Формирование музыкального вкуса младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности | Кривенцева Юлия Ивановна. Работа №345383
Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы и методы формирования музыкального вкуса у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется важности гармоничного развития личности ребенка через знакомство с разными жанрами и стилями музыки. Раскрываются педагогические приемы, помогающие развивать эмоциональное восприятие и художественное чувство учащихся младшего школьного возраста. Описаны возможные проблемы, с которыми сталкиваются учителя, и даны рекомендации по их преодолению.
Ключевые слова: музыкальный вкус, младшие школьники, уроки музыки, внеурочная деятельность, педагогические методы, восприятие музыки, эстетическое развитие.
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кривенцева Юлия Ивановна, учитель музыки
МАОУ средняя общеобразовательная школа №142
Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы и методы формирования музыкального вкуса у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется важности гармоничного развития личности ребенка через знакомство с разными жанрами и стилями музыки. Раскрываются педагогические приемы, помогающие развивать эмоциональное восприятие и художественное чувство учащихся младшего школьного возраста. Описаны возможные проблемы, с которыми сталкиваются учителя, и даны рекомендации по их преодолению.
Ключевые слова: музыкальный вкус, младшие школьники, уроки музыки, внеурочная деятельность, педагогические методы, восприятие музыки, эстетическое развитие.
Формирование музыкального вкуса младших школьников является важной задачей учителя музыки, поскольку именно в начальной школе закладываются основы восприятия музыки как искусства и способа выражения эмоций. Воспитание музыкальной культуры в этом возрасте способствует не только развитию эстетических потребностей ребенка, но и формированию его духовного мира, обогащению эмоциональной сферы. Уроки музыки и внеурочная деятельность предоставляют уникальную возможность познакомить учащихся с разными стилями, жанрами и композиторами, а также развить их способность к осмысленному восприятию музыки.
Музыкальный вкус – это способность человека выбирать из различных музыкальных произведений те, которые соответствуют его эстетическим предпочтениям и внутренним переживаниям. Формирование музыкального вкуса тесно связано с развитием эмоциональной отзывчивости, слухового восприятия и способности к художественному осмыслению музыкальных произведений. Для младших школьников, у которых только начинает формироваться способность к анализу и осмыслению искусства, важно создать такие условия, при которых они могли бы эмоционально откликаться на музыку и понимать ее выразительные средства.
Одним из ключевых методов формирования музыкального вкуса является регулярное прослушивание качественных музыкальных произведений. Важно, чтобы учитель музыки подбирал произведения разной сложности и жанровой принадлежности. Это может быть классическая музыка, народные песни, современные композиции, а также инструментальные произведения. Чем больше разнообразных примеров музыки будет представлено детям, тем шире станет их музыкальный кругозор, что будет способствовать развитию музыкального вкуса. При этом важно уделять внимание не только эмоциональной составляющей, но и обучению детей элементарному музыкальному анализу: выявлению темы, пониманию формы и структуры произведения, знакомству с основными музыкальными инструментами.
Важную роль в формировании музыкального вкуса играют вокально-хоровая деятельность и музыкальные игры. В процессе пения школьники учатся выражать свои эмоции через голос, а также осваивают основы музыкальной выразительности: динамику, ритм, интонацию. Кроме того, участие в хоре способствует развитию коллективного музыкального восприятия и дисциплины, что положительно влияет на формирование общего музыкального вкуса. Музыкальные игры и ритмические упражнения помогают младшим школьникам развивать чувство ритма, координацию движений, а также учат взаимодействовать с другими участниками.
Необходимо учитывать, что в младшем школьном возрасте восприятие музыки происходит через призму эмоций и ассоциаций. Поэтому учителю важно создавать ассоциативные ряды, помогать детям «видеть» образы в музыке, связывать музыкальные произведения с жизненным опытом школьников. Важно поддерживать интерес к музыке через обсуждения и диалоги с учениками: что они почувствовали, какие образы у них возникли при прослушивании того или иного произведения. Это поможет учащимся не только эмоционально откликаться на музыку, но и учиться осмысленно воспринимать ее выразительные средства.
Внеурочная деятельность также играет важную роль в развитии музыкального вкуса младших школьников. В рамках кружков, концертов, музыкальных конкурсов и фестивалей у детей появляется возможность более глубокого знакомства с различными жанрами музыки и творчеством великих композиторов. Посещение музыкальных мероприятий способствует развитию эстетической отзывчивости и формирует у детей любовь к музыке как к искусству.
Важным элементом во внеурочной деятельности является творческая активность самих школьников. Это может быть участие в школьных ансамблях, оркестрах, постановках музыкальных спектаклей. Творческая деятельность не только развивает музыкальные способности, но и помогает детям проявить себя, почувствовать радость от совместного создания музыкального произведения. При этом важно, чтобы учитель поддерживал творческое начало в детях, поощрял их инициативу и стремление к самостоятельному музыкальному выражению.
Одной из проблем, с которой может столкнуться учитель при формировании музыкального вкуса, является влияние массовой культуры и современных музыкальных течений, которые не всегда способствуют развитию эстетического вкуса. Современные музыкальные предпочтения младших школьников зачастую формируются под воздействием популярных медиа и моды, что может мешать их осмысленному восприятию качественной музыки. В таких случаях учителю важно не запрещать и не критиковать выбор детей, а показывать им альтернативы, объяснять, чем ценны и интересны те или иные музыкальные произведения, тем самым постепенно расширяя их музыкальные горизонты.
Для успешного формирования музыкального вкуса младших школьников важно, чтобы родители также принимали активное участие в процессе музыкального воспитания. Совместные походы на концерты, обсуждение прослушанных произведений, участие в домашних музыкальных занятиях – все это помогает ребенку видеть музыку как неотъемлемую часть жизни. Учитель может рекомендовать родителям подборку музыкальных произведений для семейного прослушивания, а также предлагать участие в школьных мероприятиях.
Таким образом, формирование музыкального вкуса младших школьников – это многоэтапный и комплексный процесс, который требует от учителя глубокого понимания эмоциональных и интеллектуальных особенностей своих учеников. Регулярное прослушивание качественных произведений, вовлечение детей в активное музицирование, создание ассоциативных связей, а также поддержка родителей и участие во внеурочной деятельности – все это способствует развитию осмысленного и глубокого восприятия музыки у детей младшего школьного возраста.
Общая цель музыкального образования заключается в том, чтобы привить детям любовь к музыке, научить их чувствовать и понимать ее, тем самым воспитывая полноценную и гармонично развитую личность.
Список литературы
Бобоева
М.Р. Педагогические условия формирования эстетического вкуса младших школьников // Ученые записки
Худжандского
государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2021. №2 (67). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-esteticheskogo-vkusa-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 29.09.2024).
Стрихар
О. И. Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки // Молодой ученый. 2014. №11. С. 423-425.
Тригулова
А.Х.,
Конурова
Л. Особенности формирования музыкального вкуса у младших школьников // Экономика и социум. 2020. №5-2 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-muzykalnogo-vkusa-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 29.09.2024).
Удалова Р.И. Педагогическая технология формирования основ музыкального вкуса младших школьников во внеурочной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М. 2016. – 25 с.