ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | Никитина Любовь Олеговна. Работа №333024
В статье "Формирование навыка чтения младших школьников" раскрыты эффективные методы и приемы совершенствования навыка чтения, правильного чтения, комплекс упражнений для обучения чтению и упражнения по формированию навыка чтения , а так же виды работ над текстом на уроках литературного чтения.
Статья представляет собой обобщенный педагогический опыт учителя, который по крупицам собирался на протяжении многих лет.В своей работе я постаралась дать характеристику всех видов упражнений по чтению для формирования навыка чтения младших школьников, раскрыть назначение каждого вида чтения, методику проведения их.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НИКИТИНА Л.О.
ВВЕДЕНИЕ
Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед звеном начальной школы проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения, как межпредметного умения.
Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью.
Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:
- развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, знакомя его с новинками детской литературы;
- воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
-сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем звене (среднем) школы;
-обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов в их специфике, научить работать с учебной и детской книгой.
Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов.
I. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАВЫКА ЧТЕНИЯ
I.1. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ.
В.А.Сухомлинский говорил, что без высокой культуры чтения нет ни школы, ни умственной работы, что плохое чтение – как будто грязное окно, сквозь которое ничего не видно.
Выработать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания можно лишь тогда, когда учитель научит каждого из них читать осмысленно, быстро, правильно.
Как известно, процесс чтения включает в себя две особенности: одна приобретает свое выражение в ходе глаз и языко-звуко-двигательных процессов и вторая выражается в ходе мысли, чувств, намерении чтеца, вызванных содержанием прочитанного.
Навык чтения должен стать объектом пристального внимания учителя не только в период обучения грамоте, но и всей дальнейшей работы учителя, пока в классе исчезнет слоговое чтение вообще, когда ошибки станут единичными, а темп чтения приблизится к темпу разговорной речи. Только тогда можно начинать работу над выразительностью чтения, что и является конечной целью обучения чтению вслух.
На протяжении первого года обучения учащиеся в основном обучаются читать вслух осмысленно, правильно, плавно, по слогам, переходя в конце учебного года на чтение целыми словами. В это время закладывается основа выразительного чтения, особенного знакомого текста, появляется и скорость, умение самостоятельно работать с книгой. Все эти навыки чтения в последующих классах усовершенствуются.
Учащиеся учатся осмысливать сложные тексты. В выразительном чтении детей, кроме выделения голосом знаков препинания, после работы с учителем выделяются логические паузы и ударения, чтение молча улучшается.
Скорость – одно из качеств чтения, которое обеспечивает осмысление текста. Очень быстрое и очень медленное чтение мешает осмыслению текста. При быстром чтении мозг ребенка не успевает охватить содержание в целом. А медленное чтение приводит к тому, что учение забывает прочитанное, не может осмыслить прочитанные предложения, весь текст, потому что часть текста выпадает из его памяти. Слишком быстрое и слишком медленное чтение не даёт возможности другим учащимся следить за чтением своего товарища, приводит к тому, что класс в целом, по сути, не работает.
На скорость чтения влияет длина слова, его содержание, удобное или неудобное слово для его произношения. Один и тот же ученик в зависимости от материала, шрифта, читает с разной скоростью. Количество знаков или слов резко падает в процессе чтения сложного и неинтересного рассказа. Интересный рассказ всегда улучшает технику чтения в целом и отдельных его частей.
На уроках чтения , разнообразя формы работы с текстом, организую инсценирование рассказов. Эта работа детям очень нравится. Они читают свои роли, иногда даже в два раза быстрее. Причем, скорость соответствует характеру персонажей, способствует лучшему пониманию рассказа в целом.
Детям очень нравится читать сказки. Даже в первом классе учащиеся читают их целыми словами и достаточно быстро, особенно тогда. Когда есть повторы. Например, сказка «Колобок» или произведения Л.Толстого, которые способствуют тому, что в процессе чтения у детей легко возникает догадка по содержанию, они без трудностей читают текст целыми словами, поэтому – быстро.
Скорость чтения существенно влияет на запоминание материала: внимание учащегося направлено на сам процесс, а не на восприятие прочитанного. Впечатление от отдельных слов интегрируется , поэтому легче воспринимаются логические. Смысловые связи между ними. При медленном чтении дети просто теряют начало фразы, ещё не дочитав её до конца. Представим: уже в ( классе объём домашних заданий – в среднем 6 500 слов. Не сложно подсчитать, что ученику, темп чтения которого 80 слов в минуту, потребуется 1 ч 20 мин., чтобы только один раз прочитать текст(если читать без остановок). Но поскольку такая низкая скорость мешает восприятию текста, то ученик должен читать повторно, а возможно и третий раз. Вот почему дети, которые овладели техникой чтения до 90 слов в минуту, учат уроки быстрее, а те, кто читает медленно, практически вообще не могут их приготовить.
Надо иметь в виду и то, что скорочтение – это еще и умение энергично, быстро размышляя, выполнять самые разные задания и физические упражнения. В общем, это и качественно высокий уровень интеллекта ребёнка. Осмысление прочитанного всегда стимулирует соответствующую скорость.
Кроме этого, скорость имеет значение лишь тогда, когда она сопровождается осмыслением прочитанного, а не становится самоцелью. Сама по себе скорость чтения не имеет педагогической ценности.
Нормы скорости чтения могут служить некоторыми показателями качества чтения учащегося. Она развивается в процессе всей работы его чтения. На развитие скорости хорошо влияют постоянные тренировочные упражнения чтения вслух и молча.
Сформировать навыки чтения вслух помогает система приёмов и упражнений, которая способствует усовершенствованию зрительного восприятия и речевому, а также оказывают содействие синтезу восприимчивости и понимания. Стоит сказать и о расширении поля чтения». Здесь используем метод моментального зрительного восприятия, который даёт возможность пополнить лексический запас детей. Для этого готовим карточки со словами разного буквенного состава.
Чтение – психофизиологический процесс, который зависит от особенностей, скорости реакции, остроты зрения, темперамента. Поэтому, холерики говорят и читают быстро, а флегматики и меланхолики - значительно медленнее. Но, используя соответствующие упражнения, техника чтения увеличивается.
Для упражнений готовим карточки со словами разных буквенных слогов, напечатанными крупным шрифтом.
СЕРИЯ I. Наборы карточек односложных слов.
1) Состоящих из двух букв: АУ, УА, ОИ, ИО;
2) Состоящих из трёх букв: МАК, РАК, ЛАК;
3) Состоящих из четырёх букв. В начале слова две согласные: СТОЛ, КРАН,
ГРОМ, ГНОМ;
4) Состоящих из четырёх букв, в начале слова согласная + гласная: ВОЛК, БАНК, БАНТ, БИНТ;
5) Состоящие из пяти букв, в начале слова три согласные: СТРИЖ, СКРИП, СТРИГ, СГРЫЗ.
СЕРИЯ II. Набор карточек двусложных слов.
1) Два открытых слога с ударением на первом: ГОРЕ, ЩУКА, ПАПА;
2) Два открытых слога с ударением на втором слоге: ВОДА, ГОРА;
3) Первый – открытый, второй – закрытый, ударный: БАГАЖ, ВАГОН, ФАЗАН;
4) Слияние двух согласных в начале, первый слог ударный: ПРОСО, ПРЯНИК, КНИГА;
5) Слияние двух согласных в середине, с первым ударным слогом: КОСМОС, МАРКА;
6) Слияние двух согласных в середине, с ударением на втором слоге: МЕДВЕДЬ, МИКРОБ;
7) Слияние двух согласных в начале и в середине, с первым ударным: ПРАВДА, СКАЗКА;
8) Слияние двух согласных в начале и в середине с ударением на втором слоге: трамвай, треска;
9) Слияние трех согласных в начале слова, с первым ударным слогом: СКРОМНЫЙ, СТРОЧКА;
10) Слияние трех согласных в середине слова: ЗАВТРА, СЕСТРА.
CЕРИЯ III. Наборы карточек трёхсложных слов:
1) С ударением на первом слоге: УЛИЦАЯ, ДУДОЧКА, УДОЧКА;
2) С ударением на втором слоге: ДОРОГА, ВОРОНА, НАЧАЛО;
3) С ударением на третьем слоге: МОЛОКО, БАРАБАН;
4) Слияние двух согласных в середине: ЗАГАДКА;
5) Слияние двух согласных в начале, первый слог ударный: ГРАМОТА;
второй слог ударный: ГРИМАССА;
третий слог ударный : глубина;
6) Слияние трех согласных в начале: СПРАВИТЬСЯ.
СЕРИЯ IV. Набор карточек с многосложными словами.
ЧИСТОСЕРДЕЧНО, ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, ЭКСКАВАТОР.
Работа со следующей серией карточек начинается не раньше. Чем ученики научатся читать материал предыдущих наборов карточек.
Скорость чтения зависит и от количества регрессий, т.е. обратного движения глаз для уточнения прочитанного.
Чтобы не возвращаться к прочитанным словам, советую учиться закрывать линейкой ранее прочитанные слова. Учащимся, которые свободно читают, советуем ритмично постукивать по парте карандашом или рукой в ходе чтения. Это даёт возможность увеличить темп чтения.
У школьников надо вырабатывать навык антиципации – умение одновременно с чтением текста вслух на основе усвоенного содержания, с контуров следующих слов предвидеть, предугадывать 2-3 следующих слова.
Этот процесс у человека, который приучен быстро читать, происходит машинально, незаметно для него, но на начальном этапе детей можно приучить осознавать все тонкости этого процесса.
Сначала предлагаются учащимся для чтения слова с пропущенными буквами, потом предложения с пропущенными словами, закончить предложение, выбрав нужное слово, дополнить предложение, выбрав нужное слово, назвать одним словом.
ПРАКТИКУЕМ:
1) произношение гласных в разных сочетаниях: И – Ы, О – И, А – Е, А – У …
2) гласных в сочетании с согласными: РЫ – ЫР, ТР-ТРИ, ТР-РА, КАР-АРК.
3) гласных в слабой и сильной позициях; согласных в сочетании с гласными: «БЕГ ПОДОРОЖКАМ»: ШИ-ША-ШО-ШУ-ШЕ.
4) произношение слогов: шепотом, медленно, быстро: ЛА-РА-РУ-ЛО,
РИ-РЕ-ЛЫ-ЛУ;
5) артикуляция гласных и согласных в предложениях.
Чтобы подготовить младших школьников к быстрому чтению, необходимо последовательно практиковать систему упражнений на увеличение « угла зрения» , используя таблицы Шульте, развитие зрительной памяти, ликвидацию «барьера проговаривания» и сокращения количества регрессий; развитие языковой догадки, воспитание внимания, сосредоточенности, интереса к прочитанному, усовершенствование способа проверки, понимания прочитанного.
Обучая младших школьников чтению, ставим свои задачи овладения учащимися техникой чтения, т.е. научить читать их быстро и правильно, но техника сама по себе не самоцель. Это способ правильного восприятия содержания прочитанного. Способ, без которого невозможно влияние искусства слова на формирование индивидуальности младшего школьника. Чтение должно стать дорожкой к вершине разумного морального и эстетического воспитания.
Поэтому, интерес к чтению воспитываем у учащихся не только для того, чтобы они стали грамотными людьми, а главным образом для того, чтоб росли они добрыми, открытыми людьми, умели понимать другого, сочувствовать ему, помогать.
I. 2. ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ.
Правильность чтения – это качество, которое обеспечивает понимание смысла текста. Правильным является такое чтение, когда все звуки, слоги и слова в целом произносятся правильно, в соответствии с ударением. Ударение играет значительную роль: оно может извратить всё содержание, сделать слово непонятным или придать ему другое содержание (насыпь насыпь).
Правильному чтению учащиеся обучаются наряду с овладением другими качествами чтения с первых дней букварного периода. В это время дети осваивают буквы – графическое изображение звуков, их сочетание – слова, читают их осмысленно, правильно, в меру быстро и даже выразительно.
В основе правильного чтения лежит устная речь, особенно когда появляется предположение по содержанию. Поэтому очень важно систематически развивать устную речь учащихся, учить их точно и чётко проговарить слова, осмысливать их содержание.
В обучении правильному чтению значительную роль играет тренировка в громком чтении, оно влияет и на развитие устной речи.
У первоклассников , частично и у второклассников, чтение бывает неправильным по разным причинам: недостаточная техника чтения, нарушение внимания, речевые дефекты.
Недостаточная техника чтения обнаруживается по-разному. Очень медленное чтение приводит к тому, что ребенок забывает начало слова, и тогда все слова читает неправильно. При очень быстром чтении окончания слов произносятся нечётко или неполно. Неправильное назывании е букв искажает смысл слов и текста в целом (свет – цвет, дочка, тачка, суп – зуб, коза – коса и т.д.) Такое смешивание букв случается и от дефектов речи, но чаще всего от того, что учитель своевременно не обратил внимание на то, что у данного учащегося зрительная и слуховая память слабо развиты, а поэтому он путает некоторые графические знаки.
Нарушение внимания, утомляемость чаще всего возникают в результате применения однообразных форм работы и незаинтересованностью учащегося.
Правильно построенные уроки чтения, использование разных видов и способов чтения, задания для самостоятельной работы сосредотачивают внимание учащихся, не дают им утомляться, т.е. устраняют возможность неправильного чтения из-за переутомления, невнимания.
Характер работы с детьми, которые имеют недостатки в речи, зависит от того, какие звуки ученик выговаривает неправильно, а поэтому неправильно читает их графические обозначения – буквы. Вся работа по исправлению дефектов речи проводится по указанию логопеда и имеет соответствующую систему. Учитель должен помочь учащемуся правильно выговаривать слова на всех уроках и во внеурочной деятельности. Когда же причиной неправильного чтения является недостаточная техника чтения, то для ликвидации этого недостатка надо проводить тренировочные упражнения в проговаривании звуков, в чтении отдельных букв, слогов и слов с ними, составление слов из букв разрезной азбуки. Например, ученик, читающий по буквам, называет их неправильно (бы, пы , гы, ды и т.д.), не умеет читать по слогам, когда пишет, то пропускает буквы.
В процессе обучения грамоте при изучении новой буквы даю читать новую букву в сочетании со всеми буквами, которые перед этим изучались. Учащиеся читают слоги и составляют с ними устно слова ( мо – молоко, море, мороз, мокрый; му – муха, мука, музыка; мА- мама, Маша; ми – мир, Миша). Первоклассники неправильно читают вследствие забывания начала слова. С развитием техники чтения, а так же с улучшением памяти, такие учащиеся начинают правильно читать слова. Развивается фонематический слух, что приучает к определенному темпу, а кроме того, способствует тому, чтобы учащиеся писали без пропусков букв.
Систематическая работа над ударением способствует исправлению устной речи учащихся и получению навыков правильного чтения.
На каждом уроке чтения используются упражнения по отработке правильного чтения. Для этого используется памятка «Учись читать правильно»:
1. Следи за словами на строке, не переставляй их.
2. Старайся понять то, о чём читаешь.
3. При чтении будь внимательным к каждому слову.
4. Следи за интонацией.
5. Старайся не возвращаться снова к уже прочитанному слову.
Таким образом, правильному чтению учащиеся обучаются в процессе усвоения всех качеств чтения. С учащимися, которые неправильно читают, проводится специальная работа в зависимости от характера их ошибок при чтении.
На уроках литературного чтения для отработки выразительного, правильного чтения использую словарь эстетических эмоций.
СЛОВАРЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ
РАДОСТНО НЕЖНО СПОКОЙНО
весело легко мирно
бодро мило светло
звонко чисто покорно
легко прозрачно
ПОНЯТНО СТРАСТНО ТОРЖЕСТВЕННО
чутко бурно степенно
тонко порывисто строго
изящно стремительно победно
мечтательно буйно грандиозно
взволнованно
ТЯЖЕЛО РОБКО ЭНЕРГИЧНО
напряжённо трагично твёрдо
насыщенно мрачно гордо
мощно отважно
мужественно
Для отработки выразительного чтения использую специальные упражнения интонационного характера, такие как:
- указание пауз, логического ударения, темпа;
- определение, на каком слове или слоге слова голос повышается, на каком – понижается;
-различение силы звучания голоса ,т.е. как произносится предложение – тихо, громко. Средне; какое слово в предложении звучит сильнее, тише;
-различение тембра речи, т.е. какие предложения в тексте окрашены грустью, печалью, каким настроением проникнуто стихотворение и т.д.;
-произнесение предложения или текста в заданном темпе, с определенной силой звучания голоса, с заданной окраской;
- самостоятельное нахождение нужной интонации в соответствии с содержанием предложения или целого текста.
Выбор видов упражнений зависит от момента работы по программе, от материала урока, цели, задач, предыдущей подготовки детей и других условий.
Подготавливая учащихся к выразительному чтению, в работе использую памятку
«УЧИСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО»
1.Помни, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаешь его.
2. Прочитай текст несколько раз про себя. Представь себе то, о чём читаешь.
3. Определи свое (автора) отношение к событиям, героям и постарайся при чтении передать его интонацией.
4. Подумай, в каких местах текста необходимо сделать паузы, какие слова и словосочетания следует выделить голосом.
5. Выбери силу голоса (громко, тихо).
6. Определи темп (быстро, медленно).
7. Перед началом чтения вслух займи удобную позу, посмотри на слушателей, выдержи паузу. Потом сделай глубокий вдох и начинай читать. Не забудь указать автора и название произведения.
8. Читая, чётко проговаривай все звуки в словах, правильно ставь ударение.
9. Контролируй дыхание: оно должно быть равномерным, набирай воздух во время пауз.
В качестве чтения каждого учащегося проявляется определенный уровень его общей культуры, выражается индивидуальность читателя. Поэтому совершенствование всей совокупности качеств читательских навыков неотделимо от общего процесса развития личности учащегося.
II. ВИДЫ РАБОТ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
2. Чтение текста, деление на части. Составление плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение, пересказ
5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
6. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
7. Чтение цепочкой по предложению.
8. Чтение цепочкой по абзацу.
9. Чтение вполголоса.
10. Чтение текста, нахождение отрывка к рисунку.
11. Чтение, ответы на вопросы.
12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
14. Нахождение по данному началу или концу предложения, всего предложения.
15. Чтение «выше нормы».
16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками.
21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
22. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
23. Беседа с сопровождением выборочного чтения.
24. Нахождение в тексте 3, 5, 7 … выводов.
25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
27. Установление путём чтения причинно-следственных связей.
28. Чтение названия рассказа (как ещё можно назвать?)
29. Чтение по ролям.
30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
32. «Живая картинка» ( один ученик читает – другой мимикой лица реагирует на услышанное).
33. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот это человечек:
34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально.
35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным, запятой, многоточием.
36. Конкурсное чтение стихотворений.
37. Нахождение и чтение образных слов и выражений, описаний.
38. Нахождение и чтение слов, с логическим ударением. Отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
40. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
41. Чтение стихотворения «цепочкой», заканчивая каждый раз на паузах.
42. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.
44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме:
------------------чн-------------, --------------жи--------------.
45. Кто быстрее найдет в тексте слово, на заданное учителем (учеником) правило.
46. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
47. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
48. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
А) сущ. + прилагат.;
Б) сущ. + глагол;
В) местоим. + глагол;
49. Чтение, пометка непонятных слов.
50. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
51. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным.
52. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
53.Нахождение и чтение в тексте слов, к которым даны сноски.
54. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
55. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима»…
56. Комбинированное чтение: учитель + учащиеся хором.
III.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ
ЧТЕНИЯ
Чтение – один из видов речевой деятельности, заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ:
1) Развитие чёткости произношения – осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, упражнения в четком чтении абзаца, строфы:
На дворе трава, на траве дрова.
Проворонила ворона воронёнка.
От топота копыт пыль по полю летит.
Работа началась с показа артикуляции основных гласных: а, о, ы, и, э. Сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, затем давались сочетания: а – у, а – о , ы – и, э – а и т.д
Затем отрабатывается произношение сочетаний гласных с согласными:
Ба, бо, бу, бэ, би, ва, во , ву, вэ, ве, ви и т.д. Далее различных сочетаний : аоуиэ, аиуоэ; з – с- ш, ш – ж – с; же, че, ща, тра, три. Затем гласные и согласные читались в словах, предложениях: ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ, ПОРТФЕЛЬ. В ЯНВАРЕ МНОГО СНЕГУ НА ДВОРЕ.
Текст взять из читаемых произведений, учащиеся собирали чистоговорки, скороговорки, слова с трудными случаями произношения.
2) Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям как предпосылка правильного чтения.
С этой целью даю для чтения на определенное время слова и словосочетания. Воспитывается внимание к окончанию слова ( чтение слов с общим корнем: вода, водный; белый, белье; сочетаний существительное + прилагательное: чистого берега, у дальнего леса); к корню слова ( с разным корнем, но с одинаковым окончанием: чистота – частота; девушка – дедушка; булка – белка).
Для того, чтобы помочь прочитать слово безошибочно, оно делится на более легкие структуры: ЗЕЛЕНЫЙ – ЗЕЛЕНЕЛ – ЗАЗЕЛЕНЕЛА; БОДРЫЙ – ОБОДРИЛСЯ – ПРИОБОДРИЛСЯ.
Практикуется целенаправленное установочное чтение, например, для тренировок в правильности чтения используют прием взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой читает следующие два абзаца.
3) Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
Эта работа ведется со 2 класса, но давать слова несложные: сначала 1 слово, состоящее из двух слогов, затем из трех слогов, потом подключаем 2 слова, постепенно доводим восприятие до 10-12 знаков: ПРИШЛА ЗИМА; ДРУГ – ДРУЖЕСКИЙ; СИЛЬНЫЙ - СМЕЛЫЙ.
В 3 КЛАССЕ УВЕЛИЧИВАЛА ВОСПРИЯТИЕ ДО 3 СЛОВ В СТРОКУ И В СТОЛБИК, ВКЛЮЧАЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Ученье
Ученый
Ученик
Вьюга, метель, позёмка, буря.
Чтение – вот лучшее учение.
Учащиеся упражняются в восприятии за короткое время (0,5 сек) сначала 3-4 слова, затем «пирамидка», включающая в себя до 8 слов, предложение и небольшой абзац. НАПРИМЕР:
Снег
Весна
Ручьи
Побежали
Зазеленела
НА СТРОЙКАХ РАБОТАЮТ БОЛЬШИЕ МАШИНЫ. ВЕСНА ИДЁТ. СОЛНЦЕ ПОДНИМАЕТСЯ ВСЁ ВЫШЕ. ДНИ СТАНОСЯТСЯ ДЛИННЕЕ.
4) Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст. Особое внимание уделяю обучению чтению молча.
А) Карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, дети устно восполняют отсутствующие окончания: МЫ С ПАПОЙ СЕГОД… ПОШ… В КИ…
Б) Предлагаю на карточках тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова лишены окончаний. Пропущенные буквы были помещены на обороте карточек. В случае затруднения разрешалось пользоваться ключом. Проверка антиципации проводилась после чтения вслух.
В) Упражнение «ФИНИШ».
Учитель называет текст для молчаливого чтения и указывает слово ( группу слов), до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст ( слова подбирались из второй половины текста и проверялись, чтобы они встречались в данном тексте только 1 раз). Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Учитель Проверяет выборочно правильность ( дети показывают учителю заданное слово).
Г) Упражнение «ФОТОГЛАЗ».
На прозрачной пленке были записаны («сфотографированы») столбцы слов, которые показывались по одному; время предъявления каждого слова фиксировалось – 1 мин, 0,75; 0,5; 0,25 сек. Дети считывали слова с экрана молча. Для контроля после каждого десятка слов спрашивать, было ли представлено такое-то слово.При этом названное слово в данном десятке могло и отсутствовать.
Д) Упражнение «БУКСИР».
Учитель громко читает текст, варьируя скоростью чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников (80 – 160 слов).
Дети читали тот же текст «про себя» стараясь поспеть за учителем.
Проверка путём внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делал выборочную проверку.
Е) Упражнение «МОЛНИЯ».
Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме, чтение на максимально доступной каждому скорости, чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «МОЛНИЯ» И ПРОДОЛЖАЕТСЯ от 20 СЕК (вначале) ДО 2 МИН. Тренировки проводились по несколько раз на каждом уроке чтения.
5) Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных.
Задача заключается в восстановлении возможных слов на основе заданных таблиц комбинаций согласных. Соответствующие гласные дети добавляют произвольно.
НАПРИМЕР: буквы Ц Л могут дать слова ЦЕЛЬ, ЦЕЛЫЙ. Буквы С – Л могут дать слова САЛО, СОЛЬ, СОЛО, СИЛА, ОСЕЛ (ТАБЛИЦА ШУЛЬТЕ).
6) Антиципация частей предложения:
Он сам во всем (виноват)
Дверь была (открыта)
(закрыта)
Солнце уже (взошло, зашло)
Весь день шёл (снег, дождь)
Над рекой стелется (туман)
Ветер гнул (деревья).
7) Антиципация частей поговорок:
СДЕЛАЛ ДЕЛО …
ТИШЕ ЕДЕШЬ …
ДАЛ СЛОВО ….
ЛУЧШЕ ПОЗДНО…
МАЛ ЗОЛОТНИК …
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ …
8) Антиципация частей диалога:
- Ты уже читал эту книгу?
(Нет, не читал).
- Я тебе её дам прочитать.
(Спасибо. Но я тебе её не скоро верну.)
- Ты что, медленно читаешь?
(Да, и читать некогда.)
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НАВЫКА ЧТЕНИЯ
Упражнения направлены на развитие интереса к чтению, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.
Все упражнения проводятся в игровой форме. При этом необходимо выполнять одно требование: если ребёнок сделал ошибку – ни в коем случае нельзя его ругать. Надо пошутить, посмеяться вместе с ним: как забавно получилось.
Непременное условие – игровая ситуация.
УПРАЖНЕНИЕ №1 – ЧТЕНИЕ СТРОК НАОБОРОТ ПО СЛОВАМ.
Передадим шифровальную телеграмму.
УПРАЖНЕНИЕ №2 – ЧТЕНИЕ СТРОК НАОБОРОТ ПОБУКВАМ.
Читаем на иностранном языке. Переведите, что вы прочитали.
Упражнение развивает способность строго добуквенного анализа каждого слова, ребёнок правильно произносит неожиданные сочетания звуков, устраняется достаточно распространенная ошибка «зеркального чтения» (ДОМ – МОД).
УПРАЖНЕНИЕ №3 – ПООЧЕРЁДНОЕ ЧТЕНИЕ СЛОВ НОРМАЛЬНОИ НАОБОРОТ.
Пример: 1 слово (нормально) – мама
2 слово (наоборот) – алипук
3 слово (нормально) – машину.
УПРАЖНЕНИЕ №4 - ЧТЕНИЕ ТОЛЬКО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ СЛОВ.
Упражнение приводит к резкому уменьшению ошибок, когда, правильно прочитав начало, ребёнок либо домысливает конец слова, либо искажает его. УПРАЖНЕНИЕ №5 - ЧТЕНИЕ СТРОК С ПРИКРЫТОЙ НИЖНЕЙ ПОЛОВИНОЙ.
Сначала используется знакомый текст, затем незнакомый.
УПРАЖНЕНИЕ №6 – ЧТЕНИЕ СТРОК С ПРИКРЫТОЙ ВЕРХНЕЙ ПОЛОВИНОЙ.
Упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого беглого охватывания сразу нескольких слов, а также чтения не вслух, а про себя. У детей формируется и словесно-логическая память; её объём ( т.к. надо удерживать несколько слов) и прочность ( т.к. удержание надо сохранить несколько секунд). И это всё надо совмещать с чтением других строчек.
УПРАЖНЕНИЕ №7 – ПОИСК ЗАДАННЫХ СЛОВ В ТЕКСТЕ.
Дать задание детям: найти в тексте 1-2 или 3 слова, как можно скорее. Слова должны встречаться в тексте несколько раз. Вначале эти слова предъявляются зрительно, а затем – на слух.
Упражнение формирует зрительную и словесную память.
УПРАЖНЕНИЕ №8 – ЧТЕНИЕ ПЕРЕВЁРНУТОГО ТЕКСТА.
Страница обычного текста переворачивается «вверх ногами». Упражнение способствует формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв, чему способствует их восприятие в необычном, перевёрнутом виде. Процесс чтения естественно замедляется и ребёнок имеет возможность, кроме побуквенного анализа слов, прогнозировать их окончания. Если текст переворачивать столбиком ( то есть на 90 или 270 градусов), то упражнение становится полезным для совершенствования точности координации глаз.
УПРАЖНЕНИЕ №9 – ПОСТАВЬ БУКВУ НА МЕСТО ( СВОЕОБРАЗНОЕ «ПОЛЕ ЧУДЕС»)
Количество пропусков букв в слове варьируется в зависимости от подготовки детей. Пропуски должны быть 2-х видов:
1) с учетом предшествующих и последующих букв (д…рево, и…ру…кА);
2) с учетом последующих или предшествующих слов (больш… кукла,
нов… трактор).
УПРАЖНЕНИЕ №10 – ПОСТАВЬ СЛОВО НА МЕСТО.
Упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста. Дается текст с рядом пропущенных слов (пропуски должны быть 2-х видов):
1) на основе сложившихся стереотипов (например, колобок – румяный, ….., волчок - …… бочок).
2) на основе контекста;
Например: Ложка это ложка,
Ложкой суп ….. .
Кошка это кошка,
У кошки семь …. .
УПРАЖНЕНИЕ №11 – БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ.
Дается специально подготовленный текст, в котором кроме обычных предложений, встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие ситуацию смешной.
Упражнение приучает ребенка к глубокому анализу прочитанного текста.
НАПРИМЕР: Дети не промокли под дождем, потому что спрятались под фонарным столбом.
УПРАЖНЕНИЕ №12 – ЧТЕНИЕ «РАЗРУШЕННЫХ» СЛОВ.
Землетрясение «разрушило» все слова. Одни- больше, другие – меньше, учащимся нужно мысленно дописать слова и прочитать их.
УПРАЖНЕНИЕ №13 – «КУЧА МАЛА» - ЧТЕНИЕ НАЛОЖЕННЫХ ДРУГ НА ДРУГА СЛОВ.
Ураган «перемешал» все вывески в городе. Кто скорее разберет их?
Количество смешанных слов может расти от 5 более.
УПРАЖНЕНИЕ №14 – НАЙДИ ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ
СЛОВА.
Дается 10-30 карточек. На одних из них написаны «правильные» слова: КУКЛА, РОЗА, МАЛЬЧИК. На других «неправильные»: КАШБА, РИВКА, АВИЗАРА.
ЗАДАНИЕ: разложить в одну группу – правильные, в другую – неправильные.
Упражнение развивает умение быстро выделить смысл прочитанного, побуквенный анализ слова.
УПРАЖНЕНИЕ №15 – СКАЖИ СЛОВО.
Детям дают от 3 до 10 слов, каждое из них написано на 2-х маленьких карточках: на одной начало слова, на другой – окончание.
ЗАДАЧА: сложить карточки так. Чтобы получилось осмысленное слово.
Карточки можно разложить:
а) слева карточки с началом слов, справа – с окончанием;
б) все карточки лежат вперемешку – дети сами должны догадаться, где начало, где конец;
в) собраны карточки только с близкими по начертанию словами:
коро-ва кало-ша
каре-та коро-на
Упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всём слове в целом и сразу же подтверждать её обнаруженным фрагментом.
УПРАЖНЕНИЕ №16 – СЛОВЕСНЫЙ ЛАБИРИНТ
Слово можно записать вертикально, можно по слогам, а можно и как угодно:
НАПРИМЕР:
ка ка к ка кар
ран р ар р а
даш а ан а н
ндаш д нд да
аш аш ш
УПРАЖНЕНИЕ №17 – СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Предложения пишутся на полосках бумаги, затем полоски разрезаются так, чтобы на каждом её куске осталось лишь одно слово.
ЗАДАЧА: перемещая полоски с отдельными словами, получить связанное, осмысленное предложение.
НАПРИМЕР: В озеро упали красная косынка и белое платье.
Упражнение формирует умение сочетать в процессе чтения ориентировку и на побуквенный анализ, и на понимание смысла описываемой ситуации.
УПРАЖНЕНИЕ №18 – КТО БЫСТРЕЕ ПРОИЗНЕСЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Даются два предложения и рекомендуются много раз произнести его вслух без пауз и как можно быстрее. Важно соблюдать четкость произношения, не допуская скомканных окончаний.
Упражнение развивает и тренирует артикуляционный аппарат, что резко снижает количество ошибок при чтении, вызванных запинанием и сбоями в артикуляции.
Развитие интонационных умений
Интонация – это совокупность звуковых средств речевой выразительности.
Начинаю с наиболее простого – пауз, но показываю, что паузы бывают различными по назначению и длительности, показываю обозначение пауз разной длительности. Акцент делаю на грамматические паузы, их назначение. Затем показываю ритмические паузы в стихотворении и их отличие от грамматических, вместе с детьми рассматриваю паузы в стихотворном и прозаическом тексте. Особо выделяю смысловые, логические паузы. Показываю, что между абзацами паузы большей длительности, чем между предложениями и внутри предложений.
Темп и тон обычно выбираются, а не определяются. Обращаю внимание детей на чтение диалога: речь одного лица должна быть отделена от речи другого. Показываю повышение и понижение голоса, а также правильный выбор тона того или другого лица. Показываю упражнения, посвящённые более сложному компоненту интонации – логическим и фразовым ударениям. Для выразительности чтения важно знание того, когда, в каких случаях необходимы грамматические ударения.
Рассмотрим каждый компонент интонации и упражнения для учащихся.
Паузы – остановки голоса в тексте – необходимы для отделения одной мысли от другой. Паузы бывают логические (смысловые), грамматические, соответствующие знакам препинания, и межстиховые, отделяющие одну строку от другой.
Паузы обозначаются так:
/ - основная
// - длительная
: - дополнительная
Дополнительные паузы замедлят темп чтения и текст будет звучать весомее, значительнее.
Рассматривая смысловые паузы, обращаю внимание учащихся на то, что эти паузы не всегда совпадают со знаками препинания, особенно когда необходимо произнести словосочетания.
Грамматическими паузами в предложении выделяют пары слов (словосочетания); отделяют одно предложение от другого внутри сложного предложения; отделяют слова, относящиеся к подлежащему, и слова, связанные со сказуемым; разделяют перечисления, выделяют пояснения; подчёркивают важность следующих далее слов; определяют конец предложения.
Предлагаю такие упражнения:
Рассмотрите, что означают эти паузы.
Маленькая дикая уточка чирок – свистунок / решилась наконец – то перевести своих утят из леса в обход деревни / в озеро, / на свободу.
(М. Пришвин)
Подумайте, что подсказывают паузы.
Мимо мухомора не пройдешь: // чудо чудное, / диво дивное! / Сказочная Красная Шапочка? / Или домик на курьих ножках? / А может, гномик лесной : в бисерном колпачке и кружевных панталончиках? / Вот – вот зашевелится, / поклонится / и что-нибудь скажет …
(Н. Сладков)
Расставьте паузы до конца.
- Лед тронулся! / - слышны крики среди ясного весеннего дня. / - Ребята, лёд идёт!.. //
Свесившись через перила, вы тоже глядите на реку, и – какое разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на очень отдалённый гром. Вместо чудовищной ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега.
(А. Чехов)
Тон чтения
Тон – это оттенок речи. Фразу можно произнести разным тоном, и она поменяет смысл.
Приступая к работе над тоном, обращаю внимание детей на то, что тон чтения выбирается в зависимости от задачи чтения: что мы хотим сообщить слушателям, какое отношение к изображаемому выразить.
Установив для себя задачу чтения, выбираем тон – доброжелательный, ласковый, строгий, побуждающий, увещевательный или равнодушный, холодный, принять участие в событии.
Учащиеся выбирают правильный тон чтения, чтобы передать чувства, настроение поэта или писателя; и объясняют, почему выбран именно такой тон.
Темп чтения
Темп – скорость чтения – может меняться в зависимости от смысла текста, жанра. Анализ стихотворения либо рассказа должен предшествовать определению задачи чтения, выбору темпа на её основе. Дети при чтении должны быть очень внимательны и помнить, что в одном и том же произведении темп может меняться.
Обозначается темп так:
Нормальный – н, убыстрённый – уб, быстрый – б, медленный – м, замедленный – з.
Логические (смысловые) ударения
Более сложным компонентом интонации является логическое ударение. Показываю на примере, как меняется смысл текста в зависимости от его места в предложении. Учащиеся должны знать, что главное слово в предложении выделяется силой голоса. В предложении может быть одно главное, сильное ударение и дополнительное, более слабое, относящееся к выделенному слову. Это фразовое ударение. Оно обозначается дополнительно прерывистой чертой.
Понаблюдайте, что изменилось в предложении в зависимости от нового выделения слов. Разъясните смысл каждого предложения.
Я завтра пойду в музей. Я завтра пойду в музей. Я завтра пойду в музей.
Отметьте строки с фразовыми, дополнительными ударениями знаком
V
.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Грамматические логические ударения
Знакомлю учащихся с тем, что в грамматике есть определённые правила, согласно которым логические ударения занимают совё место в предложении. Учу детей пользоваться этими правилами.
С помощью грамматических логических ударений выделяются:
- слова – перечисления, если хоть одно требует ударения: «Знаешь, кто мои соседи? – Лисы, волки и медведи»;
- в вопросительном предложении слово – вопрос: «Зачем ты это сделал?» Или последнее слово: «Что везёшь? – Сено. – Какое сено! Ведь это дрова. – А коли видишь, так чего спрашиваешь».
Не выделяются:
- союзы, предлоги, междометия, частицы, вводные слова и обращения.
Упражнения для развития техники речи
Первое, чем следует заняться с учащимися – это «поставить» им технику речи – дыхание, голос, произношение. Первые упражнения нужно посвятить формированию умения правильно пользоваться дыханием, отработке его продолжительности. Упражнения должны выполняться стоя.
В первом и втором упражнениях звуки произносятся сначала слитно, на одном дыхании, потом раздельно. Далее учащиеся берут тексты. Паузы между отрезками, произносящимися на одном дыхании, постепенно уменьшаются, и текст произносится целиком.
Затем рассматриваются свойства голоса и выполняются упражнения для их выработки. При этом используются тексты из учебника.
Следующие упражнения посвящены чёткости произношения: в них задействованы основные органы речи. Отобраны звуки, которые могут произноситься неверно, и слова, требующие орфоэпического произношения.
Умение читать скороговорки приходит не сразу. Облегчается их чтение постановкой пауз с постепенным убыстрением темпа чтения вплоть до снятия пауз. Эти упражнения проводятся перед выразительным чтением текста.
Речевое дыхание
Распределите правильно дыхание. Глубокий вдох через нос – спокойный выдох до конца, без перерыва чтения.
ж ж ж ж ж ж; с с с с с с; р р р р р р; ш ш ш ш ш ш; м м м м м м.
Поставьте на стол 10 зажжённых свечей. Потушите свечи:
Отдельно каждую;
Все сразу.
Прочитайте текст: вдох – выдох – пауза – вдох – выдох – пауза. Паузы обозначьте так: /.
Лисица позвала журавля на обед / и подала похлёбку на тарелке. / Журавль ничего не мог взять своим носом, / и лисица всё съела сама.
(А. Толстой)
Прочитайте стихотворение. Сделайте паузы после первой и второй строки. Третью и четвёртую прочитайте без пауз.
Я вошёл в тенистый бор /
И увидел мухомор. /
Сыроежку, зеленушку,
Розоватую волнушку! (Ю. Могутин)
Прочитайте на одном дыхании:
Жил – был не царь, не король, не геройский герой, а жил – был мальчик.
(Э. Мошковская)
Прочитайте сначала медленно, а затем быстро, без пауз.
Заваривши кашу, / масла не жалеют; /
Начав дело, / не останавливаются.
На дворе трава, на траве дрова;
Не руби дрова на траве двора.
Задача этих упражнений – помочь учащимся «держать дыхание».
Голос
Послушайте себя. Благозвучен ли голос? Богат ли оттенками?
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.
Подумайте, как читать. Громко? Тихо? Шёпотом? Нормально? Голос: высокий? низкий? Почему?
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы –
Ты поди – ка поводи.
Подумайте, как прочитать этот отрывок из стихотворения. Почему именно так?
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
(С. Маршак)
Мелодика речи
Упражнения развивают гибкость голоса, умение повышать и понижать его в нужный момент, говорить тихо или громко. Учащиеся, читая текст, поясняют, почему читать нужно именно так.
Условные обозначения:
- повышение голоса
- понижение голоса
- ровно, без повышения и понижения.
1. Прочитайте диалог. Проследите за повышением и понижением голоса.
- Заяц, заяц,
Чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят.
2. Прочитайте повествовательное предложение. Нужно ли здесь повышать или понижать голос?
Уж тает снег,
Бегут ручьи. . .
3. Проследите за мелодикой речи.
Козлик и ослик.
Серенький Козлик
Ходил и грустил.
Серого Ослика
Козлик спросил:
- Когда тебя любят нежно,
Тебе хорошо?
- Конечно.
Если ты сильный,
Если красивый,
Значит, любимый,
Значит, счастливый.
Козлик сказал:
- Большое спасибо.
Нет, я не сильный,
Я некрасивый.
Ослик сказал:
- Козлик, чудак!
Я полюбил тебя
Просто так! (Э. Мошковская)
Это стихотворение построено в форме диалога и характеризует отношение персонажей друг к другу. Дети могут читать это стихотворение в лицах
Дикция
Дикция – это отчётливое, ясное произношение звуков речи. Учащимся предлагается проверить себя, правильно ли они произносят звуки речи. Невнятная, неразборчивая речь затрудняет её понимание. Такую речь слушать неприятно. Чтобы речь была свободной, гибкой, нужно развивать свой речевой аппарат.
В образовании звуков участвуют органы речи: язык, губы, зубы, мягкое нёбо, голосовые связки, нижняя и верхняя челюсть.
Чётко произносите гласные звуки, широко открывая рот.
и, и, и, и, и, и, и, и, и, и; иу, иу, иу, иу, иу, иу, иу, иу, иу, иу.
Проверьте, где образуются звуки: [ы], [л‘], [н], [у], [в].
Объявление, сыграли, конечно; у самого синего моря.
Произнесите правильно: с – з, ш – ч – щ – ц; р – л; ж – ш – щ.
Щука проглотила щётку,
Щётка ей щекочет глотку.
- Удивительное дело!
Что же я за рыбу съела!
(С. Маршак)
Груши между листьями блестели,
Листья между грушами шумели,
И о чём листы шептали грушам,
Даже груши слушать не хотели.
(Н. Матвеева)
- Кра! –
Кричит ворона. –
Кража!
Караул!
Грабёж!
Пропажа!
Вор подкрался
Утром рано!
Грош украл он
Из кармана! (В. Орлов)
Эти упражнения корректируют звуки учащихся. Иногда дети не замечают, что произносят их неверно. Тренировка помогает найти ошибки, вызванные или неверным образованием звуков, или нечёткостью произношения.
Чтение скороговорок и чистоговорок
Чтение скороговорок и чистоговорок способствует увеличению подвижности речевого аппарата, помогает развитию дикционных умений. Чтобы облегчить работу со скороговоркой, их сначала читают медленно, затем быстрее, делая паузы. Постепенно паузы снимаются, скороговорка читается целиком, без пауз.
Читайте медленно, с паузами.
Карл у Клары / украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет.
Осип охрип, / а Архип осип.
Как у горки на пригорке /
Жили тридцать три Егорки.
Читайте быстро, без пауз.
Поезд мчится, скрежеща:
же – че – ща, же – че – ща.
Сыворотка из – под простокваши.
Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На дуб не дуй губ, /
Не дуй губ на дуб.
Подбирая скороговорки различной степени сложности, стараюсь на каждом уроке работать над гибкостью и чёткостью произношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я постаралась дать характеристику всех видов упражнений по чтению для формирования навыка чтения младших школьников, раскрыть назначение каждого вида чтения, методику проведения их.
Особенно подробно, на конкретных примерах, я показала приемы обучения детей новым для них видам упражнений, постепенное усложнение.
Выбор упражнение для каждого урока определяется в первую очередь идейно-художественным или научным содержанием материала чтения. Одни из них подготавливают учащихся к восприятию текста, другие являются продолжением работы над текстом.
Каждый урок и приемы его проведения должны не только соответствовать целям чтения данного произведения, но и тесно увязывается с другими видами упражнений на уроке, подготавливая учащихся к новой работе. Благодаря использованию описанных приемов и правильной организации уроков чтения у учащихся значительно повышается техника чтения растет глубина, понимание литературных текстов, повышается интерес к процессу чтения. Уроки проходят оживленно, эмоционально, интересно. Расширяются масштабы творческой активности детей.
Работая над темой я изучила и проанализировала теоретический материал. В своей работе постаралась дать характеристику различных видов упражнений по выразительности чтения младших школьников, раскрыть назначение каждого, методику проведения их.
На конкретных примерах я показала приёмы обучения детей новым для них видам упражнений.
Благодаря использованию описанных упражнений для развития техники речи и правильной организации уроков чтения, у учащихся появляется целостное восприятие и осмысление текста, повышается интерес к процессу чтения, умение выбирать конкретную интонацию при чтении. Выразительное чтение выступает как средство проникновения в текст, как средство обучения и как показатель освоения текста, а так же как средство воспитания чувств и активного отношения ребенка к читаемому результату.
Так же я изучила трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при овладении выразительным чтением. Внедряю в практику эффективные упражнения для преодоления этих трудностей.
Творческая активность учителя не стоит на месте: выявляются новые формы и методы развития выразительного чтения.
Таким образом, тема работы раскрыта, цель достигнута, результаты могут быть использованы учителями начальных классов.