Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе | Холостенко Екатерина Владимировна. Работа №350964. Номер работы: №350964

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.  Статья посвящена методам и приёмам формирования навыка смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения. В статье рассматриваются основные задачи смыслового чтения, его значение для развития критического мышления и понимания текста, а также подходы, которые могут быть эффективно использованы учителем для достижения поставленных целей. Приведены конкретные примеры заданий, упражнений и техник, которые способствуют развитию навыков смыслового восприятия текста у младших школьников.

Ключевые слова: смысловое чтение, начальная школа, урок литературного чтения, понимание текста, младшие школьники, навыки чтения, осмысленное чтение, работа с текстом.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Холостенко Екатерина Владимировна, учитель начальных классов

ГБОУ "УВК "Школа-ДОУ имени Героя Советского Союза М.П.Могильного Володарского М.О." ДНР с.Республика

Аннотация. Статья посвящена методам и приёмам формирования навыка смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения. В статье рассматриваются основные задачи смыслового чтения, его значение для развития критического мышления и понимания текста, а также подходы, которые могут быть эффективно использованы учителем для достижения поставленных целей. Приведены конкретные примеры заданий, упражнений и техник, которые способствуют развитию навыков смыслового восприятия текста у младших школьников.

Ключевые слова: смысловое чтение, начальная школа, урок литературного чтения, понимание текста, младшие школьники, навыки чтения, осмысленное чтение, работа с текстом.

Навык смыслового чтения является важнейшей составляющей обучения в начальной школе, так как он позволяет младшим школьникам не просто воспринимать информацию, но и осознавать её, глубоко понимать содержание текста, критически его анализировать. Смысловое чтение не только формирует основы для успешного обучения в старших классах, но и закладывает фундамент для умения работать с информацией в повседневной жизни. Поэтому задача формирования смыслового чтения на уроках литературного чтения является актуальной и требует внимания со стороны педагога.

1. Понятие смыслового чтения и его значение в обучении младших школьников

Смысловое чтение — это умение понимать, анализировать и интерпретировать текст, видеть логические связи между его элементами, понимать подтекст и скрытые смыслы. Этот навык формируется не только за счёт механического восприятия информации, но и требует вовлечения умений анализа, синтеза, а также развитой эмпатии и воображения.

Для младших школьников смысловое чтение особенно важно, так как оно помогает:

развивать критическое мышление;

формировать интерес к литературе;

учить детей думать о прочитанном, анализировать события и поступки героев;

повышать уровень общекультурной грамотности.

Когда ребёнок понимает смысл текста, он лучше запоминает информацию и может применять её на практике. Навык смыслового чтения позволяет школьникам глубже проникнуть в содержание произведений, выделять для себя ключевые моменты, видеть, как различные элементы текста связаны между собой.

2. Основные подходы к формированию смыслового чтения на уроках литературного чтения

Для того чтобы сформировать у школьников навык смыслового чтения, учитель должен внедрять различные методики, направленные на активизацию понимания текста. Существуют несколько основных подходов к обучению смысловому чтению:

1. Постановка вопросов перед чтением. Чтобы активизировать мышление детей и направить их внимание на содержание, полезно задавать вопросы перед началом чтения текста. Например, можно попросить детей предположить, о чём будет рассказ, какие события могут произойти, на что стоит обратить внимание. Этот метод помогает детям сформулировать личные ожидания от текста и осмысленно его воспринимать.

2. Работа с заголовком и иллюстрациями. До начала чтения можно обсудить с учениками заголовок и иллюстрации к тексту. Это помогает детям настроиться на восприятие и лучше понять структуру текста.

3. Аннотация и резюме прочитанного. После прочтения важно помочь детям структурировать полученную информацию, задавая вопросы, подводящие к аннотации или краткому пересказу прочитанного. Можно предложить детям пересказать текст своими словами, выделяя главные события и ключевые мысли. Это способствует развитию навыка краткого и структурированного пересказа.

4. Вопросы на понимание текста. После прочтения текста учитель может задать вопросы, которые помогут детям понять скрытые смыслы и подтексты произведения. Такие вопросы могут быть связаны с поведением героев, их мотивами, развитием событий. Важно задавать вопросы, направленные не только на понимание фактической информации, но и на анализ, выводы и оценку поступков персонажей.

5. Развитие воображения и ассоциативного мышления. Метод «додумывания» — эффективное средство для осмысленного восприятия текста. Учитель может предложить детям представить, как продолжится история, что произойдёт с героями дальше, или предложить закончить рассказ. Такое задание развивает воображение и умение осмысливать информацию.

3. Техники и упражнения для развития смыслового чтения

На уроках литературного чтения можно применять различные задания, которые помогут школьникам освоить технику смыслового чтения. Рассмотрим несколько наиболее эффективных упражнений:

1. Работа с ключевыми словами и выражениями. После прочтения текста можно предложить детям выделить ключевые слова, которые помогают понять содержание произведения. Этот приём не только укрепляет память, но и помогает понять суть прочитанного.

2. «Составь схему сюжета». Это упражнение позволяет школьникам структурировать информацию и видеть логику текста. Можно предложить детям составить простую схему событий или нарисовать основные моменты произведения в виде цепочки, где каждый элемент связан с предыдущим.

3. Дискуссии и обсуждения. Проведение обсуждений, в которых ученики могут высказать своё мнение о содержании, способствует более глубокому пониманию текста. Учитель может поощрять детей выражать свои мысли, делиться впечатлениями о произведении и обосновывать свои выводы.

4. Метод инсценировок и ролевых игр. Ролевая игра позволяет детям глубже понять внутренний мир героев, их чувства и мотивацию. После прочтения текста можно предложить ученикам разыграть сцену из произведения, обсудить, какие чувства переживают персонажи. Это способствует развитию эмпатии и умению «вживаться» в текст.

4. Роль учителя в формировании навыка смыслового чтения

Учитель играет ключевую роль в формировании смыслового чтения у младших школьников. Важно, чтобы он создавал условия для активного восприятия текста, поддерживал интерес детей к литературе и направлял их внимание на смысловые аспекты произведений. Учитель должен быть внимательным к индивидуальным особенностям каждого ребёнка, поощрять самостоятельное мышление и интерес к чтению.

При этом важно помнить, что смысловое чтение формируется постепенно и требует регулярной работы. Учитель должен на каждом уроке уделять время разбору текста, задавать вопросы на понимание и поощрять учеников к размышлениям и выводам.

Формирование навыка смыслового чтения у младших школьников — важная задача начального образования, от успеха которой во многом зависит дальнейшая учебная деятельность ребёнка. Смысловое чтение позволяет детям глубже понимать и анализировать прочитанное, способствует развитию критического мышления и умения делать выводы. Учителю важно использовать разнообразные методы и упражнения, направленные на развитие этого навыка, а также поддерживать интерес к чтению, создавая для детей атмосферу любознательности и творчества.

Список литературы

Иванова Виктория Евгеньевна Формирование стратегий смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе // НАУ. 2015. №2-5 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-strategiy-smyslovogo-chteniya-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole

Исмаилова Хилола Акмаловна, Байбаева Мухайё Худайбергеновна Задачи уроков литературного чтения в современной системе обучения смысловому чтению младших школьников // Talqin va tadqiqotlar ilmiy-uslubiy jurnali. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-urokov-literaturnogo-chteniya-v-sovremennoy-sisteme-obucheniya-smyslovomu-chteniyu-mladshih-shkolnikov

Юнусова Эльмаз Адиль-гареевна Особенности формирования навыка чтения в младшем школьном возрасте // АНИ: педагогика и психология. 2019. №4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-navyka-chteniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×