Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе | Холостенко Екатерина Владимировна. Работа №350964. Номер работы: №350964
Аннотация. Статья посвящена методам и приёмам формирования навыка смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения. В статье рассматриваются основные задачи смыслового чтения, его значение для развития критического мышления и понимания текста, а также подходы, которые могут быть эффективно использованы учителем для достижения поставленных целей. Приведены конкретные примеры заданий, упражнений и техник, которые способствуют развитию навыков смыслового восприятия текста у младших школьников.
Ключевые слова: смысловое чтение, начальная школа, урок литературного чтения, понимание текста, младшие школьники, навыки чтения, осмысленное чтение, работа с текстом.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Холостенко Екатерина Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ "УВК "Школа-ДОУ имени Героя Советского Союза М.П.Могильного Володарского М.О." ДНР с.Республика
Аннотация. Статья посвящена методам и приёмам формирования навыка смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения. В статье рассматриваются основные задачи смыслового чтения, его значение для развития критического мышления и понимания текста, а также подходы, которые могут быть эффективно использованы учителем для достижения поставленных целей. Приведены конкретные примеры заданий, упражнений и техник, которые способствуют развитию навыков смыслового восприятия текста у младших школьников.
Ключевые слова: смысловое чтение, начальная школа, урок литературного чтения, понимание текста, младшие школьники, навыки чтения, осмысленное чтение, работа с текстом.
Навык смыслового чтения является важнейшей составляющей обучения в начальной школе, так как он позволяет младшим школьникам не просто воспринимать информацию, но и осознавать её, глубоко понимать содержание текста, критически его анализировать. Смысловое чтение не только формирует основы для успешного обучения в старших классах, но и закладывает фундамент для умения работать с информацией в повседневной жизни. Поэтому задача формирования смыслового чтения на уроках литературного чтения является актуальной и требует внимания со стороны педагога.
1. Понятие смыслового чтения и его значение в обучении младших школьников
Смысловое чтение — это умение понимать, анализировать и интерпретировать текст, видеть логические связи между его элементами, понимать подтекст и скрытые смыслы. Этот навык формируется не только за счёт механического восприятия информации, но и требует вовлечения умений анализа, синтеза, а также развитой эмпатии и воображения.
Для младших школьников смысловое чтение особенно важно, так как оно помогает:
развивать критическое мышление;
формировать интерес к литературе;
учить детей думать о прочитанном, анализировать события и поступки героев;
повышать уровень общекультурной грамотности.
Когда ребёнок понимает смысл текста, он лучше запоминает информацию и может применять её на практике. Навык смыслового чтения позволяет школьникам глубже проникнуть в содержание произведений, выделять для себя ключевые моменты, видеть, как различные элементы текста связаны между собой.
2. Основные подходы к формированию смыслового чтения на уроках литературного чтения
Для того чтобы сформировать у школьников навык смыслового чтения, учитель должен внедрять различные методики, направленные на активизацию понимания текста. Существуют несколько основных подходов к обучению смысловому чтению:
1. Постановка вопросов перед чтением. Чтобы активизировать мышление детей и направить их внимание на содержание, полезно задавать вопросы перед началом чтения текста. Например, можно попросить детей предположить, о чём будет рассказ, какие события могут произойти, на что стоит обратить внимание. Этот метод помогает детям сформулировать личные ожидания от текста и осмысленно его воспринимать.
2. Работа с заголовком и иллюстрациями. До начала чтения можно обсудить с учениками заголовок и иллюстрации к тексту. Это помогает детям настроиться на восприятие и лучше понять структуру текста.
3. Аннотация и резюме прочитанного. После прочтения важно помочь детям структурировать полученную информацию, задавая вопросы, подводящие к аннотации или краткому пересказу прочитанного. Можно предложить детям пересказать текст своими словами, выделяя главные события и ключевые мысли. Это способствует развитию навыка краткого и структурированного пересказа.
4. Вопросы на понимание текста. После прочтения текста учитель может задать вопросы, которые помогут детям понять скрытые смыслы и подтексты произведения. Такие вопросы могут быть связаны с поведением героев, их мотивами, развитием событий. Важно задавать вопросы, направленные не только на понимание фактической информации, но и на анализ, выводы и оценку поступков персонажей.
5. Развитие воображения и ассоциативного мышления. Метод «додумывания» — эффективное средство для осмысленного восприятия текста. Учитель может предложить детям представить, как продолжится история, что произойдёт с героями дальше, или предложить закончить рассказ. Такое задание развивает воображение и умение осмысливать информацию.
3. Техники и упражнения для развития смыслового чтения
На уроках литературного чтения можно применять различные задания, которые помогут школьникам освоить технику смыслового чтения. Рассмотрим несколько наиболее эффективных упражнений:
1. Работа с ключевыми словами и выражениями. После прочтения текста можно предложить детям выделить ключевые слова, которые помогают понять содержание произведения. Этот приём не только укрепляет память, но и помогает понять суть прочитанного.
2. «Составь схему сюжета». Это упражнение позволяет школьникам структурировать информацию и видеть логику текста. Можно предложить детям составить простую схему событий или нарисовать основные моменты произведения в виде цепочки, где каждый элемент связан с предыдущим.
3. Дискуссии и обсуждения. Проведение обсуждений, в которых ученики могут высказать своё мнение о содержании, способствует более глубокому пониманию текста. Учитель может поощрять детей выражать свои мысли, делиться впечатлениями о произведении и обосновывать свои выводы.
4. Метод инсценировок и ролевых игр. Ролевая игра позволяет детям глубже понять внутренний мир героев, их чувства и мотивацию. После прочтения текста можно предложить ученикам разыграть сцену из произведения, обсудить, какие чувства переживают персонажи. Это способствует развитию эмпатии и умению «вживаться» в текст.
4. Роль учителя в формировании навыка смыслового чтения
Учитель играет ключевую роль в формировании смыслового чтения у младших школьников. Важно, чтобы он создавал условия для активного восприятия текста, поддерживал интерес детей к литературе и направлял их внимание на смысловые аспекты произведений. Учитель должен быть внимательным к индивидуальным особенностям каждого ребёнка, поощрять самостоятельное мышление и интерес к чтению.
При этом важно помнить, что смысловое чтение формируется постепенно и требует регулярной работы. Учитель должен на каждом уроке уделять время разбору текста, задавать вопросы на понимание и поощрять учеников к размышлениям и выводам.
Формирование навыка смыслового чтения у младших школьников — важная задача начального образования, от успеха которой во многом зависит дальнейшая учебная деятельность ребёнка. Смысловое чтение позволяет детям глубже понимать и анализировать прочитанное, способствует развитию критического мышления и умения делать выводы. Учителю важно использовать разнообразные методы и упражнения, направленные на развитие этого навыка, а также поддерживать интерес к чтению, создавая для детей атмосферу любознательности и творчества.
Список литературы
Иванова Виктория Евгеньевна Формирование стратегий смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе // НАУ. 2015. №2-5 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-strategiy-smyslovogo-chteniya-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole
Исмаилова Хилола Акмаловна, Байбаева Мухайё Худайбергеновна Задачи уроков литературного чтения в современной системе обучения смысловому чтению младших школьников // Talqin va tadqiqotlar ilmiy-uslubiy jurnali. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-urokov-literaturnogo-chteniya-v-sovremennoy-sisteme-obucheniya-smyslovomu-chteniyu-mladshih-shkolnikov
Юнусова Эльмаз Адиль-гареевна Особенности формирования навыка чтения в младшем школьном возрасте // АНИ: педагогика и психология. 2019. №4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-navyka-chteniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste