Название статьи:
«Формирование мотивационной сферы обучающихся на уроках химии при использовании информационно-коммуникационных технологий» | Калинина Светлана Васильевна. Работа №358124
Дата публикации:
24.01.2025
Автор:
Калинина Светлана Васильевна
Описание:
Данная статья дает представлени о формировании мотивационной сферы обучающихся на уроках химии при использовании информационно-коммуникационных технологий.
В наше время все чаще на уроках используются ИКТ технологии, именно они часто повышают мотивационную сферу детей.
В статье представленаа методик, с поощью которой можно понять уровни сформированности мотивации учеников.
Формирование мотивационной сферы обучающихся на уроках химии при использовании информационно-коммуникационных технологий
Калинина Светлана Васильевна
Формирование мотивации учения немыслимо у ученика вообще, вне возраста и его специфических психологических характеристик. Возрастные особенности школьников надо не только учитывать (а иногда это означает, что возрастные особенности просто приговариваются после того, как вся система методов работы учителя уже отобрана, построена), из возрастных особенностей надо исходить с самого начала. Это означает, что всякий раз, начиная обдумывать работу по формированию мотивации учения в данном классе, у данного ученика, первые вопросы, которые должен задать себе учитель: каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте? какие особенности мотивации учения надо сформировать к концу этого школьного возраста (младшего, среднего, старшего), чтобы подготовить ученика к решению задач следующего этапа развития его личности? Только после этого и на основе этого правомерен выбор форм современного обучения. В связи с раскрытием резервов возрастного развития мотивации осуществляется и индивидуальный подход к учащимся.
Эффективное формирование мотивации учения предполагает соответствующее методическое обеспечение этого процесса.
Анализ философских, психолого-педагогических методических литературных источников по проблемам мотивации, показывает, что многие известные методисты-химики рассматривали различные аспекты мотивации при изучении химии: формирование устойчивого интереса к химии через специфику предметного содержания (В.П. Гаркунов, Ю.В. Ходаков), инновационные технологии обучения как фактор повышения мотивации (Н.Е. Кузнецова), познавательные и творческие задания по химии как средство формирования мотивации (М.С. Пак, Н.А. Титов, И.М. Титова), химический эксперимент как важнейший мотивирующий фактор (В.Н. Давыдов, Э.Г. Злотников, Н.А. Титов, Г.М. Чернобельская и др.), домашний эксперимент по химии как средство мотивации ее изучения (Г. А. Шипарева), межпредметная интеграция как фактор, способствующий развитию мотивации (В.М. Байкова, О.И. Близнецова, Н.А. Кадыгроб, Л.Н. Крючок, И.В. Родыгина), развитие внутренней мотивации изучения химии (Е. И. Евстафьева, И.М. Титова).
Однако вопросам формирования мотивации учения посредством использования ИКТ не уделялось должного внимания, и не посвящались специальные исследования, однако ряд исследований подтверждает включение ИКТ в процесс обучения школьников как отдельных единиц.
Опираясь на результаты проведенного литературного обзора, нами были уточнены такие понятия, как:
Мотив – побудительная причина к совершению каких-либо действий, направленных на удовлетворение той или иной потребности.
* Под мотивом учебной деятельности мы понимаем побуждение к совершению каких-либо действий, направленных на удовлетворение той или иной потребности, связанной с учебной деятельностью и ее личностным смыслом.
* Под мотивацией мы понимаем психическое образование, выполняющее побудительную и смыслообразующую функции и направленное на реализацию потребностей в соответствии с целевой компонентой.
* Под мотивационной сферой мы понимаем динамическую систему иерархически подчиненных мотивов, потребностей и целей, взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга.
Исследование состояния изучаемой проблемы позволило установить, что, в зарубежной и отечественной науке проблема мотивов и мотивации активно разрабатывалась исследователями в различных направлениях:
* проблема соотношения мотива и инстинкта (М. Даугол),
* связь между мотивами и потребностями (Дж. Гилфорд, Г. Кэттелл, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Халл),
* связь стимула и реакции (Э. Толмен),
* теория подкрепляющего эффекта (Б. Скиннер),
* функции мотива (Ж.Ф. Ле Ни, В.Г. Леонтьев, К. Мадсон, Г. Олпорт),
* социальная детерминация мотивов (Г. Мерфи, Х. Хекхаузен),
* механизмы мотивации (В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, В.К. Вилюнас, Х.Хекхаузен),
* связь мотивации и притязаний (Ж. Аткинсон, д. Макклеланд, Ф. Хопп),
* понятие о первичной и вторичной мотивации (П. Фресс),
* понятие о социальной мотивации (К. Левин),
* связь мотивации и эмоций (Р. Линер),
* изучения мотивации поведения детей и подростков (Л.В. Благонадежина, Л.И. Божович, А.К. Маркова),
* определение смысла учения (А.Н. Леонтьев),
* изучение мотивация познавательной деятельности (Ю.К. Колюткин, Г.И. Сухобская),
* определение механизмов мотивации учебной деятельности (В.Г. Леонтьев, А.К. Маркова),
* психологические проблемы мотивации поведения человека (Е.П. Ильин, П.М. Якобсон),
* изучение проблемы активизации познавательной деятельности (А.К. Маркова, М.В. Матюхин, Т.И. Шамова, М.И. Щукина).
Однако в науке не выработана единая точка зрения. Различные авторы по-разному определяют понятие мотива и мотивации, их структуру и принципы функционирования, но большинство авторов выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Многие отечественные авторы (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.Г. Леонтьев, А.К. Маркова и др.) называют внешнюю мотивацию стимуляцией.
Современная наука выделяет два основных механизма формирования мотивации учения.
Первый заключается в создании специальных условий учебной деятельности и взаимоотношений, которые будут систематически избирательно актуализировать отдельные побуждения, переводя их в устойчивое мотивационное образование (механизм развития мотивации вверх).
Второй механизм состоит в усвоении учащимися предлагаемых им в готовом виде побуждений, целей, идеалов и ориентиров, которые по замыслу воспитателя должны у них сформироваться и, которые сами воспитуемые должны постепенно превратить из внешне принимаемых во внутренне принятые и реально действующие.
За последние годы в России в связи с изменившимися социально экономическими условиями частично изменилась и мотивация деятельности людей, в том числе, и учебная.
Результаты анализа подготовки подрастающего поколения к продолжению своего образования выявляют явно недостаточный образовательный уровень, сочетающийся с высокими показателями развития мотивационной сферы, но преимущественно в профильном или профессиональном аспекте. Поэтому мы сделали вывод о том, что необходимо введение в учебный процесс специальной поддержки развития мотивации учения.
Традиционно проблема мотивации относится к области деятельности школьного психолога. Однако в реальных условиях она не может быть решена средствами психологической службы школы относительно каждого ученика и каждого учебного предмета. В современной школе в качестве субстрата развивающего, воспитывающего обучения рассматривается предметное обучение (Т.К. Донская, В.Г. Маранцмае, И.М. Титова и др.). Именно через предметное обучение учитель воздействует на личностное развитие ученика, вводит его в мир науки и культуры, в область межличностных отношений. Наиболее эффективной формой такого введения является активное взаимодействие, сотрудничество учителя и ученика в процессе организации и осуществления познавательной деятельности.
Одна из задач современной методики состоит в разработке приемов организации такого взаимодействия. На наш взгляд, наиболее актуальным, доступным и отвечающим требования современного общества к обучению, являются средства ИКТ как один из способов формирования мотивации учения по химии, основанный на использовании:
* виртуального химического эксперимента;
* познавательных и творческих заданий, которые можно моделировать с помощью компьютеров;
* практической направленности химического содержания образования, позволяющей прогнозировать и решать глобальные экологические проблемы с помощью виртуального химического моделирования;
* игровых форм проведения занятий, гуманизация и гуманитаризация процесса обучения;
* активном включении межпредметных знаний по химии.
На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что одним из наиболее перспективных и неразработанных направлений является развитие и формирование мотивации к изучению химии средствами информационно-коммуникационных технологий.
Для исследования эффективности разработанных методических рекомендаций по использованию дифференцированного обучения на уроках химии нами использована методику Лускановой Н.Г. Оценка школьной мотивации.
В анкету включено 10 вопросов, отражающих отношение учащихся к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 бала; нейтральный ответ-1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ученика к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:
1. 25-30 балов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие ученики отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
2. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие ученики достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких учащихся сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает.
4. 10-14 баллов - низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем, школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо, в некоторых случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Сформированность у учащихся мотивационной сферы играет важнейшую роль для их успешности в учебной деятельности. Наличие у ученика мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Данная методика анкетного опроса может быть использована при индивидуальном обследовании учащегося, а также может применяться для групповой диагностики (класса в целом). При этом допустимы два варианта предъявления.
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а ученики должны написать те ответы, которые они выбирают.
2. Анкеты в напечатанном виде, раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как ученики в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы. Поэтому мы в своей работе использовали второй вариант анкетирования учащихся.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ученика, а его повышение - положительной динамикой в обучении и развитии школьника.
Педагогический эксперимент проводился по лангетюдной методике, т.е. результаты анкетирования в ходе эксперимента сравнивались с начальными показателями в одном и том же классе. Для проведения эксперимента мы интерпретировали анкету Лускановой Н.Г. Оценка школьной мотивации для школьного предмета химии.
Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в 10 А классе (27 человек) на базе МБОУ Школа № 12 г.о. Самара.
Данные, полученные на первом этапе проведения педагогического эксперимента, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты анкетирования учащихся 10А класса на первом этапе эксперимента (2021 г)
Уровни сформированности школьной мотивации учащихся
Количество учащихся
% от общего числа учеников в классе
1
2
7,41
2
5
18,51
3
10
37,03
4
7
25,93
5
3
11,11
Всего
27
100
При первом анкетировании мы выявили, что 10 учеников обладают 3 уровнем сформированности школьной мотивации, что составляет 37,03% от общего числа опрошенных, а высокий уровень сформированности школьной мотивации наблюдается лишь у 2 учащихся, что составляет 7,41%.
Данные, полученные на втором этапе проведения педагогического эксперимента, после проведения занятий с использованием ИКТ представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты анкетирования учащихся 10 А класса на втором этапе эксперимента (2021 г.)
Уровни сформированности школьной мотивации учащихся
Количество учащихся
% от общего числа учеников в классе
1
4
14,81
2
6
22,22
3
13
48,14
4
3
11,11
5
1
3,71
Всего
27
100
При втором анкетировании мы выявили, что 13 учеников обладают 3 уровнем сформированности школьной мотивации, что составляет 48,14%, а высокий уровень сформированности школьной мотивации наблюдается лишь у 4 учащихся, что составляет 14,81%.
После всего вышесказанного можно сделать вывод, что количество учащихся с 1 уровнем сформированности школьной мотивации увеличилось, а вот количество учащихся с 5 уровнем сформированности школьной мотивации снизилось. Это свидетельствует о достаточно эффективном внедрении в практику методических рекомендацийпо проведению и организации уроков химии с использованием ИКТ.
HYPER13PAGE HYPER15
5
Скачать работу
Калинина Светлана Васильевна
Формирование мотивации учения немыслимо у ученика вообще, вне возраста и его специфических психологических характеристик. Возрастные особенности школьников надо не только учитывать (а иногда это означает, что возрастные особенности просто приговариваются после того, как вся система методов работы учителя уже отобрана, построена), из возрастных особенностей надо исходить с самого начала. Это означает, что всякий раз, начиная обдумывать работу по формированию мотивации учения в данном классе, у данного ученика, первые вопросы, которые должен задать себе учитель: каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте? какие особенности мотивации учения надо сформировать к концу этого школьного возраста (младшего, среднего, старшего), чтобы подготовить ученика к решению задач следующего этапа развития его личности? Только после этого и на основе этого правомерен выбор форм современного обучения. В связи с раскрытием резервов возрастного развития мотивации осуществляется и индивидуальный подход к учащимся.
Эффективное формирование мотивации учения предполагает соответствующее методическое обеспечение этого процесса.
Анализ философских, психолого-педагогических методических литературных источников по проблемам мотивации, показывает, что многие известные методисты-химики рассматривали различные аспекты мотивации при изучении химии: формирование устойчивого интереса к химии через специфику предметного содержания (В.П. Гаркунов, Ю.В. Ходаков), инновационные технологии обучения как фактор повышения мотивации (Н.Е. Кузнецова), познавательные и творческие задания по химии как средство формирования мотивации (М.С. Пак, Н.А. Титов, И.М. Титова), химический эксперимент как важнейший мотивирующий фактор (В.Н. Давыдов, Э.Г. Злотников, Н.А. Титов, Г.М. Чернобельская и др.), домашний эксперимент по химии как средство мотивации ее изучения (Г. А. Шипарева), межпредметная интеграция как фактор, способствующий развитию мотивации (В.М. Байкова, О.И. Близнецова, Н.А. Кадыгроб, Л.Н. Крючок, И.В. Родыгина), развитие внутренней мотивации изучения химии (Е. И. Евстафьева, И.М. Титова).
Однако вопросам формирования мотивации учения посредством использования ИКТ не уделялось должного внимания, и не посвящались специальные исследования, однако ряд исследований подтверждает включение ИКТ в процесс обучения школьников как отдельных единиц.
Опираясь на результаты проведенного литературного обзора, нами были уточнены такие понятия, как:
Мотив – побудительная причина к совершению каких-либо действий, направленных на удовлетворение той или иной потребности.
* Под мотивом учебной деятельности мы понимаем побуждение к совершению каких-либо действий, направленных на удовлетворение той или иной потребности, связанной с учебной деятельностью и ее личностным смыслом.
* Под мотивацией мы понимаем психическое образование, выполняющее побудительную и смыслообразующую функции и направленное на реализацию потребностей в соответствии с целевой компонентой.
* Под мотивационной сферой мы понимаем динамическую систему иерархически подчиненных мотивов, потребностей и целей, взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга.
Исследование состояния изучаемой проблемы позволило установить, что, в зарубежной и отечественной науке проблема мотивов и мотивации активно разрабатывалась исследователями в различных направлениях:
* проблема соотношения мотива и инстинкта (М. Даугол),
* связь между мотивами и потребностями (Дж. Гилфорд, Г. Кэттелл, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Халл),
* связь стимула и реакции (Э. Толмен),
* теория подкрепляющего эффекта (Б. Скиннер),
* функции мотива (Ж.Ф. Ле Ни, В.Г. Леонтьев, К. Мадсон, Г. Олпорт),
* социальная детерминация мотивов (Г. Мерфи, Х. Хекхаузен),
* механизмы мотивации (В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, В.К. Вилюнас, Х.Хекхаузен),
* связь мотивации и притязаний (Ж. Аткинсон, д. Макклеланд, Ф. Хопп),
* понятие о первичной и вторичной мотивации (П. Фресс),
* понятие о социальной мотивации (К. Левин),
* связь мотивации и эмоций (Р. Линер),
* изучения мотивации поведения детей и подростков (Л.В. Благонадежина, Л.И. Божович, А.К. Маркова),
* определение смысла учения (А.Н. Леонтьев),
* изучение мотивация познавательной деятельности (Ю.К. Колюткин, Г.И. Сухобская),
* определение механизмов мотивации учебной деятельности (В.Г. Леонтьев, А.К. Маркова),
* психологические проблемы мотивации поведения человека (Е.П. Ильин, П.М. Якобсон),
* изучение проблемы активизации познавательной деятельности (А.К. Маркова, М.В. Матюхин, Т.И. Шамова, М.И. Щукина).
Однако в науке не выработана единая точка зрения. Различные авторы по-разному определяют понятие мотива и мотивации, их структуру и принципы функционирования, но большинство авторов выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Многие отечественные авторы (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.Г. Леонтьев, А.К. Маркова и др.) называют внешнюю мотивацию стимуляцией.
Современная наука выделяет два основных механизма формирования мотивации учения.
Первый заключается в создании специальных условий учебной деятельности и взаимоотношений, которые будут систематически избирательно актуализировать отдельные побуждения, переводя их в устойчивое мотивационное образование (механизм развития мотивации вверх).
Второй механизм состоит в усвоении учащимися предлагаемых им в готовом виде побуждений, целей, идеалов и ориентиров, которые по замыслу воспитателя должны у них сформироваться и, которые сами воспитуемые должны постепенно превратить из внешне принимаемых во внутренне принятые и реально действующие.
За последние годы в России в связи с изменившимися социально экономическими условиями частично изменилась и мотивация деятельности людей, в том числе, и учебная.
Результаты анализа подготовки подрастающего поколения к продолжению своего образования выявляют явно недостаточный образовательный уровень, сочетающийся с высокими показателями развития мотивационной сферы, но преимущественно в профильном или профессиональном аспекте. Поэтому мы сделали вывод о том, что необходимо введение в учебный процесс специальной поддержки развития мотивации учения.
Традиционно проблема мотивации относится к области деятельности школьного психолога. Однако в реальных условиях она не может быть решена средствами психологической службы школы относительно каждого ученика и каждого учебного предмета. В современной школе в качестве субстрата развивающего, воспитывающего обучения рассматривается предметное обучение (Т.К. Донская, В.Г. Маранцмае, И.М. Титова и др.). Именно через предметное обучение учитель воздействует на личностное развитие ученика, вводит его в мир науки и культуры, в область межличностных отношений. Наиболее эффективной формой такого введения является активное взаимодействие, сотрудничество учителя и ученика в процессе организации и осуществления познавательной деятельности.
Одна из задач современной методики состоит в разработке приемов организации такого взаимодействия. На наш взгляд, наиболее актуальным, доступным и отвечающим требования современного общества к обучению, являются средства ИКТ как один из способов формирования мотивации учения по химии, основанный на использовании:
* виртуального химического эксперимента;
* познавательных и творческих заданий, которые можно моделировать с помощью компьютеров;
* практической направленности химического содержания образования, позволяющей прогнозировать и решать глобальные экологические проблемы с помощью виртуального химического моделирования;
* игровых форм проведения занятий, гуманизация и гуманитаризация процесса обучения;
* активном включении межпредметных знаний по химии.
На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что одним из наиболее перспективных и неразработанных направлений является развитие и формирование мотивации к изучению химии средствами информационно-коммуникационных технологий.
Для исследования эффективности разработанных методических рекомендаций по использованию дифференцированного обучения на уроках химии нами использована методику Лускановой Н.Г. Оценка школьной мотивации.
В анкету включено 10 вопросов, отражающих отношение учащихся к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 бала; нейтральный ответ-1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ученика к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:
1. 25-30 балов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие ученики отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
2. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие ученики достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких учащихся сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает.
4. 10-14 баллов - низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем, школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо, в некоторых случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Сформированность у учащихся мотивационной сферы играет важнейшую роль для их успешности в учебной деятельности. Наличие у ученика мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Данная методика анкетного опроса может быть использована при индивидуальном обследовании учащегося, а также может применяться для групповой диагностики (класса в целом). При этом допустимы два варианта предъявления.
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а ученики должны написать те ответы, которые они выбирают.
2. Анкеты в напечатанном виде, раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как ученики в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы. Поэтому мы в своей работе использовали второй вариант анкетирования учащихся.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ученика, а его повышение - положительной динамикой в обучении и развитии школьника.
Педагогический эксперимент проводился по лангетюдной методике, т.е. результаты анкетирования в ходе эксперимента сравнивались с начальными показателями в одном и том же классе. Для проведения эксперимента мы интерпретировали анкету Лускановой Н.Г. Оценка школьной мотивации для школьного предмета химии.
Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в 10 А классе (27 человек) на базе МБОУ Школа № 12 г.о. Самара.
Данные, полученные на первом этапе проведения педагогического эксперимента, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты анкетирования учащихся 10А класса на первом этапе эксперимента (2021 г)
Уровни сформированности школьной мотивации учащихся
Количество учащихся
% от общего числа учеников в классе
1
2
7,41
2
5
18,51
3
10
37,03
4
7
25,93
5
3
11,11
Всего
27
100
При первом анкетировании мы выявили, что 10 учеников обладают 3 уровнем сформированности школьной мотивации, что составляет 37,03% от общего числа опрошенных, а высокий уровень сформированности школьной мотивации наблюдается лишь у 2 учащихся, что составляет 7,41%.
Данные, полученные на втором этапе проведения педагогического эксперимента, после проведения занятий с использованием ИКТ представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты анкетирования учащихся 10 А класса на втором этапе эксперимента (2021 г.)
Уровни сформированности школьной мотивации учащихся
Количество учащихся
% от общего числа учеников в классе
1
4
14,81
2
6
22,22
3
13
48,14
4
3
11,11
5
1
3,71
Всего
27
100
При втором анкетировании мы выявили, что 13 учеников обладают 3 уровнем сформированности школьной мотивации, что составляет 48,14%, а высокий уровень сформированности школьной мотивации наблюдается лишь у 4 учащихся, что составляет 14,81%.
После всего вышесказанного можно сделать вывод, что количество учащихся с 1 уровнем сформированности школьной мотивации увеличилось, а вот количество учащихся с 5 уровнем сформированности школьной мотивации снизилось. Это свидетельствует о достаточно эффективном внедрении в практику методических рекомендацийпо проведению и организации уроков химии с использованием ИКТ.
HYPER13PAGE HYPER15
5