Формирование мотивацию у учащихся 5Х классов к занятиям физической культурой, как основа физического воспитания. | Кембель Наталья Владимировна. Работа №349671
Сохранить и укрепить здоровье детей – одна из актуальных и главных задач развития нашей страны и школы № 50 г . Новосибирска.
Печальный факт, что с каждым годом становится все больше ослабленных (многие не с рождения, а из-за пониженной физической нагрузки) и не заинтересованных учеников. Физическое образование создаёт фундамент здоровья для развитие других сторон культуры человека .Физическая культура вносить значительный в клад в процессе формирования всестороннее развитой здоровой личности. В связи с этим большое значение приобретает систематичное занятие физической культуры и спортом. Главная роль в этом процессе принадлежит мотивации. Мотивированный человек более увлечен и более эффективен в реализации любого дела.
Слова педагога
На тему: Изучения мотивов занятий физической культуры учащихся 5х классов в современных условиях реализации ФГОС.
МБОУ СОШ №50
Преподаватель по физической культуре
Кембель Наталья Владимировна
г. Новосибирск
Содержание
Ведения 2-5стр.
1.Определение мотивации 5-6стр.
2.Методы 6-8стр.
2.1 Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
2.2 Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
2.3 Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
3.Факторы, влияющие на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности. 8-9стр.
4.Анализ результатов деятельности. 9-12стр.
5. Вывод 13стр.
Список литературы. 14стр.
Приложения
Изучения мотивов занятий физической культуры учащихся 5х классов в современных условиях.
Введение
Любому государству для обеспечения своей безопасности постоянно приходится отвечать на вызовы, которые в достаточном количестве предоставляет любой исторический период времени. Достойный ответ же обеспечивается продуцированием новых идей, способов и технологий жизнедеятельности. В связи с изменениями в обществе и система образования вынуждена видоизменяться, так как школа в любом государстве выполняет его социальный заказ.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) перед педагогами начальной школы встали задачи, решать которые ранее большинству из них не приходилось. «В результате изучения всех без исключения предметов, - говорится в примерной основной образовательной программе, - на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться». Таким образом, акцент в общем образовании со знаний, умений и навыков переносится на способы учебных действий, которые в совокупности обеспечивают обучающимся умение учиться. А достижение «умения учиться» предполагает, в свою очередь, полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). И в результате, подчёркивается в Стандарте, предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.
Актуальность. Сохранить и укрепить здоровье детей – одна из актуальных и главных задач развития нашей страны и школы № 50 г . Новосибирска.
Печальный факт, что с каждым годом становится все больше ослабленных (многие не с рождения, а из-за пониженной физической нагрузки) и не заинтересованных учеников. Физическое образование создаёт фундамент здоровья для развитие других сторон культуры человека .Физическая культура вносить значительный в клад в процессе формирования всестороннее развитой здоровой личности. В связи с этим большое значение приобретает систематичное занятие физической культуры и спортом. Главная роль в этом процессе принадлежит мотивации. Мотивированный человек более увлечен и более эффективен в реализации любого дела.
В настоящее время наблюдается снижение мотивации учащихся к занятиям физкультуры. Возникает необходимость пересмотреть системы физического воспитания в школьников среднего звена.
Стратегической целью является формирование у учащихся морального и психического здоровья, осознание подробности к самостоятельным и организованным занятиям физической культуры, обретения знаний здорового образа жизни.
До сих пор не раскрыты взаимодействия психологические и педагогические механизмы мотивации восприятия физического воспитания у учащихся, как фактор общего гармонического развития личности. Хотя я считаю это важным и не отделимой частью процесса. 3
Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.).
Научная новизна заключается в методике формирования интереса школьников к занятиям физической культурой, повышающей уровень физической подготовленности и физического здоровья учащихся на современном этапе модернизации школьного образования.
Теоретическая значимость состоит: в обосновании стимулирующей среды, основанной на взаимосвязи показателей физической подготовленности и знаниях о физической культуре, здоровом образе жизни учащихся;
в разработке современной методики формирования интереса, реализующей эффективное использование мотивационной сферы.
Практическая значимость работы заключается в применении современной методики формирования мотивации к занятиям физической культурой у школьников в МБОУ «СОШ №50 г.Новосибирск» и может быть использована в работе учителей физической культуры.
Концептуальные и методические подходы к изучению
Проблемная ситуация. При анализе состояния проблемы формирования мотивации к урокам физической культуры у средних школьников выявились следующее противоречие: между объективно существующей потребностью учителей активизировать положительную мотивацию средних школьников к урокам физической культуры и отсутствием научно обоснованных методик, способствующих решению этой актуальной для физической культуры проблемой.
Исходя из выявленного противоречия, была сформулирована проблема, которая состоит в поиске средств обучения, которые позволили бы формировать положительные мотивы к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста.
Цель: определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у средних школьников.
Задачи:
- Изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации.
- Определить мотивы, вызывающие интерес к занятиям физической культурой у школьников .
- Экспериментально обосновать эффективность форм и средств, способствующих формированию мотиваций к занятиям физической культурой у средних школьников.
- Разработать практические рекомендации (выводы) по формированию мотиваций к занятиям физической культурой.
Объект: процесс формирования мотиваций к занятиям физической культурой у средних школьников школы.
Предмет: пути и средства формирования мотивации к занятиям физической культуры у школьников среднего звена.
Гипотеза: Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьников среднего звена будет более эффективным, если в учебно-воспитательном процессе применять как традиционные формы и методы
работы, так и инновационные (применение ИКТ, проектной деятельности,
4
проведение спортивно-оздоровительных соревнований «Президентские состязания», «Осенний кросс», «Веселые старты» «ГТО»).
Методы изучения:
- анализ научно-методической литературы,
- анкетирование,
- педагогическое наблюдение,
- мониторинг физической подготовленности (контрольные испытания), Приложения 6
- педагогический контроль,
- проблемно-поисковый метод,
- методы проектов,
- методы математико-статистической обработки данных.
Непосредственно в эксперименте было задействовано 150 учащихся 5-х классов обучающихся по предмету «физическая культура». Исследование проводилось на основании мониторинговых данных физической подготовленности учащихся 5-х классов в 2023 - 2024 учебном году и исследований отношения учащихся к занятиям физической культурой.
Изучались и анализировались литературные источники по проблеме формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой.
Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и т.п. Именно ими была поднята проблема: как повысить у ребенка интерес к учению, то есть - формировать мотив.
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности (из Википедии).
Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим мотивам следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, т.е. ему пока безразлично, чем именно заниматься. К конкретным мотивам — желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим — плавание, третьим – футбол и т.д.
Мотивы, связанные с процессом деятельности, — это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т.д.).
Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении, и ее социальных нужд.
Формирование мотивов связано с воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы — это условия, в которых оказывается субъект деятельности. Внутренние факторы — это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности. Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность.
5
Замечательный врач Н.М.Амосов сказал: «В большинстве болезней виновата не природа, ни общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, а иногда от неразумности». Для большинства детей учитель физкультуры - единственный человек, способный грамотно способствовать их физическому развитию. Только при положительном отношении детей к урокам физкультуры возможно соблюдение и выполнение требований учебной программы. Убеждена, что максимально успешная реализация обучающей, воспитывающей и развивающей целей урока во многом зависит от того, насколько учитель сможет заинтересовать учащихся, какие методы и средства будут использованы при этом.
Одна из главных задач работы – это сохранение и укрепление здоровья детей, где преследую следующие цели:
развитие положительной мотивации к урокам физической культуры;
улучшение самочувствия учащихся;
формирование потребности к
ведению здорового
образа жизни.
знание
как сохранить здоровье на долгие годы.
Методы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Словесные методы.
Объяснение.При ходьбе и беге в начале урока, на разминке объясняю значение выполняемых упражнений. Например: «Ребята, эти упражнения для стопы мы выполняем для профилактики плоскостопия, чтобы ножки были здоровы!». Объясняю, что в раннем возрасте выполнение упражнений с отягощениями даже опасны и могут замедлить рост, а вис на перекладине, наоборот, способствует увеличению роста. Объясняю детям, почему нельзя останавливаться сразу после бега, а надо постепенно снижать нагрузку, сравнивая образно, какова нагрузка на сердце, с экстренной остановкой поезда, когда используют по необходимости «стоп-кран», а мы слышим скрежет колёс.
Беседа. В диалоге с детьми выясняю, кто уже умеет закаляться, каким образом; пополняю детский опыт новыми способами профилактики простуды. Например: массаж биологически активных точек на теле.
Лекция (лат. lectio — чтение) — систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки.
Проблемно-поисковый метод обучения. Он активизирует запоминание изучаемого материала. Например, обсуждая варианты падения и вопрос безопасности в прыжках в длину с места, спрашиваю: «Как нужно безопасно приземлиться и почему?», или «Как преодолеть переправу через «болото» двум встретившимся на «мосту» (бревне)? Найдите различные способы перехода на противоположную сторону без падения!».
Практические методы обучения. Двигательный опыт детей обогащается разнообразными упражнениями. Например: старт из различных исходных положений, упражнения в парах, с различным мелким и нестандартным инвентарём и т.д.
Наглядные методы обучения. Рассказывая ребятам о работе дыхательной, сердечно-сосудистой и других системах, о влиянии занятий физическими упражнениями на работу этих систем, показываю красочные
6
таблицы из кабинета биологии. Использую различные презентации по ознакомительным темам. При работе в группах (круговые тренировки, прохождение полосы препятствий) использую карточки с изображениями данных упражнений.
Метод наблюдения. Известно, что дети в процессе любых занятий внимательно наблюдают друг за другом, сравнивая себя с другими, отмечая «плюсы» и «минусы» поведения и характера, при этом ребёнок начинает осознавать и познавать себя. Например: групповое оценивание проводящего ученика качества, проведённой им разминки на уроке. Или такой пример: одна группа учащихся проходит полосу препятствий, а другая подсчитывает ошибки в выполнении заданий. 6
Методы самостоятельной работы. На уроке закрепления изученного провожу круговую тренировку. Но в её организации участвуют дети. Видя, какой инвентарь находится в спортзале, имея опыт в выполнении упражнений по текущей теме, дети сами предлагают комплекс упражнений. Например, раздел «Гимнастика», тема «Лазание по наклонной скамье двумя способами». Дети группами проходят станцию «Горная» (ходьба по наклонной скамье), станцию «Переправа» (подтягивание на скамье лёжа на животе), станцию «Скалолазы» (перемещение по гимнастической стенке), станцию «Акробатическую» (перемещение через бревно),станцию «Силачи» (отжимание), станцию «Весёлая» (прыжки через скакалку). Во 2-х классах дети уже умеют и любят самостоятельно подбирать упражнения для разминки, добавляя к приобретённому в школе опыт из спортивных секций и домашних заготовок.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Создание ситуаций успеха в учении. Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определённые затруднения в учебе. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Например: сильные ученики - отжимаются в упоре лёжа от пола, слабые - в упоре от скамьи. Ситуации успеха организую и путём поощрения промежуточных действий школьников, то есть путём специального подбадривания их на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Убеждаю детей благожелательно указывать на чужие ошибки, помогать «споткнувшемуся», не ругать растерявшегося во время эстафеты. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Метод самоконтроля. Важно развивать у учащихся навык самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов. Для этого дети обучаются приёмам самостраховки.
Метод устного контроля. Устный контроль осуществляю путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе ставлю перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. Например, проверка разученных дома
7
по карточке упражнений для профилактики плоскостопия. Известно, то задание, что не проверяется, выучено детьми не будет. При фронтальном опросе подбираю серию логически связанных между собой вопросов и ставлю их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников. Например, на прошлом уроке обсуждали способы безопасного падения; закрепляем изученное: «Каково положение головы при падении вперёд? назад? на бок?» Или: «Где можно использовать полученные знания?»
Метод тестов. Использую в работе печатные контрольно-измерительные материалы для контроля знаний, интереса. Приложение 1
Метод мини - сканворд. В этом учебном году с учащимися 5-х классов дети в мести с родителями делали сканворд на любую спортивную и физкультурную тему на «оценку» учителя и учащихся.. Приложение 2, тест с ответами по физической культуре для учащихся начальных классов.
Приложение 3
На протяжении многих лет в школе среди учащихся и начальных классов проводятся спортивно-оздоровительные соревнования «Президентские состязания», « Эстафета победы», « Осенний кросс», « Веселые старты».
Были определены победители по параллелям и награждены грамотами. Преимущество этих состязаний в том, что учащиеся соревнуются между собой в первенстве по различным тестам физической подготовки, выявляется победитель в определённом виде испытаний, победитель в классе и класс-победитель. Это очень мотивирует учащихся на дополнительные самостоятельные занятия по физической подготовке.
Формировать интерес школьников 5-х классов к физической культуре помогают внеклассные и внеурочные мероприятия: зарядка до занятий, подвижные перемены, «Весёлые старты», «Мама, папа и я - спортивная семья!», секции по плаванью и баскетболу, конкурс рисунков «Мой друг – физкультура!» и т.д.
В этом учебном году освещались такие темы, как: «Зарядка для младших школьников», «Режим дня», «Профилактика плоскостопия», «Осанка и коррегирующие упражнения». Приглашаем мам и пап для помощи в организации спортивных праздников. В заключение хочу отметить, что урок физкультуры по-прежнему остаётся одним из любимых у ребят.
Факторы, влияющие на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности.
Активность учащихся зависит от многих факторов, основными из них являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.
Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.
Существуют несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнениям:
- Обстановка во время занятий и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая его в развлечение. Урок
8
физической культуры приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят бодрость учителя, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников.
- Использование игрового и соревновательного методов в силу их психологических особенностей всегда вызывает сильную эмоциональную реакцию школьников. Следует помнить, что часто эта реакция может быть
настолько сильной, что выполнение поставленных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции долго затухают после окончания игры или соревнования, поэтому использовать эти методы на уроке следует определив их место, форму и меру.
Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец занятий. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники новых упражнений.
Игра — привычная форма занятий. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, учащиеся усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На занятиях с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание тренировочного занятия программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль.
Аналитическая часть
Анализ результатов деятельности. Мною было проведено анкетирование с целью определения мотивации к занятиям физической культурой и ведению ЗОЖ среди учащихся 5-х классов, были выявлены следующие результаты Приложение 4 (анкета):
- Большинство желают увеличить количество уроков физкультуры с 2-3 до 4-5 раз в неделю.
- В основном здоровьем своим учащиеся довольны.
- Определение понятия «вести здоровый образ жизни» выражают, как отсутствие болезней, занятия спортом, соблюдение здорового питания.
- А вот, самочувствие на уроках у многих школьников сопровождается «усталостью»; «напряжением».
- На вопрос, «какие общешкольные мероприятия прошлых лет по проблеме здоровья и здорового образа жизни тебе больше запомнились?» ответом был школьные «Дни здоровья»; школьная спартакиада; спортивный праздник «Семья и спорт – мы вместе!»
В начале эксперимента была проведена методика «весёлый-грустный» для оценки эмоционального отношения к урокам физической культуры, получилось 40% грустных ответов, 60% отметили позитивную настроенность к урокам физической культуры.
Диаграммы. Эмоциональность учащихся по отношению к урокам физической культуры
Для повышения мотивации необходима стимуляция, необычные
9
ситуации, новые движения. Поэтому в этом учебном году были внедрены в учебно-воспитательный процесс спортивно-оздоровительные «Президентские состязания» и проектная деятельность.
Таким образом, к концу учебного года по сравнению с исходным уровнем результаты по той же методике следующие: 13% грустных ответов, 82% отметили позитивную настроенность к урокам физической культуры, т.е. на 27% уменьшилось грустных ответов. Приложения 7
В процессе экспериментальной работы были подготовлены заключения по формированию у школьников мотивации к занятиям физической культурой. Приложение 5 9
Исследования показали, что интерес - явление динамическое, так как постоянно изменяется значимость привлекательных сторон физической культуры с возрастом. Младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще. Дети любят побегать, попрыгать, поиграть, не очень задумываясь над тем, что это средство их физического и психического развития.
С целью повышения эффективности и развития обозначенных мотивов и потребностей у школьников на протяжении исследования мною были использованы такие экспериментально-методические подходы:
1. Устранение на уроках физической культуры ненужных пауз. Часто можно наблюдать, как ученики вынуждены подолгу ждать своей очереди для выполнения упражнения. Например, взятие низкого старта занимает всего несколько секунд, а ожидание очереди - 2-2,5 мин.; выполнение упражнения на гимнастическом снаряде занимает около минуты, а ожидание подхода к нему - несколько минут. Такие продолжительные паузы снижают не только уровень функционирования вегетатики, необходимой для выполнения мышечной работы, но и рабочий настрой, мобилизационную готовность учеников, тем самым, расхолаживая их.
Устранить эти простои можно несколькими путями:
а) обеспечением спортивными снарядами всей группы школьников, используя нестандартное оборудование: дополнительные перекладины, разные тренажеры и т.д.;
б) выполнением учениками в паузах подготовительных и подводящих упражнений;
в) наблюдением учеников за качеством выполнения упражнения одноклассником; это повышает познавательную активность школьников и дает возможность использовать идеомоторику, которая оказывает содействие формированию двигательного умения.
Однако следует иметь в виду, что нагрузка на вегетативную систему при таком наблюдении резко снижается, поэтому уменьшается функциональная подготовка учеников.
2. Осуществление постоянного контроля над школьниками на уроке. Активизировать учеников на уроке физической культуры легче, если они будут знать, что их действия и поведение будут оцениваться. В связи с этим перед некоторыми уроками учителю полезно предупредить учеников, в особенности тех, которые проявляют пассивность, что сегодня у всего класса или у отдельных учеников будет оцениваться активность, старательность, внимательность, дисциплинированность. Однако этот метод активизации учеников может иметь и отрицательные последствия (в случае оценивания отдельных учеников): другие, зная, что их оценивать не будут, могут вообще снизить свою активность на уроке.
10
3. Максимальное включение в деятельность всех учеников, в том числе и освобожденных врачом от выполнения на данном уроке физических упражнений. Освобожденные школьники должны быть присутствующими на уроке, внимательно следить за тем, что делают на уроке их товарищи, мысленно повторять упражнения, которые показывает учитель. Идеомоторный акт, который возникает при этом, оказывает содействие не только формированию двигательных умений, но и развивает даже (правда в незначительной степени) силу и быстроту. Наблюдение за действиями товарищей, к концу урока приводит к улучшению показателей внимания,
освобожденных от занятий школьников; в то время как у освобожденных школьников, которые сидят в другом помещении, эти показатели могут ухудшаться.
Освобождённые от выполнения физических упражнений школьники не освобождались от урока физической культуры. Они брали в нем участие не только как наблюдатели, но и как активные участники, предоставляя помощь в судействе, контролируя активность отдельных учеников, выступая в роли помощников-организаторов.
Анализ условий достижения результата. Мотивация учащихся носит дифференцированный характер в разных классах. Она зависит от многих факторов: материально-технической (спортивной и медицинской) базы школы, личности учителя физической культуры, от его педагогического мастерства, климатогеографических условий, особенностей воспитательной работы в классе, в семье, от социального окружения, от физической и технической подготовленности самих учащихся.
В данном эксперименте не были освещены вопросы мониторинга физического развития учащихся 2-х классов, т.к. оснащение медицинского кабинета не позволяет выполнить необходимые обследования.
Вычленение противоречий, проблем. Проблемы формирования положительных мотивов к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста будет решена, если будут применяться следующие средства:
- задания и их оценка должны быть дифференцированы относительно принадлежности учащихся к определённой медицинской группе и улучшения личностного результата по нормативным требованиям программы под девизом «Победи свой рекорд!»,
- использование в обучении ситуации «Успеха»,
- воспитание у учащихся потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой,
- включение в урочную и внеклассную работу преимущественно игр, упражнений и конкурсов соревновательного характера,
- преподавание теоретического материала по физической культуре и здоровому образу жизни с использованием ИКТ (только обоснованно),
- проведение для учащихся начальных классов всероссийских спортивно-оздоровительных «Президентские состязания» (автор Ю.В. Вавилов),
- вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность,
- вовлечение учащиеся для занятий в спортивных секциях,
- освещение достижений учащихся в соревнованиях и конкурсах по физической культуре публично.
Изменения. В результате изучения темы повысилось качество обученности учащихся и активизировался познавательный интерес учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом:
11
1. Соревновательные игры и упражнения вызывают повышенный интерес со стороны младших школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении и эмоциональной рефлексии.
2. Проектная деятельность и участие в конкурсах по темам «физическая культура и «здоровый образ жизни» способствуют формированию мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, спортом и здоровому образу жизни.
3. Теоретические занятия по физической культуре и «Уроки здоровья» необходимы для расширения общего кругозора, в частности дают углубленные знания о здоровье, гигиене, своём теле и др.
4. Тесная связь с родителями помогает в формировании потребности в здоровом образе жизни у учащихся.
Проектная часть
Перспективы. Перспективу дальнейших изучений в 2023-2024 учебном году я вижу в продолжении работы по данной теме, так как предполагаю необходимость внедрения в учебный и воспитательный процесс работу с индивидуальными «паспортами» физического развития, физической подготовленности и спортивных достижений школьников, что будет являться наглядным «портфолио» успехов и мотивацией к занятиям физической культурой. Но теперь, необходимо будет исследовать не учебный и воспитательный процесс, а рассмотреть влияние этой методики в экспериментальных и «контрольных» 2-х классах.
Заключение
Оценка. Эффективностью данной деятельности по определению форм и средств, способствующих формированию мотиваций к занятиям физической культурой у младших школьников, является: положительная динамика сравнения исходных и конечных результатов проведения мониторинга знаний, физической подготовленности, желание учащихся вести здоровый образ жизни, активные занятия учащихся в секциях.
Таким образом, гипотеза – формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников будет более эффективным, если в учебно-воспитательном процессе применять как традиционные формы и методы работы, так и инновационные - подтвердилась.
Необходимые условия для закрепления положительных результатов.
- Использовать в урочной и внеурочной деятельности соревновательные игры, упражнения и тесты, соответствующие возрастным особенностям учащихся, опираясь на Комплексную программу физического воспитания для учащихся 1-11 классов среднего (полного) общего образования, автор Лях В.И., а так же использовать педагогические находки учителя.
- На теоретических занятиях рассматривать темы «физическая культура и спорт», «здоровый образ жизни», обосновано реалистично, используя ИКТ.
- Систематически проводить оздоровительные соревнования «Президентские состязания» и создать Банк мониторинговых данных с анализом изменений результативности.
- В домашних заданиях и на уроках применять проектную и исследовательскую деятельность.
- Вести пропаганду и агитацию среди младших школьников за здоровый образ жизни, вовлекать их для занятий в спортивных секциях и участий в соревнованиях, конкурсах.
12
Вывод:
- Обращать внимание на правильное выполнение деталей задания и часто хвалить за заслуги, поощрять. Использовать словесные подбадривания и поощрения и, такие как, похлопывание по плечу и дружеская улыбка.
- Хвалить детей искренне. Неискренняя похвала или поощрение – неэффективны. Если говорить, что ученик сделал все правильно, когда он сам знает, что это не так, это «говорит» ему о том, что учитель просто хочет его успокоить. Неискренность уничтожает доверие к учителю.
- Признавать неудачное выступление своего подопечного. Например, обнимите его и скажите: «Да, это действительно трудная ситуация», вместе с тем, подбадривая его: «В следующий раз у тебя все получится».
- Вырабатывать реальное планирование результатов (достижений), соответствующих возрасту ребенка и уровню его способностей, позволяют учителю обеспечить искреннее подбадривание. Нельзя ожидать от 8-летнего ученика того, что можно ожидать от 16-летнего.
- Поощрять усилия в такой же степени, как и результат. Легко демонстрировать хорошее отношение, когда всё идёт хорошо. К сожалению, ученики не всегда выигрывают и не всегда демонстрируют хорошую игру. Однако, если воспитанник полностью выложился, то чего ещё от него можно требовать…
- Обращать внимание на усвоение и отработку умений и навыков. Ученики должны видеть улучшение своих физических качеств. Использовать разнообразные виды физической активности и разнообразные упражнения. Инструкции должны быть простыми и лаконичными. Широко использовать демонстрацию различных элементов под разными углами. Обеспечивать максимальное использование средств обучения.
- Видоизменять виды деятельности. Главная цель состоит в том, чтобы дети испытывали успех. Приводить физическую активность в соответствии с потребностями ребёнка, а не наоборот.
- Поощрять правильное выполнение действий, а не просто результат. Типичная ошибка учителей состоит в том, что они поощряют результат выполнения действия, даже если само действие было выполнено учеником неправильно. Очень важно поощрять и стимулировать правильные технические действия независимо от результата.
- Обеспечивать окружающие условия и страховку, которые бы снижали страх перед изучением новых элементов. Ошибки – естественная составная часть процесса усвоения.
- Вдохновлять детей в гимнастическом зале, плавательном бассейне, на игровой площадке. Они хорошо реагируют на положительную, стимулирующую атмосферу.
13
Список литературы.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга, 2000.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М: Университетское,1990.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985.
Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей с 6-10 лет средствами физического воспитания. // Физическая культура. 2000. №1.
Быков В.С. Теория и практика формирование потребностей в физическом воспитании у школьников. // Физическая культура. 2000. №1.
Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту: Сборник статей. - М.: ФиС, 1985.
Габышев А.П. Формирование мотивов физической активности у школьников на уроках физической культуры. // Сборник тезисов, докладов на республиканской научно-практической конференции. – М., 1999.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 1987.
Ильин Е.П. Мотив и мотивация. С-П. 2000.
Леонтьев В.Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся. - М.,1985.
Лях В. П. , Мейксон Г. Б. Программа физического воспитания учащихся с направленным развитием двигательных способностей. - М.: Просвещение, 1993.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991.
Матюхина М.В., Михальчук Т.С. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1984.
14
Приложение 4
Мотивация учащихся к занятиям физической культуры
Анкета для учащихся.
1. Образовательное учреждение ______________________________________________
2. Класс___________________________________________________________________
3. Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому что они укрепляют мое здоровье
Да
Нет
Не всегда
Затрудняюсь ответить
4. Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому что движение доставляет мне радость
Да
Нет
Не всегда
Затрудняюсь ответить
5. В любых обстоятельствах я стараюсь регулярно заниматься физической культурой
Да
Нет
Не всегда
Затрудняюсь ответить
6. Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку (обязательно)
Да
Нет
Не всегда
Затрудняюсь ответить
7. Занятия физкультурой и спортом мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, навыки и умения в жизни
Да
Нет
Не всегда
Затрудняюсь ответить
8. В спортивной секции есть все условия для общения с интересными людьми
Да
Нет
Я не посещаю спортивные секции
9. Участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, я стремлюсь стать победителем
Да
Нет
Не всегда
10. Интерес к физической культуре у меня не пропадает даже во время школьных каникул
Да
Нет
11. Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и соперничеством
Да
Нет
Не всегда
12. Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом
Да
Нет
Не всегда
13. Я думаю, что все оздоровительные мероприятия - физкультминутки, подвижные перемены, спортивный час -должны содержать разные игры и развлечения
Да
Нет
Не всегда
Затрудняюсь ответить
14. Я хочу заниматься физическими упражнениями и спортом, потому что это модно и престижно
Да
Нет
Не всегда
15. Самостоятельные занятия физическими упражнениями уже стали моей привычкой
Да
Нет
16. Занятия физическими упражнениями мне полезны, улучшают мое настроение и самочувствие
Да
Нет
Не всегда
17. Дополнительные занятия физическими упражнениями полезны для здоровья, потому что школьных уроков физкультуры недостаточно.
Да
Нет
18. На занятиях физическим упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину
Да
Нет
Не всегда
19. Во время каникул мне нравится много двигаться и заниматься физическими упражнениями
Да
Нет
20. Даже в каникулы я заставляю себя уделять время занятиям физическими упражнениями
Да
Нет
Иногда
21. Чтобы занятия физкультурой и спортом не прерывались во время каникул, меня обязательно должен кто-то контролировать
Да
Нет
Не всегда
22. Я стараюсь накопить опыт физкультурно-оздоровительной работы, чтобы использовать его в будущей жизни
Да
Нет
Не знаю
23. Общение с друзьями во время физкультурно-спортивных мероприятий доставляет мне большое удовольствие
Да
Нет
Иногда
24. На соревнованиях мне нужна только победа.
Да
Нет
Не всегда
25. Я всегда интересуюсь физкультурно-спортивной работой и принимаю в ней участие
Да
Нет
Не всегда
26. Мне нравится, что в занятиях физкультурой есть элемент соперничества
Да
Нет
Не всегда
27. Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы
Да
Нет
28. Уроки физической культуры привлекают меня играми и развлечениями
Да
Нет
Не всегда
29. Я участвую в спортивных соревнованиях только тогда, когда в них участвуют мои знакомые и друзья
Да
Нет
Иногда
30. Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры - это моя привычка
Да
Нет
Иногда
31. Физкультура, спорт, подвижные игры на досуге и в каникулы помогают мне оставаться радостным, бодрым и веселым
Да
Нет
32. Большинство желают увеличить количество уроков физкультуры с 2-3 до 4-5 раз в неделю
Нет
Да
Ключ
Да – 2 б.
Иногда – 1 б.
Нет – 0 б.
Высокая мотивация 50-62 б. Средняя мотивация 25-49 б.
Низкая мотивация 0-24 б.
Приложения 3
Тест по физической культуре ЗОЖ 5-6 класс.
Здоровый образ жизни – это
1.Занятия физической культурой.
2.Перечень мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья.
3.Индивидуальная система поведения, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
4.Лечебно-оздоровительный комплекс мероприятий.
Что такое режим дня?
1.Порядок выполнения повседневных дел.
2.Строгое соблюдение определенных правил.
3.Перечень повседневных дел, распределенных по времени выполнения.
4.Установленный распорядок жизни человека, включающий в себя труд, сон, питание и отдых.
Что такое рациональное питание?
1.Питание, распределенное по времени принятия пищи.
2.Питание с учетом потребностей организма.
3.Питание набором определенных продуктов.
4.Питание с определенным соотношением питательных вещества.
Назовите питательные вещества имеющие энергетическую ценность.
1.Белки, жиры, углеводы, минеральные соли.
2.Вода, белки, жиры и углеводы.
3.Белки, жиры, углеводы.
4.Жиры и углеводы.
Что такое двигательная активность?
1.Любая мышечная активность, обеспечивающая оптимальную работу организма и хорошее самочувствие.
2.Выполнение каких-либо движений в повседневной деятельности.
3.Занятие физической культурой и спортом.
4.Количество движений, необходимых для работы организма.
Что такое закаливание?
1.Повышение устойчивости организма к факторам среды, путем систематического их воздействия на организм.
2.Длительное пребывание на холоде, с целью привыкания к низким температурам .
3.Перечень процедур для воздействия на организм холода.
4.Купание в зимнее время.
Что такое личная гигиена?
1.Перечень правил для предотвращения инфекционных заболеваний.
2.Совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
3.Правила ухода за телом, кожей, зубами.
4.Выполнение медицинских мероприятий по профилактике заболеваний.
Назовите основные двигательные качества.
1.Гибкость, выносливость, скоростные и силовые качества.
2.Умение играть в спортивные игры, бегать и выполнять гимнастические упражнения.
3.Количество движений в единицу времени, максимальная амплитуда движений, мышечная сила.
4.Состояние мышц, выражающая их готовность к выполнению движений.
Для развития мышечной выносливости следует выполнять.
1 Упражнения на тренажерах.
2 Упражнения на внимание.
3 Упражнения на растягивание мышц.
4 Упражнения с преодолением веса собственного тела.
Что не допускает ЗОЖ?
1 Употребление спиртного.
2 Употребление овощей.
3 Употребление фруктов.
4 Занятия спортом.
Что полезно есть на завтрак?
1 хлопья, бутерброды, конфеты
2 сладости, именно их можно с утра, до конца для точно переварятся
3 кашу, фрукты, молоко, овощи, чай, хлеб с маслом
4 все, что угодно, народная мудрость гласит, что завтра нужно съедать самому, что бы не предложили.
Что нельзя купить?
1 лекарство от всех болезней
2 здоровье
3 волшебную пилюлю
4 долголетие
Приложение 1
Тест для учеников 5х класса по физической культуре
1. На основе какого вида лыжного спорта строится « лыжная подготовка» в школе?
А) биатлон; Б) скоростной спуск;
В) лыжные гонки; Г) прыжки с трамплина.
2. В соревнованиях по лыжным гонкам для обгона лыжник подает сигнал. Каким образом?
А) касанием рукой; Б) голосом;
В) наездом на пятки лыж; Г) касанием лыжной палкой лыж соперника.
3. Какое физическое качество преимущественно развивается средствами лыжной подготовки?
А) гибкость; Б) выносливость;
В) сила; Г) координация.
4. Кто, из ниже перечисленных лыжников, завоевал 6 золотых олимпийских медалей?
А) Николай Зимятов; Б) Галина Кулакова;
В) Елена Вяльбе; Г) Любовь Егорова.
5. На занятии по лыжной подготовке, следуя по лыжне за товарищем, нужно сохранять интервал, а также при спуске. Сколько метров интервал по лыжне и при спуске?
А) по лыжне 1м, при спуске 5м; Б) по лыжне 3 м, при спуске 30 м;
В) по лыжне 2 м, при спуске 20 м; Г) по лыжне 4 м, при спуске 10 м.
6. Укажите несуществующий вид одновременного хода:
А) одновременный бесшажный ход; Б) одновременный четырехшажный ход; В)одновременный одношажный ход; Г) одновременный двухшажный ход;
7. Название лыжных ходов (попеременного и одновременного) дают по работе…
А) ног; Б) рук;
В) туловища; Г) произвольно.
8. Когда целесообразно выполнять упражнения содействующие развитию выносливости?
А) в конце подготовительной части урока; Б) в начале основной части урока;
В) в середине основной части урока; Г) в конце основной части урока.
9. Что учитывается при смазке лыж? Ответ №1 – температура снега, Ответ №2 – состояние снега.
А) верно ответ №1; Б) верно ответ №2;
В) верны оба ответа Г) оба ответа (№1 и №2) неверны.
10. На различных участках дистанции применяются разные лыжные ходы. Подберите соответствие применения попеременного двухшажного хода к перечисленным участкам дистанции. Несколько правильных ответов.
А) пологий спуск; Б) пологий подъем;
В) равнина; Г) высокий подъем.
11. Как должен поступить лыжник, если другой лыжник, идущий сзади требует уступить ему лыжню?
А) продолжать движение; В) уступить лыжню, сойдя с нее одной лыжей;
Б) остановиться; Г) уступить лыжню, сойдя с нее двумя лыжами;
12 . Какие стойки применяет лыжник при спуске с горы?
А) основная стойка; Б) низкая стойка;
В) высокая стойка; Г) средняя стойка
13. Как должны вести себя лыжники при первых признаках обморожения?
А) активнее двигаться; Б) растереть обмороженный участок тела снегом;
В) сообщить товарищу; Г) сообщить учителю.
14. Какая из перечисленных ошибок на спуске приводит к серьезным травмам?
А) глубокий присед; Б) умышленное падение на бок;
В) выставление палок кольцами вперед; Г) высокая стойка при спуске.
15. Укажите элемент, который не входит в общие основные способы передвижения на лыжах:
А) стойка лыжника; Б) лыжный шаг;
В) отталкивание палками; Г) скольжение;
Д) торможение.
16. Обувь лыжника должна быть…
А) точно по размеру; Б) на один размер больше ноги лыжника;
В) на один размер меньше ноги лыжника; Г) любой
17. Сопоставь соответствие:
1) Подъем А) «плугом»
2) Поворот Б) «переступанием»
3) Торможение В) «полуелочкой»
18. В классическом стиле существуют лыжные хода:…
А) одновременные; Б) безвременные; г) попеременные.
19. По какому направлению лучше всего подниматься в гору на лыжах?
А) прямо; Б) наискось; В) зигзагом; Г) кругом.
20. Определи на рисунке торможение «плугом»:
21. Дополните предложение. Выбор способа подъема в гору зависит от _________________________________.
Тест №2 по лыжной подготовке для 5 класса
Получая
лыжный
инвентари необходимо проверить…
а) погоду на улице; в) длину лыж;
б) состояние крепления лыж; г) наличие перчаток и варежек;
2.Обувь лыжника должна быть…
а) точно по размеру; б) на один размер больше ноги лыжника;
в)на один размер меньше ноги лыжника;
3. Соблюдать интервал при передвижении на лыжах по дистанции – 3-4 метра, а со спуска….
а) 2 метра; б) 30 метров; в) 100 метров.
4. В классическом стиле существуют лыжные хода:…
а) одновременные; б) безвременные; г) попеременные.
5. Укажите элемент, который не входит в общие основные способы передвижения на лыжах:
а) стойка лыжника; б) лыжный шаг; в) отталкивание палками;г) скольжение; д) торможение.
6. Укажите несуществующий вид одновременного хода:
а) одновременный бесшажный ход; в) одновременный одношажный ход;
б) одновременный четырехшажный ход; г) одновременный двухшажный ход;
7.Какой вид попеременного хода указан не правильно?
а) попеременный двухшажный ход; в) попеременный четырехшажный ход;
б) попеременный трехшажный ход;
8. По какому направлению лучше всего подниматься в гору на лыжах?
а) прямо; б) наискось; в) зигзагом; г) кругом.
9. Какие стойки применяет лыжник при спуске с горы?
а) основная стойка; б)низкая стойка; в)высокая стойка; г)средняя стойка
10. Какой способ поворота на лыжах на месте указан неправильно?
а) поворот переступанием вокруг пяток лыж; в) поворот переступанием вокруг носков лыж;
б)поворот боком; г) поворот махом.
11. Укажите первый признак обморожения кожи:
а) покраснение кожи; б) острая боль; в) побледнение кожи; г) кровотечение.
12. Укажите правильный способ первой помощи при обморожении:
а) растереть пострадавшее место теплой рукой; в) растереть пострадавшее место снегом;
б) приложить горячую грелку; г) приложить холодный компресс.
13. Как должен поступить лыжник, если другой лыжник, идущий сзади требует уступить
ему лыжню?
а) продолжать движение; в уступить лыжню, сойдя с нее одной лыжей;
б) остановиться; г) уступить лыжню, сойдя с нее двумя лыжами;
14. Сопоставь соответствие:
1) Подъем а) «плугом»
2) Поворот б) «переступанием»
3) Торможение в) «полуелочкой»
15. Каким способом нельзя тормозить при спуске с горы?
1) упором палками 2) плугом3) упором 4) боковым со скольжением5) падения
Приложения 5
Заключение
Практические рекомендации учителям физической культуры
для формирования у школьников мотивации к занятиям физической культурой
- Обращать внимание на правильное выполнение деталей задания и часто хвалить за заслуги, поощрять. Использовать словесные подбадривания и поощрения и, такие как, похлопывание по плечу и дружеская улыбка.
- Хвалить детей искренне. Неискренняя похвала или поощрение – неэффективны. Если говорить, что ученик сделал все правильно, когда он сам знает, что это не так, это «говорит» ему о том, что учитель просто хочет его успокоить. Неискренность уничтожает доверие к учителю.
- Признавать неудачное выступление своего подопечного. Например, обнимите его и скажите: «Да, это действительно трудная ситуация», вместе с тем, подбадривая его: «В следующий раз у тебя все получится».
- Вырабатывать реальное планирование результатов (достижений), соответствующих возрасту ребенка и уровню его способностей, позволяют учителю обеспечить искреннее подбадривание. Нельзя ожидать от 8-летнего ученика того, что можно ожидать от 16-летнего.
- Поощрять усилия в такой же степени, как и результат. Легко демонстрировать хорошее отношение, когда всё идёт хорошо. К сожалению, ученики не всегда выигрывают и не всегда демонстрируют хорошую игру. Однако, если воспитанник полностью выложился, то чего ещё от него можно требовать…
- Обращать внимание на усвоение и отработку умений и навыков. Ученики должны видеть улучшение своих физических качеств. Использовать разнообразные виды физической активности и разнообразные упражнения. Инструкции должны быть простыми и лаконичными. Широко использовать демонстрацию различных элементов под разными углами. Обеспечивать максимальное использование средств обучения.
- Видоизменять виды деятельности. Главная цель состоит в том, чтобы дети испытывали успех. Приводить физическую активность в соответствии с потребностями ребёнка, а не наоборот.
- Поощрять правильное выполнение действий, а не просто результат. Типичная ошибка учителей состоит в том, что они поощряют результат выполнения действия, даже если само действие было выполнено учеником неправильно. Очень важно поощрять и стимулировать правильные технические действия независимо от результата.
- Обеспечивать окружающие условия и страховку, которые бы снижали страх перед изучением новых элементов. Ошибки – естественная составная часть процесса усвоения. Приободрять и находить нужные слова для помощи в ошибках элементов.
- Вдохновлять учеников и заинтересовывать в гимнастическом зале, плавательном бассейне, на игровой площадке. Они хорошо реагируют на положительную, стимулирующую атмосферу.
Приложения 7
Диаграмма теста «весёлый-грустный».
По результатам теста видно положительную динамику на 27% в марте 2023- 2024 учебный год.
Приложения 6
Двигательная подготовленность (прыжок в дл (см) поднимание туловища за 30 сек.
челночный бег 3*10м наклон вперед (см))
Уровень показателей: В — высокий; В/ср — выше среднего; Ср — средний; Н/ср — ниже среднего.
По диаграмме видно положительную динамику физической подготовленности на 2023- 2024 учебный год.