Формирование навыка смыслового чтения на уроках чтения в начальной школе | Линючева Елена Николаевна. Работа №338546
Аннотация. Статья посвящена формированию навыка смыслового чтения у учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. В статье также предлагаются практические занятия и упражнения для развития навыка смыслового чтения, включая обсуждение текста, составление плана, игровую деятельность и задания на поиск информации.
Ключевые слова: смысловое чтение, литературное чтение, начальная школа, понимание текста, самостоятельное чтение, практические занятия, игровые упражнения, оценка.
Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе является одной из важнейших задач образования. Смысловое чтение предполагает не просто осознание отдельных слов, но и понимание глубокого смысла текста.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Линючева Елена Николаевна, учитель начальных классов
МОАУ «Хорогочинская СОШ», Тындинский р-н, п. Кувыкта
Аннотация. Статья посвящена формированию навыка смыслового чтения у учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. В статье также предлагаются практические занятия и упражнения для развития навыка смыслового чтения, включая обсуждение текста, составление плана, игровую деятельность и задания на поиск информации.
Ключевые слова: смысловое чтение, литературное чтение, начальная школа, понимание текста, самостоятельное чтение, практические занятия, игровые упражнения, оценка.
Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе является одной из важнейших задач образования. Смысловое чтение предполагает не просто осознание отдельных слов, но и понимание глубокого смысла текста. Введение в формирование этого навыка начинается с первых классов, где дети знакомятся с алфавитом и начинают распознавать буквы.
Основные принципы и методы развития навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе направлены на стимулирование интереса и понимания текста учениками.
Первый принцип — это создание атмосферы, в которой учащиеся ощущают удовольствие от чтения. Учителя должны пробудить интерес к книгам и показать детям, что чтение - это интересное и полезное занятие.
Второй принцип - использование различных текстов и жанров. В начальной школе рекомендуется предлагать детям разнообразные литературные произведения, включая сказки, стихи, рассказы и истории. Это позволяет разнообразить уроки, формировать интерес к разным жанрам и расширять кругозор учащихся.
Третий принцип - развитие навыков понимания прочитанного. Учитель должен применять различные методы работы с текстом, такие как чтение вслух, анализ и интерпретация текста, ответы на вопросы, обсуждение сюжета и персонажей и т. д. Через систематическую работу над пониманием прочитанного, учащиеся научатся анализировать и оценивать содержание текста.
Четвертый принцип - формирование навыков самостоятельного чтения. Учитель должен помочь детям осознать важность самостоятельного чтения и научить их выбирать книги в соответствии с их интересами и способностями. Важно также обучать детей планированию чтения, умению определять цель чтения и использовать различные стратегии поиска информации.
Для эффективного формирования навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе необходимо проводить практические занятия и упражнения, которые способствуют развитию этого навыка у учащихся.
Одним из таких занятий может быть обсуждение содержания прочитанного текста. Учащиеся могут объяснить основные события, описать персонажей, выразить свои мысли и эмоции, аргументированно высказаться о сюжете и морали произведения. Такие упражнения помогают развивать понимание произведения как целого, а также формирование логического мышления и способности к анализу.
Другим полезным упражнением является составление плана или схемы прочитанного текста. Учащиеся могут выделить основные события и подпункты, связанные с ними. Это помогает структурировать информацию в тексте и находить взаимосвязи между различными частями произведения.
Также эффективным методом развития навыка смыслового чтения является игровая деятельность. Например, учащиеся могут играть в «Что было потом?» - задавать вопросы о том, что произойдет дальше после прочитанного фрагмента текста и давать обоснованные предположения. Это развивает умение делать выводы на основе прочитанного и предугадывать развитие сюжета.
Кроме того, доступными средствами для развития навыка смыслового чтения являются задания на поиск информации в тексте. Учащиеся могут искать ответы на поставленные вопросы или находить конкретные факты, указанные в тексте. Такие упражнения развивают навык активного поиска информации и позволяют учащимся осознавать, что каждая деталь в тексте имеет значение.
Оценка и контроль развития навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе важны для определения эффективности образовательного процесса и достижения поставленных целей.
Для оценки навыка смыслового чтения можно использовать различные методы, в том числе тестирование, наблюдения, самооценку и портфолио. Тестирование позволяет измерить степень усвоения учебного материала и определить уровень понимания прочитанного текста. Наблюдения учителя позволяют оценить учеников в реальной ситуации чтения текста и выявить индивидуальные особенности и слабые места каждого ученика. Самооценка позволяет учащимся оценить свое понимание и оценить свои достижения. Портфолио является накопительным иллюстрацией развития навыка смыслового чтения и содержит работы учащихся, включая различные виды заданий и проектов.
Для более точной оценки развития навыка смыслового чтения рекомендуется комбинировать различные методы оценки. Например, тестирование может использоваться для измерения знаний и умений, наблюдения - для выявления навыков чтения в реальной ситуации, самооценка- для саморефлексии и понимания уровня своего понимания, и портфолио - для отслеживания прогресса в долгосрочной перспективе.
Оценка и контроль развития навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения помогают учителю адаптировать учебный процесс под потребности каждого ученика. С помощью оценки учитель может выявить слабые места учащихся и разработать индивидуальные планы работы с каждым из них. Оценка также помогает мотивировать учащихся, показывая им их прогресс и достижения.
Таким образом, уроки литературного чтения в начальной школе играют важную роль в формировании навыка смыслового чтения. Они помогают детям развивать языковые и мыслительные способности, а также формировать интерес к чтению и расширять кругозор. Через систематическое и постепенное введение детей в мир литературы, учителя способствуют формированию полноценного читателя, способного понимать и анализировать текст на глубоком уровне.
Список литературы
1. Мосунова, Л. А. Смысловое чтение как деятельность: её содержание и структура [Электронный ресурс] :/ Вестник ВятГУ. 2011. № 2-1.
2. Левитина, Е. И. Формирование и диагностика личностных и метапредметных компетенций учащихся при обучении литературному чтению // Пачатковая школа. – 2020. – № 3 – С. 45 – 56.
3. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И. В., Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004.