал: «Среди семи чудес света есть восьмое — ребёнок играющий, ребёнок творящий».
Уникальные возможности каждого ребёнка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одним из видов которой является занятие вокалом. Психолог Б.Ф. Ломов утверждал, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту прожить...».
Каждый педагог - вокалист хочет, чтобы его ученики хорошо пели, с интересом и желанием занимались на занятиях. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и педагогам, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Педагоги знают, что ребёнка нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому передо мной стояла задача по формированию и развитию у детей положительной мотивации к учебной деятельности.
Для начала определим, что такое мотив и мотивация.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”.
Дети приходят на занятия в вокальную студию, чтобы совершенствовать свои способности, оттачивать мастерство пения, стать творцами, выступать перед публикой, выслушивать похвалу в свой адрес. Их ждет тяжкий труд и не только хвалебные речи педагога. Поэтому на первых порах, а по возможности и в дальнейшем стоит «подсластить горькую пилюлю», сохранить ощущение праздника при каждой встрече с музыкой! И сделать это можно в том случае, если ещё одним нашим союзником станет детская игра.
Ребенок испытывает потребность в игре, именно в ней формируются его эстетические потребности. Она знакома ему и близка, в ней он чувствует себя спокойно и комфортно. Игра необходима ему для выхода избыточной энергии, для реализации инстинкта подражания, для тренировки навыков, необходимых в серьезных делах, в частности умения петь и держаться на сцене.
Игровые образы используются, чтобы передать музыкальные штрихи. При освоении пения стаккато, объясняю детям, что петь надо отрывисто, предлагаю представить точки над нотами как «капельки», воду на мокрых руках, которую нужно как будто стряхнуть. Легато, свою очередь, это такое пение, когда все звуки сливаются и плавно переходят один в другой. Предлагаю ласково «погладить» руками и спеть всю цепочку звуков на одном движении руки. Дети с удовольствием и интересом включаются в игру, в которой я предлагаю спеть фразу или строфу на контрастах: тихо - громко, грустно – весело, мрачно – ласково, спокойно – сердито и т.д., развивая силу голоса.
Педагог, ведущий занятия с детьми, должен создавать на занятиях непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое состояние, пробуждать их воображение. На любой стадии своего развития, ребенок эмоционально откликается на выразительные интонации и музыку, содержащую в себе выражение чувств. Работая с эмоциональным подъемом, включая детей в игровые сюжетные занятия, я всегда получаю живой отклик и раскрепощенное эмоциональное пение.
Создание такой атмосферы начинается с распевок. Для распевок подбираются не простые звуки, а интересные попевки с сюжетом, например: «Раз, два, три, сколько листьев посмотри», или пропеваются имена учеников.
Также, дети очень любят изображать персонажей (например: «га-га», «мяу-мяу», «чик-чирик»), охотно пропевают скороговорки, выполняются сразу две задачи: работа над дикцией и разогрев голосового аппарата.
Большую роль играют ритмические упражнения. Ребенок изображает каждую длительность хлопками, топанием, другими движениями, тем самым присоединяя двигательное восприятие к слуховому и зрительному.
При распевке ансамбля юные вокалисты очень любят петь каноны и воспринимают их как музыкальную игру. У детей развивается слух, интонирование, они учатся слышать свою музыкальную партию и партию другого участника.
Не последнюю роль в работе с хором играет подбор соответствующего репертуара. Как показывает опыт, каждому ребенку, независимо от степени его одаренности, можно подобрать соответствующее музыкальное произведение. Учитываются: возраст, пол, тип дыхания, физиологического устройства певческого аппарата, способ звукоизвлечения в выработке певческого тона и многое другое, что способствует формированию голоса. Для меня одна из важнейших задач – зажечь в ребенке интерес к пению и вместе с этим привить любовь к работе. Как показывает практика, дети с удовольствием трудятся над сложным материалом, если он их эмоционально затронул, и быстро теряют желание работать с неинтересным, пусть даже и легким материалом.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, зная, что смена видов деятельности - это самый лучший отдых, провожу игровые распевания, музыкально-дидактические игры, физминутки, упражнения на релаксацию, чтобы от «усталости» обучающиеся не утратили интерес к предмету. Урок динамичен, эмоционален, всегда имеет мультимедийное сопровождение, все дети вовлечены в процесс сотрудничества с преподавателем, друг с другом.
На своих занятиях я стараюсь замечать и реагировать на любое продвижение ученика, пусть даже незначительное. Подбадриваю, поддерживаю, хвалю за чистое исполнение.
Участие детей в конкурсах и мероприятиях разного уровня является также мощнейшим стимулом совершенствования своего мастерства. У детей появляется осознание, что пение - это великий труд, в котором необходимо приложить усилие, сконцентрировать все внимание, проявить волю. Интерес, успешность, эмоциональная удовлетворенность вызывают у детей желание самостоятельно заниматься закреплением хоровой партии, готовить конкурсную или концертную программу дома.
Немаловажное значение для мотивации и умственной активности детей имеет артистизм педагога, его речь, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика. Поэтому необходимо, чтобы исполнение и рассказ педагога, его объяснения и показ были эмоционально выразительны, вызывали у детей эмоциональный отклик, желание повторить, спеть, выразить голосом, мимикой и движениями своё любимое музыкальное произведение.
Используемые мною педагогические подходы, приемы и методы не только мотивируют детей к обучению, но и способствуют их личностному росту и развитию творческих способностей.
ЛИТЕРАТУРА:
Асмолов
А.Г.
Психология личности. М., 1990..
Дружинин В.Н.
Психология общих способностей. - Питер, 1999.
Маркова А.К.,
Матис
Т.А., Орлов А.Б.
Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
Петрушин
В.И.
Музыкальная психология. - М.:
Владос
, 1997.
Путь
Веберна
к Новой музыке // «И свет во тьме светит». О музыке Антона
Веберна
.
Науч
. труды МГК. Сб. 21. М.: МГК, 1998.
С чего начинается детский хор. Из опыта работы с младшими хорами в Детской хоровой школе «Весна». Тетрадь № 1. М., 2008.
Семенюк
В.О.
На полях конкурсных программ… // Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. М., 1999.
Талызина Н.Ф.
Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988.
Умеркаева
С.Ш.
Художественно-эстетическое воспитание детей и подростков средствами хорового искусства в условиях дополнительного образования // Личностное развитие учащихся в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей. М., 2011.